Методология сравнительного правоведения позволяет лучше понять национальную правовую систему, увидеть ее преимущества и недостатки по сравнению с другими. Применяя сравнительно-правовой метод возможно также совершенствовать правовую систему государства (в частности, его национальную систему права), рационально применяя правовой опыт других государств. В то же время сравнительное правоведение способствует сближению и унификации законодательства различных государств в тех областях, где это необходимо. Например, при заключении политических, военных, торговых, таможенных союзов, в частности при объединении Европы, формировании Союзного государства России и Белоруссии и т.п.
По мнению немецких ученых Конрада Цвайгерта и Хайна Кётца одной из основных задач сравнительного правоведения является поиск и отыскание оптимальных решений правовых проблем.
Одним из направлений сравнительного правоведения является типология правовых систем. В частности, принято выделять несколько типов правовых систем, называемых правовыми семьями.
Правовая семья - “совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе различных признаков и черт”[1]. Разумеется, это не исключает и других представлений о правовых семьях и их группах, т. к теория государства и права не является точной наукой. Что же представляет из себя классификация.
Классификация - (от лат. classic - разряд и facere - делать) система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.д. на основе определенных общих признаков. Она фиксирует закономерные связи между классами объектов; способствует определению места и роли объекта в общей системе объектов; помогает установить наиболее важные, общие для всех объектов качества и свойства. Классификацию подразделяют на естественную (по основным признакам) и искусственную (по вспомогательным признакам).
Единого подхода к классификации правовых систем не существует, их обычно подразделяют либо по одному основополагающему признаку, либо по совокупности описательных критериев.
Наиболее известная классификация правовых систем была проведена французским ученым Рене Давидом. Он ввёл в научную практику само понятие правовой семьи, исходя из родственного происхождения и эволюции правовых норм. Фундаментальной базой для этой работы послужила сравнительная филология и, в частности, концепция языковой семьи, выдвинутая в XVIIвеке Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В результате исследований Рене Давиду удалось выявить закономерности влияния эволюции языка на развитие соответствующих правовых систем.
При классификации правовых систем Рене Давид использовал следующие критерии:
- идеологию, включающую религию, философию, социальные и экономические структуры,
- юридическую технику, где за основу он взял источники права.
В своей книге "Элементарный курс сравнительного гражданского права", вышедшей в 1950 г. Давид выдвинул концепцию "западного права", включающего романо-германскую и англосаксонскую системы.
Далее, в монографии "Основные правовые системы современности" (1964 г.) он сформулировал принцип трихотомии, выделив три основные правовые семьи: романо-германскую, англо-саксонскую, социалистическую. Остальной правовой мир составили самостоятельные типы религиозного и традиционного права (мусульманское; иудейское, каноническое, индусское, дальневосточное или японо-китайское, африканское).
Рассмотрим также классификацию, разработанную Конрадом Цвайгертом и Хайном Кётцем и описанную ими в работе "Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права". Основным классификационным критерием здесь является правовой стиль, который, согласно представлениям авторов, складывается из пяти факторов:
- происхождения и эволюции правовой системы;
- своеобразия юридического мышления;
- специфических правовых институтов;
- природы источников права и способов их толкования;
- идеологических факторов.
Всего по приведенным критериям выделяется семь правовых семей (или "правовых кругов"): англо-американская, романская, германская, скандинавская, социалистическая, право ислама, индуистское право.
Параллельно распространено деление правовых систем по национальному признаку (Германии, Франции, России и других стран). Здесь важны характеристики права конкретной страны, способ формирования правовой системы, специфика толкования различных норм, их оценки обществом.
Следует заметить, что формирование национальных правовых систем зависит также от политических, идеологических, религиозных, исторических, географических и демографических факторов[2].
В основу формирования любой классификации закладываются следующие критерии:
оценка фундаментальных, а не временных факторов,
- Устоявшийся, объективный характер;
- Доминирование одного из признаков;
- Учет субъективных факторов, оказывающих прямое влияние на формирование правовой системы.
При этом во всех рассмотренных выше подходах не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное, буржуазное, социалистическое). По мнению современного узбекского ученого-компаративиста международного уровня Акмаля Холматовича Саидова только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой (подобной рассмотренным выше) классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой картине мира[3].
В своей классификации, описанной в монографии "Сравнительное правоведение и юридическая география мира", Саидов исходит из критериальной системы, включающей:
историю правовых систем;
систему источников права;
структуру правовой системы - ведущие институты и отрасли права.
Исходя из этих критериев Саидов выделяет буржуазный и социалистический тип правовых систем. К буржуазному типу права отнесены восемь правовых семей: романо-германская скандинавская, латиноамериканская, правовая семья общего права, мусульманская, индусская правовые семьи, семья обычного права и дальневосточная.
В пределах социалистического типа права, представляющего интерес теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств Европы, правовая система социалистических государств Азии и правовая система республики Куба.
С учетом вышеизложенного, рассмотрим далее характеристики основных правовых семей.
Романо-германская правовая семья (или "семья континентального права") объединяет системы права стран континентальной Европы. Начиная с ХIХ в. основным источником (формой) права в странах, где господствует рассматриваемая правовая семья, является закон. По этому признаку ее часто противопоставляют англосаксонской семье, основанной на прецедентном праве. Развитие общего права Англии напрямую было связано с централизованной властью короля, королевскими судами (изданными ими нормами прецедентного права), в то время как романо-германская семья формировалась во времена политической раздробленности Европы, и в ее основе лежит культурная общность ее народов.
Можно выделить несколько групп национальных правовых систем, формирующих романо-германскую правовую семью:
- романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии);
- германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии)
- скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).
Иногда романо-германскую систему права трактуют более узко, ограничиваясь выделением только двух подсистем, при этом не выделяя скандинавскую правовую систему:
- романская подсистема, основой которой является право Франции, в нее также входит право стран, на которые оказала сильное влияние Франция (Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Испания, Италия)
- германская подсистема, основой которой является право Германии, включает в себя право Австрии и Швейцарии.
Романо-германская правовая семья имеет давнюю юридическую историю. Она образовалась на основе рецепции важного источника римского права - кодекса Юстиниана.
Рецепция римского права (от лат. recepio - принятие) - восприятие и преобразование кодификации Юстиниана. Началом рецепции считают XII век, когда применение римского права получило благословение церкви. В преодолении неприятия права церковью большую роль сыграл известный мыслитель того времени - Фома Аквинский. За основу своих работ он взял труды Аристотеля. Одобрение церкви открыло огромные возможности в нормотворчестве. В дальнейшем (XIII - XV вв), рецепция проводилась учеными европейских университетов, в которых происходило изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов), а затем их систематизация, адаптация к условиям средневековья (школа постглоссаторов). Поэтому это право иногда называют "правом университетов". Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, разработкой проектов законов, кодексов. Практическое применение права осуществляли выпускники университетов.
Цель рецепции - создать юридическую науку, отвечающую требованиям времени. Причину, по которой для этой цели была взято именно римское право, понять не трудно. Известный американский юрист Лоренс Фридмен в книге “Введение в американское право" писал: "Древние римляне были великими законодателями, их традиции никогда полностью не умирали в Европе, даже после того, как варвары пришли туда. Все, что осталось от великой Римской империи - это гражданское право. В средние века римское право в его классической форме было вновь открыто и возрождено. Даже сегодня правовые кодексы Европы отражают влияние римского права и его средневекового возрождения. Франция, Германия, Италия, Португалия, Испания среди всего прочего являются определенно странами гражданского права. Через Испанию и Португалию гражданское право перекочевало в Латинскую Америку, французы перенесли его в Африку.