порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем? Трагедия Григория Мелехова
зачастую воспринималась критикой как трагедия человека оторвавшегося от
народа, ставшего отщепенцем, или как трагедия исторического заблуждения.
Казалось бы, ничего, кроме неприязни и презрения, не может вызвать такой
человек. У читателя же остается впечатление о Григории Мелехове как
человеке ярком и сильном; недаром в его образе писатель стремился не только
показать пагубность решений и поступков, обусловленных иллюзиями
собственнического мира, но и передать «очарование человека».
В сложной обстановке гражданской войны Григорий не может найти верного пути
с силу политической малограмотности, предрассудков своей страны. Шолохов,
изображая путь мучительных исканий правды, которым шел Григорий,
прочерчивая дороги, уводившие его в лагерь врагов революции, и сурово
осуждая героя за преступление перед народом и человечностью, все же
постоянно напоминает, что по своим внутренним задаткам, глубоко коренящимся
нравственным стремлениям этот самобытный человек из народа постоянно
тянулся к тем, кто боролся в лагере революции. Поэтому не случайно его
кратковременной пребывание у красных сопровождалось обретением душевного
равновесия, нравственной устойчивостью.
Образ Григория невозможно понять, анализируя лишь его поступки и не
учитывая состояние его внутреннего мира, тех мотивов, которые объясняют его
поступки.
Трагично завершается путь героя в романе, и все сильнее и напряжение
звучит мотив страдания, неотступнее становится наше желание благополучного
исхода его судьбы. Особого напряжения этот мотив достигает в сцене гибели
Аксиньи. Психологически проникновенный портрет Григория и образ
бесконечного космического мира, перед которым он предстал один на один,
передает глубину трагедии.
Но все же трагедия не заслоняет в романе мотив исторического оптимизма,
мысли о реальной возможности преодоления трагических конфликтов в ходе
исторических катаклизмов. Именно таков пафос « Тихого Дона» как эпопеи
народной жизни на крутом историческом рубеже. Шолохов показал, что процесс
всякого обновления, перестройки, требует напряжения всех сил, приносит
лишения, порождает острые конфликты и смятение народных масс. Это отражено
в судьбе Григория Мелехова. Его образ выступает как олицетворение высоких
человеческих возможностей, которые в силу трагических обстоятельств не
получили своего полного осуществления.
Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для
него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего
человеческого бытия. Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с
множеством маленьких частиц правды, и готовый принять каждую, он
обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью.
Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия.
Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу
шинели».
Проявлениям классовой вражды, жестокости, кровопролития автор романа
противопоставляет извечную мечту человека о счастье, о согласии между
людьми. Он последовательно ведёт своего героя к той правде, в которой
заключена идея единства народа как основы жизни.
Что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого
враждующего мира, этого «недоумённого существования»? Что с ним будет, если
он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя
всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, труду на земле? Автор
не отвечает на эти вопросы. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией
всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося
насильственной «классовой переделке». Революция и гражданская война
изорвала и исковеркала жизнь Григория Мелехова. Память об этом страшном
месиве незаживающей раной ляжет на душу Григория.
«Тихий Дон» – эпопея народной жизни в исторически знаменательные годы
воспроизведенная писателем с ее героикой и трагизмом. Шолохов показал, как
в ходе революции и гражданской войны открывается возможность претворения
высших идеалов человечности, вековых народных чаяний. Шолохов изобразил эту
эпоху как историческое действие, овеянной героикой и трагизмом.
В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем “Дней Турбиных” друг М.
Булгакова П. С. Попов писал: “"Дни Турбиных" — одна из тех вещей, которые
как-то входят в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя”.
Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все люди, которые имели
счастье видеть спектакль, шедший в Художественном театре с 1926 по 1941
год.
Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в
обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь,
в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремление сохранить нормальный
быт, “бронзовую лампу под абажуром”, “белизну скатерти”, “кремовые шторы”.
Пьеса «Дни Турбиных» М.А. Булгакова изначально имела цель показать, как
революция меняет людей, показать судьбу людей, принявших и не принявших
революцию. В центре оказывается трагическая судьба интеллигентной семьи на
фоне развала белой гвардии, бегства гетмана, революционных событий на
Украине.
В центре пьесы - дом Турбиных. Его прообразом во многом стал дом
Булгаковых на Андреевском спуске, сохранившийся до наших дней, а
прототипами героев - близкие писателю люди. Так прототипом Елены Васильевны
была сестра М.Булгакова, Варвара Афанасьевна Карум. Все это и придало
булгаковскому произведению ту особую теплоту, помогло передать ту
неповторимую атмосферу, которая отличает дом Турбиных. Дом их - это центр,
средоточие жизни, причем в отличие от предшественников писателя, например,
поэтов-романтиков, символистов начала XX века, для которых уют и покой были
символом мещанства и пошлости, у М.Булгакова Дом - это средоточие духовной
жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат традициями Дома и даже в
трудное время стараются их сохранить. В пьесе "Дни Турбиных" возникает
конфликт между человеческой судьбой и ходом истории. Гражданская война
врывается в дом Турбиных, разрушает его. Емким символом становятся не раз
упоминаемые Лариосиком "кремовые шторы" - именно эта грань отделяет дом от
охваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьеса строится по
кольцевому принципу: действие начинается и заканчивается в доме Турбиных, а
между этими сценами местом действия становятся рабочий кабинет украинского
гетмана, из которого сам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы;
штаб петлюровской дивизии, которая входит в город; вестибюль
Александровской гимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор Петлюре и
защитить город.
Именно эти события истории круто изменяют жизнь в доме Турбиных: убит
Алексей, искалечен Николка, да и все обитатели турбинского дома оказываются
перед выбором.
«Дни Турбиных», конечно, пьеса психологическая. Вместе с сильно выраженным
лирическим началом дает себя знать юмор в изображении разоблачения гетмана,
бандитского существования петлюровцев. И трагическим концом заканчивается
крушение убеждений честного и сильного человека – Алексея Турбина. Старый
мир рушится и перед оставшимися героями пьесы встает проблема выбора.
Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья Турбиных,
типичная интеллигентная семья военных, где старший брат — полковник,
младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбергом. И все друзья —
военные. Большая квартира, где есть библиотека, где за ужином пьют вино,
где играют на рояле, и, подвыпив, нестройно поют российский гимн, хотя уже
год как царя нет, а в Бога никто не верит. В этот дом всегда можно прийти.
Здесь вымоют и накормят замерзшего капитана Мышлаев-ского, который бранит
на чем свет стоит и немцев, и Петлюру, и гетмана. Здесь не очень удивятся
неожиданному появлению “кузена из Житомира” Лариосика и “приютят и согреют
его”. Это дружная семья, все любят друг друга, но без сентиментальности.
Для восемнадцатилетнего Николки, жаждущего битв, старший брат является
высшим авторитетом. Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод:
в тридцать лет — уже полковник. За его плечами только что закончившаяся
война с Германией, а на войне талантливые офицеры выдвигаются быстро. Он —
умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обобщенный
образ именно русского офицера, продолжая линию толстовских, чеховских,
купринских офицеров. Особенно близок Турбин к Рощину из “Хождения по
мукам”. Оба они — хорошие, честные, умные люди, болеющие за судьбу России.
Они служили Родине и хотят ей служить, но приходит такой момент, когда им
кажется, что Россия гибнет, — и тогда нет смысла в их существовании.
В пьесе две сцены, когда Алексей Турбин проявляется как характер.
Первая — в кругу друзей и близких, за “кремовыми шторами”, которые не могут
укрыть от войн и революций. Турбин говорит о том, что его волнует; несмотря
на “крамольность” речей, Турбин сожалеет, что раньше не мог предвидеть,
“что такое Петлюра”. Он говорит, что это “миф”, “туман”. В России, по
мнению Турбина, две силы: большевики и бывшие царские военные. Скоро придут
большевики, и Турбин склонен думать, что победа будет за ними. Во второй
кульминационной сцене Турбин уже действует. Он командует. Турбин распускает
дивизион, приказывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по
домам. Турбин говорит горькие вещи: гетман и его подручные бежали, бросив