11 класса Рябовской
МСОШ Бакулин Д. А.
Никому не дано сказать о Поэте больше, нежели делает это сам он в своих стихах. Ни родным, ни друзьям, ни современникам, ни исследователям. Можно создать многотомную биографию. Но Поэт всегда больше своей биографии, потому что он – целый самостоятельный мир, счастье и трагедии, гармонии и разлады которого будут доходить к потомкам и спустя десятилетия, века, как доходит к нам из глубин бездонной Вселенной свет давно погибших звёзд.
И только Судьба, только она одна – больше Поэта, потому что может быть и посмертной. Особенно если при жизни не была исчерпана даже наполовину.
Много ли в России поэтов, доживших до старости и умерших своею, не преждевременною, смертью? Увы нам, увы!.. Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Есенина, ни Маяковского никогда не сможем представить себе почтенными седовласыми стариками, окруженными внуками. Да и только ли их? В России больше муз осиротевших, чем бряцающих на лирах.
Среди них – и муза русского поэта Николая Гумилева. Поэта, чье имя более полувека было под запретом, но чьи стихи проникали из одного десятилетия в другое – через колючие проволоки и сквозь глухое молчание. Проникали, в очередной раз доказывая миру, что Судьба больше поэта; что можно убить творца, но не память о нем.
Сейчас Николай Гумилев возвратился к нам , и, кажется за последние десять лет мы узнали его творчество едва ли не полнее, чем современники: опубликованы не только его поэзия, проза, статьи, но и письма, и варианты тех или иных строк, и воспоминания о нем, и литературоведческие работы. Речь не только о его творчестве, но и о трагической судьбе
русской интеллигенции начала века. Интеллигенции, которой ярким и полноправным представителем был Гумилев.
Николай Гумилев родился 3(15) апреля 1886 года в Кронштадте, где отец его дослуживал последний год корабельным врачом перед выходом в отставку. Особым пристрастием к наукам младший Гумилев не отличался ни в детстве, ни в юности. Но в пять лет уже умел читать и не без удовольствия сочинял, выискивал из обилия слов именно рифмующиеся. Дополнительным толчком, импульсом для выражения своих эмоций и внутренних переживаний в стихах стал переезд семьи в Тифлис. Время, проведенное на Кавказе, – более двух лет – было очень насыщенным и многое дало юному Гумилеву: не только новых друзей, обретенных в лучшей в городе 1-й Тифлисской гимназии, но и определенную самостоятельность, независимость, к которой он стремился.
Восьмого сентября 1902 года, в газете «Тифлисский листок» было опубликовано его стихотворение «Я в лес бежал из городов…». В 1903 году он вернулся в Царское Село уже
Автором целого альбома – пусть откровенно подражательных, но искренних – романтических стихотворений, которые сам достаточно высоко ценил и даже посвящал и дарил знакомым девушкам.
Почти все, кто станет потом, спустя годы, писать о Гумилеве-поэте, Гумилеве-путешественнике, Гумилеве-воине и Гумилеве-организаторе, будут отмечать такие черты характера, как твердость, надменность, очень уважительное отношение к себе. Довольно болезненный в детстве, он вопреки физической слабости всегда старался руководить, всегда претендовал на роль вождя – и был им. С детства застенчивый, всячески преодолевал и этот недостаток. Быть может и стихи он начал сочинять из жажды славы: никто вокруг не умел, а его фамилия уже в газете была напечатана – значит, и в этом он выше других. А самовоспитание гордости и вовсе не знало ни границ, ни мелочей: это была памятливая гордость. Даже самых пустяшных обид маленький Коля не мог и не хотел забывать.
«Путь конквистадоров» Николай Гумилев издал на деньги родителей за год до окончания гимназии, в 1905 году, когда ему исполнилось 19 лет. К этому времени он уже два года как был знаком с Анной Горенко, и не просто знаком: ей посвящены стихи в первой книге; с нею проведено немало дней и вечеров; завязалась тесная дружба с ее братом, Андреем. Все это несколько отвлекало от постоянных нападок сверстников-царскоселов, которые не понимали его поэзии и выискивали любой повод, чтобы посмеяться.
В январе 1906 года, в «Слове» С. В. Штейн напишет о «Пути конквистадоров», что сборник «выпущен юным автором слишком рано: он пестрит детскими страницами, сказывается отсутствие твердой и возмужалой мысли», это будет воспринято Гумилевым уже не столь болезненно, тем более, что почти одновременно поступит и приглашение Брюсова сотрудничать в «Весах».
Еще до официального завершения обучения в гимназии у Гумилева появится желание поехать за границу. В том, что он уехал в Париж, просматривается не страсть к наукам (хотя он и поступил в Сорбонну), а в первую очередь его неуемная страсть к путешествиям. Мир, которым довольствовались царскоселы, был для него мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений.
Брюсов, теперь уже явно взяв шефство над юным подопечным, помогал ему не только литературными консультациями. Он свел Гумилева со своими Парижскими знакомыми, уберег от некоторых его ошибок и поспешных шагов (так, не рекомендовал сотрудничать с газетой «Столичное утро»).
Первый парижский период характерен еще и тем, что Гумилев впервые столкнулся с изданием журнала. Затем в его жизни будет немело попыток, но «Сириус» – первая из них. Сама идея возникла во время знакомства с русскими художниками М. Фармаковским и А. Божеряновым. Деньги дал Фармаковский, привлекли еще несколько молодых художников – и началась увлеченная работа над первой книжкой «двухнедельного журнала искусства и литературы». Первый номер увидел свет уже в январе 1907 года. Правда вышло всего три номера, заполненных в основном произведениями самого Гумилева, а затем издание пришлось прекратить.
Несмотря на все трудности пребывания во Франции – и материальные, и нравственные, – Гумилев не забывал об остальном, как он себя определил, деле – литературном творчестве. Собиралась вторая книга - вышедший в январе 1908 года сборник «Романтические цветы», изданный за свой счет и посвященный Анне Андреевне Горенко.
Как и следовало ожидать, первым на выход «Романтических цветов» откликнулся Брюсов, который писал в «Весах», сравнивая новую книгу добровольного ученика с первой: «Стихи Н. Гумилева теперь красивы, изящны и большей частью интересны по форме; теперь он резко и определенно очерчивает свои образы и с большой продуманностью и изысканностью выбирает эпитеты… Конечно, несмотря на отдельные удачные пьесы, «Романтические цветы» – только ученическая книга. Но хочется верить, что Гумилев принадлежит к числу писателей, развивающихся медленно и потому самому встающих высоко».
О «Романтических цветах» будет затем с издевкой писать газета «Царскосельское дело», которая никогда не упускала случая продемонстрировать свое отношение к Гумилеву: не слишком корректно отзовется о книге и журнал «Образование», доселе хваливший его стихи; газета «Русская мысль»считала стихи «мертворожденными, рассудочными и холодными» и убеждала читателей в том, что «если признать основным принципом искусства нераздельность формы и содержания, то стихи г. Гумилева пока большей частью не подойдут под понятие искусства».
Но два отзыва – Валерия Брюсова и Иннокентия Анненского – станут определяющими для Гумилева и его книги. Хотя далеко не все Анненский оценил в книге как достойное внимания, он сумел сказать и обнародовать главное, что характеризует творчество Гумилева того периода: «Зеленая книжка отразила не только искание красоты, но и красоту исканий». А это было время именно исканий, о чем говорит как уход в «Романтических цветах» от декадентства «Пути конквистадоров», так и уход в последующих книгах от символизма «Романтических цветов».
Имя его в эти годы все чаще появляется на страницах газет и журналов, и далеко не всегда как поэта: в 1908 году он выступает с рассказами, новеллами, отзывами и статьями в «Весах», «Речи», «Русской мысли», «Весне». Расширяется круг его литературных знакомств – как парижских, так и, в меньшей степени, петербургских, хотя и они стали достаточно обильными после возвращения в Россию – благодаря сотрудничеству в журналах и участию в кружке «Вечера Случевского», благодаря посещениям знаменитых традиционных «сред» в «башне» у Вячеслава Иванова.
К тому времени первый этап «делания себя» почти завершился. В принципе путь был намечен, очерчен и даже заявлен, хотя впоследствии не раз корректировался и видоизменялся. Но штрихи Гумилева-поэта и Гумилева-путешественника в его портрете углублялись, становились все четче. В 1909-1910 годах его пристрастия и антипатии определились еще более явно.
Во-первых, это наметившийся отход от Брюсова – только наметившийся, еще не явный, но просчитываемый, так как совмещать ученичество у Брюсова и посещение «сред» Вяч. Иванова было невозможно. Это находило отражение и в творчестве.
Во-вторых – жажда общественно-литературной деятельности, в которой он хотел играть свою, по его мнению, не второстепенную роль. Это выразилось в создании совместно с С. К. Маяковским журнала «Аполлон», одним из активнейших сотрудников которого Гумилев затем станет, и в попытке основать свой журнал «Остров» (выйдет всего два номера)
В-третьих, это отношение к путешествиям не как к забаве или развлечениям, но как к потребности, без исполнения которой он не мыслил и творчества. В ноябре 1909 года он отправляется в Абиссинию с экспедицией академика Радлова, в составе которой изучает быт и фольклор аборигенов. Экзотика в поэзии Гумилева никогда не была самоцелью, но если сначала она присутствовала как выражение мечты, то затем стала отражением его, гумилевского мировидения и бытия.
К концу 1909 года фамилия Гумилева стала известна всему Петербургу – как это часто бывает, из скандальной хроники. Поводом послужила дуэль между Гумилевым и Волошиным, состоявшаяся из-за Елизаветы Ивановны Дмитриевой, с которой Гумилев познакомился еще в Париже.