"А мы только муть разводим,-- решил Треухов,лучше б совсем не говорили".
Было уже совсем темно, когда председатель губисполкома разрезал ножницами красную ленточку, запиравшую выход из депо. Рабочие и представители общественных организаций с гомоном стали рассаживаться по вагонам. Ударили тонкие звоночки, и первый вагон трамвая, которым управлял сам Треухов, выкатился из депо под оглушительные крики толпы и стоны оркестра. Освещенные вагоны казались еще ослепительнее, чем днем. Все они плыли цугом по Гусищу; пройдя под железнодорожным мостом, они легко поднялись в город и свернули на Большую Пушкинскую. Во втором вагоне ехал оркестр и, выставив трубы из окон, играл марш Буденного.
Гаврилин, в кондукторской форменной тужурке, с сумкой через плечо, прыгая из вагона в вагон, нежно улыбался, давал некстати звонки и вручал пассажирам пригласительные билеты на
1 мая в 9 ч. вечера
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЕЧЕР
имеющий быть в клубе коммунальников по следующей программе:
1. Доклад т. Мосина
2. Вручение грамоты союзом коммунальников
3. Неофициальная часть: большой концерт и семейный ужин с буфетом.
На площадке последнего вагона стоял неизвестно как попавший в число почетных гостей Виктор Михайлович. Он принюхивался к мотору. К крайнему удивлению Полесова, мотор выглядел отлично и, как видно, работал исправно. Стекла не дребезжали. Осмотрев их подробно, Виктор Михайлович убедился, что они все-таки на резине. Он уже сделал несколько замечаний вагоновожатому и считался среди публики знатоком трамвайного дела на Западе.
-- Воздушный тормоз работает неважно,-заявил Полесов, с торжеством поглядывая па пассажиров,не всасывает.
-- Тебя не спросили,-- ответил вагоновожатый,авось засосет.
Проделав праздничный тур по городу, вагоны вернулись в депо, где их поджидала толпа. Треухов а качали уже при полном блеске электрических ламп. Качнули и Гаврилина, но так как он весил пудов шесть и высоко не летал, его скоро отпустили. Качали т. Мосина, техников и рабочих. Второй раз в этот день качали Виктора Михайловича. Теперь он уже не дергал ногами, а строго и серьезно глядя в звездное небо, взлетал и парил в ночной темноте. Спланировав в последний раз, Полесов заметил, что его держит за ногу и смеется гадким смехом не кто иной, как бывший предводитель Ипполит Матвеевич Воробьянинов. Полесов вежливо высвободился, отошел немного в сторону, но из виду предводителя уже не выпускал. Заметив, что Ипполит Матвеевич вместе с молодым незнакомцем, явно бывшим офицером, уходят, Виктор Михайлович осторожно последовал за ними,
Когда все уже кончилось и Гаврилин в своем лиловеньком "фиате" поджидал отдававшего последние распоряжения Треухова, чтобы ехать с ним в клуб, к воротам депо подкатил фордовский полугрузовичок с кинохроникерами.
Первым из машины ловко выпрыгнул мужчина в двенадцатиугольных роговых очках и элегантном кожаном армяке без рукавов. Острая длинная борода росла у мужчины прямо из адамова яблока. Второй мужчина тащил киноаппарат, путаясь в длинном шарфе того стиля, который Остап Бендер обычно называл "шик-модерн". Затем из грузовичка поползли ассистенты, юпитера и девушки. Вся группа с криками ринулась в депо.
-- Внимание!-крикнул бородатый армяковладелец.-Коля! Ставь юпитера!
Треухов заалелся и двинулся к ночным посетителям.
-- Это вы кино? -- спросил он.-- Что ж вы днем не приехали?
-- А когда назначено открытие трамвая?
-- Он уже открыт.
-- Да, да, мы несколько задержались. Хорошая натура подвернулась. Масса работы. Закат солнца! Впрочем, мы и так справимся. Коля! Давай свет! Вертящееся колесо! Крупно! Двигающиеся ноги толпы - крупно. Люда! Милочка! Пройдитесь! Коля, начали! Начали. Пошли! Идите, идите, идите... Довольно. Спасибо. Теперь будем снимать строителя. Товарищ Треухов? Будьте добры, товарищ Треухов. Нет, не так. В три четверти... Вот так, пооригинальней, на фоне трамвая... Коля! Начали! Говорите что-нибудь!..
-- Ну, мне, право, так неудобно!..
-- Великолепно!.. Хорошо!.. Еще говорите!.. Теперь вы говорите с первой пассажиркой трамвая... Люда! Войдите в рамку. Так. Дышите глубже: вы взволнованы!.. Коля! Ноги крупно!.. Начали!.. Так, так... Большое спасибо... Стоп!..
С давно дрожавшего "фиата" тяжело слез Гаврилин и пришел звать отставшего друга. Режиссер с волосатым адамовым яблоком оживился.
-- Коля! Сюда! Прекрасный типаж. Рабочий! Пассажир трамвая! Дышите глубже. Вы взволнованы. Вы никогда прежде не ездили в трамвае. Начали! Дышите!
Гаврилин с ненавистью засопел.
-- Прекрасно!.. Милочка!.. Иди сюда! Привет от комсомола!.. Дышите глубже. Вы взволнованы... Так... Прекрасно. Коля, кончили.
-- А трамвай снимать не будете?-спросил Треухов застенчиво.
-- Видите ли,-- промычал кожаный режиссер,условия освещения не позволяют. Придется доснять в Москве. Целую!
Кинохроника молниеносно исчезла.
-- Ну, поедем, дружок, отдыхать,-сказал Гаврилин.-Ты что, закурил?
-- Закурил,-- сознался Треухов,-- не выдержал. На семейном вечере голодный накурившийся Треухов выпил три рюмки водки и совершенно опьянел. Он целовался со всеми, и все его целовали. Он хотел сказать что-то доброе своей жене, но только рассмеялся. Потом долго тряс руку Гаврилина и говорил:
-- Ты чудак! Тебе надо научиться проектировать железнодорожные мосты! Это замечательная наука. И главное-абсолютно простая. Мост через Гудзон...
Через полчаса его развезло окончательно, и он произнес филиппику, направленную против буржуазной прессы:
-- Эти акробаты фарса, эти гиены пера! Эти виртуозы ротационных машин! -кричал он. Домой его отвезла жена на извозчике.
-- Хочу ехать на трамвае,-- говорил он жене,-- ну, как ты этого не понимаешь? Раз есть трамвай, значит, на нем нужно ехать!.. Почему? Во-первых, это выгодно...
Полесов шел следом за концессионерами, долго крепился и, выждав, когда вокруг никого не было, подошел к Воробьянинову.
-- Добрый вечер, господин Ипполит Матвеевич. - сказал он почтительно. Воробьянинову сделалось не по себе.
-- Не имею чести,-пробормотал он. Остап выдвинул правое плечо и подошел к слесарю-интеллигенту.
-- Ну-ну,-- сказал он,-- что вы хотите сказать моему другу?
-- Вам не надо беспокоиться,-зашептал Полесов, оглядываясь по сторонам.-Я от Елены Станиславовны...
-- Как? Она здесь?
-- Здесь. И очень хочет вас видеть.
-- Зачем?-спросил Остап.-А вы кто такой?
-- Я... Вы, Ипполит Матвеевич, не думайте ничего такого. Вы меня не знаете, но я вас очень хорошо помню.
-- Я бы хотел зайти к Елене Станиславовне,-нерешительно сказал Воробьянинов.
-- Она чрезвычайно просила вас прийти.
-- Да, но откуда она узнала?..
-- Я вас встретил в коридоре комхоза и долго думал: знакомое лицо. Потом вспомнил. Вы, Ипполит Матвеевич, ни о чем не волнуйтесь! Все будет совершенно тайно.
-- Знакомая женщина?-спросил Остап деловито.
-- М-да, старая знакомая...
-- Тогда, может быть, зайдем поужинаем у старой знакомой? Я, например, безумно хочу жрать, а все закрыто.
-- Пожалуй.
-- Тогда идем. Ведите нас, таинственный незнакомец.
И Виктор Михайлович проходными дворами, поминутно оглядываясь, повел компаньонов к дому гадалки, в Перелешинский переулок. ГЛАВА XIV. "СОЮЗ МЕЧА И ОРАЛА"
Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности: могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы.
Поэтому, когда Полесов постучал в дверь и Елена Станиславовна спросила: "Кто там?"-Воробьянинов дрогнул. Голос его любовницы был тот же, что и в девяносто девятом году, перед открытием парижской выставки. Но, войдя в комнату и сжимая веки от света, Ипполит Матвеевич увидел, что от былой красоты не осталось и следа.
-- Как вы изменились! -- сказал он невольно.
Старуха бросилась ему на шею.
-- Спасибо,-сказала она.-я знаю, чем вы рисковали, придя ко мне. Вы тот же великодушный рыцарь. Я не спрашиваю вас, зачем вы приехали из Парижа. Видите, я не любопытна.
-- Но я приехал вовсе не из Парижа,-- растерянно сказал Воробьянинов.
-- Мы с коллегой прибыли из Берлина,-поправил Остап, нажимая на локоть Ипполита Матвеевича,об этом не рекомендуется говорить вслух.
-- Ах, я так рада вас видеть!-возопила гадалка.-- Войдите сюда, в эту комнату... А вы, Виктор Михайлович, простите, но не зайдете ли вы через полчаса?
-- О!-заметил Остап.-Первое свидание! Трудные минуты! Разрешите и мне удалиться. Вы позволите с вами, любезнейший Виктор Михайлович?
Слесарь задрожал от радости. Оба ушли в квартиру Полесова, где Остап, сидя на обломке ворот дома э 5 по Перелешинскому переулку, стал развивать перед оторопевшим кустарем-одиночкою с мотором фантасмагорические идеи, клонящиеся к спасению родины.
Через час они вернулись и застали стариков совершенно разомлевшими.
-- А вы помните, Елена Станиславовна?-говорил Ипполит Матвеевич.
-- А вы помните, Ипполит Матвеевич? -- говорила Елена Станиславовна.
"Кажется, наступил психологический момент для ужина",-подумал Остап. И, прервав Ипполита Матвеевича, вспоминавшего выборы в городскую управу, сказал:
-- В Берлине есть очень странный обычай-- там едят так поздно, что нельзя понять, что это-ранний ужин или поздний обед.
Елена Станиславовна встрепенулась, отвела кроличий взгляд от Воробьянинова и потащилась на кухню.
-- А теперь действовать, действовать и действовать! -- сказал Остап, понизив голос до степени полной нелегальности. Он взял Полесова за руку.
-- Старуха не подкачает? Надежная женщина?
Полесов молитвенно сложил руки.
-- Ваше политическое кредо?
-- Всегда!-восторженно ответил Полесов.
-- Вы, надеюсь, кирилловец?
-- Так точно. Полесов вытянулся в струну.
-- Россия вас не забудет!-рявкнул Остап. Ипполит Матвеевич, держа в руке сладкий пирожок, с недоумением слушал Остапа, но удержать его было нельзя. Его несло. Великий комбинатор чувствовал вдохновение, упоительное состояние перед вышесредним шантажом. Он прошелся по комнате, как барс.