Смекни!
smekni.com

Жестокие нравы города Калинова 2

ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА. ГРОЗА ОСТРОВСКИЙ
А. Н. Островский в очерке «открыл» страну, до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье>. Это земля, живущая традициями седой старины, - <темное царство>. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает <темные> стороны купеческой жизни. Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу>, - восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир <тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия>. Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных. А причина нищеты, по его мнению, в бессовестной эксплуатации бедных богатыми: <А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать>. Феклуша - ярая защитница суеверий, воплощение невежества, ее слушают невежественные жители города Калииова и верят ее рассказам. Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова - богатая купчиха, вдова. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Она выразитель идей и принципов «темного царства». Она очень богата. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье - бесчеловечный деспот и тиран. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем. Варвара н-училась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели. Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой. У них очень много общих черт. Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Дикой считает, что гроза - божье предзнаменованье. Он постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Самая главная черта характера Дикого - жадность. Смысл жизни Дикого - приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. Городничему, которому мужики жалуются, что их обсчитывают. Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) - это самая зловещая фигура в городе. Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая <с неба упала>. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них <день и ночь работа>. Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. <Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних> - таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города. Бесчеловечным нравам <темного царства> все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины - вызов <темному царству>, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в <темном царстве> изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в <Грозе>, он распространил на всю царскую Россию: <Русская жизнь и русская сила вызваны художником в <Грозе> на решительное дело>.<Гроза> - не единственная пьеса Островского, которая обличает жестокие нравы купечества.