Смекни!
smekni.com

Статус адвоката (стр. 2 из 6)

Участие в качестве защитника или представителя в уголовном процессе как самостоятельное направление адвокатской деятельности основывается на следующих законоположениях. Согласно ч. 2 ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Конституционный Суд РФ толкует это право расширительно, признавая за гражданином право пользоваться помощью защитника во всех случаях, когда его права существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием, даже если эти меры предприняты и действия совершены еще до формального объявления подозреваемому протокола о его задержании либо постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.[4]

Защитник подозреваемого, обвиняемого по уголовному делу обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих подзащитного, смягчающего его ответственность, и оказывать ему необходимую юридическую помощь. Защитник вправе: иметь с подзащитным свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности; присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе подозреваемого и обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с их участием; знакомиться с протоколами этих следственных действий, с протоколом задержания и применения меры пресечения, а также с материалами, которые представлялись или должны были представляться подзащитному, а по окончании предварительного расследования – со всеми материалами дела и выписывать из него любые сведения, представлять доказательства; заявлять ходатайства, участвовать при судебном рассмотрении жалоб; участвовать в судебном рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции и в заседании кассационного суда; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда.

Кроме функции защитника адвокат в уголовном процессе может выступать в качестве представителя потерпевшего, т.е. физического лица, которому преступлением причинены моральный, физический или имущественный вред (ст. 53 УПК), гражданского истца, т.е. физического или юридического лица, которым преступлением причинен материальный ущерб, иначе говоря – имущественный вред (ст. 54 УПК), или гражданского ответчика, т.е. физического лица, предприятия, учреждения или организации, которые по закону несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями обвиняемого (ст. 55 УПК). Адвокат – представитель потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика в уголовном процессе занимает положение, аналогичное положению в гражданском процессе, о чем уже говорилось.

Согласно ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в конституционном судопроизводстве представителями сторон наряду с другими лицами могут быть также адвокаты. Причем каждая из сторон может иметь до трех представителей. Представители сторон в конституционном судопроизводстве вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи Конституционного Суда.

В особое направление может быть выделена адвокатская деятельность в качестве представителя по делам, возникающим по жалобам на основании Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г.1 и Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (с последующими изменениями и дополнениями)» от 18 апреля 1993 г., поскольку речь идет об относительно новых явлениях в нашей действительности: суд выступает инструментом разрешения коллизий не только между отдельными членами общества, но и между членами общества, с одной стороны, и государством, его органами и должностными лицами – с другой. Российской адвокатуре в этих направлениях предстоит выступить первопроходцами в защите гражданских прав в юридических спорах с самим государством.

В оказании квалифицированной юридической помощи гражданин особенно остро нуждается в случаях, когда он признается временно непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности вследствие психического расстройства (ст. 6 Закона РФ «О психиатрической помощи»). Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке, и необходимость в представительстве очевидна. Не менее важна юридическая помощь адвоката и при применении принудительных мер при оказании психиатрической помощи (психиатрическое освидетельствование лица без его согласия, госпитализация лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке – ст. 24–25, 29 Закона РФ «О психиатрической помощи»). Эти меры также могут быть обжалованы в судебном порядке, так что участие адвоката в подобных делах не менее актуально, чем участие защитника в уголовном процессе, когда подзащитный находится под стражей.[5]

Каждое направление адвокатской деятельности по-своему сложно и важно. И все же наиболее драматические ситуации, в которых участвует адвокат, складываются в уголовном судопроизводстве, где решается вопрос о виновности или невиновности его клиента, о чести и свободе последнего, словом, о дальнейшей судьбе человека и гражданина. В отличие от процесса гражданского и арбитражного в уголовном процессе адвокат – защитник обвиняемого полностью не связан позицией своего подзащитного, что иногда служит источником глубоких нравственных коллизий, из которых адвокат обязан выйти с достоинством.

Одна из таких коллизий возникает в случае, когда обвиняемый, изобличенный доказательствами, тем не менее упорно отрицает свою виновность в инкриминируемом преступлении, рассчитывает на оправдание, активно защищается сам и требует максимальной активности в этом направлении и от своего защитника, который, однако, знает горькую правду о сущности дела. Детальное рассмотрение и разрешение подобных ситуаций и разработка рекомендаций по поводу того, как адвокат должен вести себя в них, не входит в предмет данного учебного курса. Однако во всяком случае адвокат не может пойти на поводу у своего подзащитного и зайти так далеко, чтобы во всем потакать ему, лгать суду, словом, пытаться выиграть дело незаконными средствами.

Другая ситуация характеризуется тем, что подзащитный, будучи невиновен, но сломлен длительной неволей еще до суда, на предварительном следствии, или обманут обещаниями, запуган, а то и просто подвергнут насилию, опускается до самооговора и ждет подтверждения своей позиции и от своего защитника. Подобно врачу, строящему все свои действия по принципу «не навреди» (больному), адвокат-защитник и в данном случае не может перед лицом правосудия поддакнуть своему отчаявшемуся клиенту и вопреки его воле обязан использовать все законные средства, чтобы добиться его реабилитации.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации.

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.[6]

1.3 Полномочия и обязанности адвоката

Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также - соглашение) для вступления адвоката в дело.

Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;