Смекни!
smekni.com

Литература в революционные годы. Советская метрополия и эмиграция (стр. 8 из 51)

армию на произвол судьбы. Теперь уже некого защищать. И Турбин принимает

тяжелое решение: он не хочет больше участвовать в “этом балагане”, понимая,

что дальнейшее кровопролитие бессмысленно. В его душе нарастают боль и

отчаяние. Но командирский дух в нем силен. “Не сметь!” — кричит он, когда

один из офицеров предлагает ему бежать к Деникину на Дон. Турбин понимает,

что там та же “штабная орава”, которая заставляет офицеров драться с

собственным народом. А когда народ победит и “расколет головы” офицерам,

Деникин тоже убежит за границу. Турбин не может сталкивать одного русского

человека с другим. Вывод таков: белому движению конец, народ не с ним, он

против него.

А ведь как часто в литературе и кино изображали белогвардейцев

садистами с болезненной склонностью к злодействам! Алексей Турбин,

потребовав, чтобы все сняли погоны, сам остается в дивизионе до конца.

Николай, брат, верно понимает, что командир “смерти от позора ждет”. И

командир дождался ее — он погибает под пулями петлюровцев. Алексей Турбин —

трагический образ, это цельный, волевой, сильный, смелый, гордый человек,

который пал жертвой обмана и предательства тех, за кого он сражался. Строй

рухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но, погибая, Турбин понял,

что был обманут, что сила у тех, кто с народом.

Булгаков обладал большим историческим чутьем и верно понимал

расстановку сил. Долго не могли простить Булгакову его любви к своим

героям. В последнем действии Мышлаевский кричит: “Большевики?..

Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби... Пусть мобилизуют. По

крайней мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ не с

нами. Народ против нас”. Грубоватый, громкоголосый, но честный и прямой,

хороший товарищ и хороший солдат, капитан Мышлаевский продолжает в

литературе известный тип русского военного — от Дениса Давыдова до наших

дней, но он показан в новой, небывалой еще войне — гражданской. Он

продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о гибели белого движения,

мысль важную, ведущую в пьесе.

В доме есть “крыса, бегущая с корабля”, — полковник Тальберг. Он

вначале пугается, врет о “командировке” в Берлин, потом о командировке на

Дон, дает лицемерные обещания жене, за которыми следует трусливое бегство.

Мы так привыкли к названию “Дни Турбиных”, что не задумываемся над тем,

почему так названа пьеса. Слово “Дни” означает время, те считанные дни, в

которые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни этой русской

интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная, погубленная

уничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в новых революционных

условиях, начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаевский,

будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервинский найдет благодарную

аудиторию, а Николка, наверное, будет учиться. Финал пьесы звучит мажорно.

Нам хочется верить, что все прекрасные герои булгаковской пьесы

действительно станут счастливыми, что минует их участь многих интеллигентов

страшных тридцатых, сороковых, пятидесятых годов нашего непростого века.

М.А. Булгаков мастерски передал события, произошедшие в Киеве и в

первую очередь сложнейшие переживания Турбиных, Мышлаевского, Студзинского,

Лариосика. Перевороты, волнения и им подобные происшествия накаляют

обстановку, после чего мы видим не только судьбу интеллигентных людей,

которые втянуты в эти события и вынуждены решать вопрос: принимать или не

принимать большевиков? – но и то скопище людей, которое противостояло

революции – гетманщину, ее хозяев – немцев. Как гуманист, Булгаков не

принимает дикое начало Петлюры, с гневом отвергает Болботуна и Галаньбу.

Также М.А. Булгаков высмеивает гетмана и его «подданных». Он показывает, до

какой низости и бесчестия доходят они, предавая Родину. Человеческая

подлость имеет свое место в пьесе. Таковыми событиями являются бегство

гетмана, его низость перед немцами. В сцене с Болботуном и Галаньбой

автором с помощью сатиры и юмора раскрыто не только античеловеческое

отношение, но и разгулявшийся национализм.

Болботун говорит дезертиру-сечевику: «А ты знаешь, що роблють з нашими

хлеборобами германские офицеры, а там комиссары? Живых у землю зарывают!

Чув? Так яж тебя самого закопаю у могилу! Самого!»

Драматическое действие в «Днях Турбиных» развивается с огромной

скоростью. А двигающей силой является народ, отказывающийся поддерживать

«Гетмана всея Украины» и Петлюру. И от этой основной силы и зависит судьба

гетмана, и судьба Петлюры, и судьба честных интеллигентов, в том числе

белых офицеров – Алексея Турбина и Виктора Мышлаевского.

В знаменитой сцене, когда Алексей Турбин распускает артиллерийский

дивизион, состоящий из юнкеров и студентов, действие достигает своего

наивысшего состояния. Все готово взорваться. Юнкера готовы разорвать, убить

Алексея Турбина. Но вдруг он прямо спрашивает: «Кого вы желаете защищать?»

И отвечает: «Гетмана? Отлично! Сегодня в три часа утра гетман, бросив на

произвол судьбы армию, бежал, переодевшись германским офицером, в

германском поезде, в Германию… Одновременно с этой канальей бежала по тому

же направлению другая каналья – его сиятельство командующий армией князь

Белокуров…»

Сквозь гул, смятение и растерянность юнкеров и студентов прорывается

голос разума. Алексей Турбин отказывается участвовать «в балагане»,

начавшегося еще в три часа утра, не хочет вести дивизион на Дон, к

Деникину, как предлагают капитан Студзинский и некоторые юнкера, потому что

он ненавидит «штабную сволочь» и говорит юнкерам в открытую, что и на Дону

они встретят « тех же генералов и ту же штабную ораву». Как честный и

глубоко осмысливающий события офицер он понял, что белому движению пришел

конец. Остается только подчеркнуть, что основным мотивом, двигавшим

Турбиным, является осознание им одного события: «Народ не с нами. Он

против нас».

Также Алексей говорит юнкерам и студентам о деникинцах: «Они вас

заставят драться с собственным народом». Он предсказывает неизбежную гибель

белого движения: «Я вам говорю: белому движению на Украине конец. Ему конец

в Ростове-на-Дону, всюду! Народ не с нами. Он против нас. Значит, кончено!

Гроб! Крышка!..»

Заглядывая в историю гражданской войны, нами замечено интересное

высказывание генерала Пётра Врангеля, писавшего о наступлении Антона

Деникина: «Население, встречавшее армию при её продвижении с искренним

восторгом, исстрадавшееся от большевиков и жаждавшее покоя, вскоре стало

вновь испытывать на себе ужасы грабежей, насилия и произвола. В итоге –

развал фронта и восстание в тылу»…

Пьеса заканчивается трагической безысходностью. Петлюровцы покидают

Киев, в город входит Красная Армия. Каждый из героев решает вопрос, как ему

быть. Происходит столкновение Мышлаевского со Студзинским. Последний

собирается бежать на Дон и там драться с большевиками, а другой ему

возражает. Мышлаевский, как и Алексей уверен в крахе белого движения в

целом – он готов перейти на сторону большевиков: «Пусть мобилизуют! По

крайней мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ не с

нами. Народ против нас. Алешка прав!»

Не случайно, что в заключении Мышлаевскому уделено особое внимание.

Уверенность Виктора Викторовича, что за большевиками есть правда, что они

то и способны построить новую Россию, - эта убежденность, характеризующая

выбор нового пути героя, выражает идейный смысл пьесы. Поэтому образ

Мышлаевского оказался так близок М.А. Булгакову.

Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель сложный, но в то же время ясно и

просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях.

Его роман “Белая гвардия” рассказывает о драматических событиях,

разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Писатель диалектически

рассуждает о деяниях рук человеческих: о войне и мире, о вражде

человеческой и прекрасном единении — “семье, где только и можно укрыться от

ужасов окружающего хаоса”.

Эпиграфом из “Капитанской дочки” Пушкина Булгаков подчеркнул, что речь идет

о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти верную

дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем.

Второй эпиграф носит библейский характер. И этим Булгаков вводит нас в зону

вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений.

Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа: “Велик был год и

страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был он

обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две

звезды: звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс”. Стиль зачина

почти библейский. Ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия, что

само по себе

своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах.

Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено им.

Противостояние звезд, природный ряд образов, имеющих отношение к вечному,

вместе с тем символизирует коллизию времени исторического. В открывающем

произведение зачине, величавом, трагическом и поэтическом, заложено зерно

социальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и

войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Сам выбор звезд дает спуститься

из космической дали к мир у Турбиных, поскольку именно этот мир будет

противостоять вражде и безумию.

В “Белой гвардии” милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг

становится причастна великим событиям, делается свидетельницей и участницей