Смекни!
smekni.com

Черный тюльпан (стр. 13 из 41)

- Луковички! Луковички! - рычал Бокстель, переворачивая в сушильне все вверх дном. - Куда он их мог спрятать?

Вдруг изо всей силы он ударил себя по лбу и воскликнул:

- О я, несчастный! О, трижды проклятый Бокстель! Разве с луковичками расстаются!? Разве их оставляют в Дордрехте, когда уезжают в Гаагу! Раз- ве можнсуществовать без своих луковичек, когда это луковички знамени- того рного тюльпана!? Он успел их забрать, негодяй! Они у него, он увеих в Гаагу!

Это был луч, осветивший Бокстелю бездну его бесполезного преступле- ния.

Бокстель, как громом пораженный, упал на тот самый стол, на то самое место, где несколько часов назад несчастный ван Берле долго и с упоением восхищался луковичками черного тюльпана...

- Ну, что же, - сказал завистник, поднимая свое мертвенно-бледное - цо, - в конце концов, если они у него, он сможет хранить их только до тех пор, пока жив...

И его гнусная мысль завершилась отвратитьной гримасой.

- Луковички находятся в Гааге, - сказал он. - Знит, я не могу больше жить в Дордрехте.

В Гаагу, за луковичками, в Гаагу!

И Бокстель, не обращая внимания на огромное богатсо, которое он по- кидал, - так он был захвачен стремлением к другому неоценимому сокрови- щу, - Бокстель вылез в окно, спустился по лестнице, отнес орудие во- ровства туда, откуда он его взял, и, рыча, подобн дикому животному, вернулся к себе домой.

IX

Фамильная камера

Было около полуночи, когдбедный ван Берле был заключен в тюрьму Бюйтенгоф.

ПредположениРозы сбылись. Найдя камеру Корнеля пустой, толпа пришла в такую ярость, что, подвернись под руку этим бешеным людям старик Гри- фус, он, безусловно,оплатился бы за отсутствие своего заключенного.

Но этот гнев излился на обоих братьев, застигнутых убийцами, благода- ря мерам предосторожности, принятым Вигельмом, этим предусмотри- тельнейшим человеком, который велел запереть городские ворота.

Наступил, наконец, момент, когда тюрьма опустела, когда после громо- подобного рева, катившегося по лестницам, наступила тишина.

Роза воспользовалась этим моментом, вышла из своего тайника и вывела оттуда отца.

Тюрьма была совершенно пуста. Зачем оставаться в тюрьме, когда крова- вая расправа идет на улице?

Грифус, дрожа всем телом, вышел вслед за мужественной Розой. Они пош-и запереть кое-как ворота. Мы говорим кое-как, ибо ворота были наполо- вину сломаны.

Было видно, что здесь прокатился мощный поток народного гнева.

Околчетырех часов вновь послышался шум. Но этот шум уже не был опа- сен для Грифуса и его дочери. Толпа волокла трупы, чтобы повесить их на обычном месте казни.

Роза снова спралась, но на этот раз только для того, чтобы не ви- деть ужасного зрелища.

В полночь постучали в ворота Бюйтенгофа или, вернее, в баррикаду, ко- торая их заменяла.

Это привезли Корнелиуса ван Берле.

Когда Грифус принял нового гостя и прочев сопроводительном приказе звание арестованного, он пробормотал с угрюмой улыбкой тюремщика:

- Крестник Корнеля де Витта. А, молодой человек, здесь у нас есть как раз ваша фамильная камера; в нее мы вас и помест.

И, довольный своей остротой, непримиримый оранжист взял фонарь и клю- чи, чтобы провести Корнелиуса в ту камеру, которую только утром покинул Корнель де Витт.

Итак, Грифус готовился проводить крестника в камеру его крестного - ца.

По пути к камере несчастный цветовод слышал только лай собаки и видел только лицо молодой девушки.

Таща за собой толстую цепь, собака вылезла из большой ниши, выдолб- ленной в стене, и стала обнюхивать Корнелиуса, чтобы его узнать, когда ей будет приказано растерзать его.

Под напором руки заключенного затрещали перила лестницы, и молодая девушка открыла под самой лестницей окошечко своей комнаты. Лампа, кото- рую она держала в правой руке, осветила ее прелестное розовое личико, обрамленное тугими косами чудесных белокурых волос; левой же рукой она запахивала на груди ночную рубашку, так как неожиданный приезд Корнеу- са прервал ее сон.

Получился прекрасный сюжет для художника, вполне достойный кисти Рембрандта: черная спираль лестницы, которую красноватым огнем освещал фонарь Грифуса; на самом верху суровое лицо тюремщика, позади него за- думчивое лицо Корнелиуса, склоншегося над перилами, чтобы заглянуть вниз; внизу, под ним, в рамке освещенного окна - милое личико Розы и ее стыдливый жест, несколько смунный, быть может, потому что рассеянный и грустный взгляд Корнелиуса, стоявшего на верхних ступеньках, скользил по белым, округлым плечам лодой девушки.

Дальше внизу, совсем в тени, в том месте лестницы, где мрак скрывал все детали, красным огнем пламенели глаза громадной собаки, потрясавшей своей цепью, на кольцахоторой блестело яркое пятно от двойного света - лампы Розы и фонаря Грифуса.

Но и сам великий Рембрандт не смог бы передать страдальческое выраже- ние, появившееся на лице Розы, когда она увидела медленно поднимавшегося по лестнице бледного, красивого молодого человека, к которому относились зловещие слова ее отца - "Вы получите фаминую камеру".

Однако эта живая картина длилась только один миг, гораздо меньше вре- мени, чем мы употребили на ее описание Грифус продолжил свой путь, а за ним поневоле последовал и Корнелиус. Спустя пятьинут он вошел в каме- ру, описывать которую бесполезно, так как читатель уже знаком с ней.

Грифус пальцем указал заключенному крать, на которой столько выст- радал скончавшийся днем мученик, и выш.

Корнелиус, оставшись один, бросился на кровать, но уснуть не мог. Он не спускал глаз с окна с железной решеткой, которое выходило на Бюйтен- гоф; он видел через него появляющийся поверх деревьев первый проблеск света, падающий на землю,ловно белое покрывало.

Ночью, время от времени, раздавался быстрыйопот лошадей, скачущих галопом по Бюйтенгофу, слышалась тяжелая поступь патруля, шагающего по булыжнику площади, а фитили аркебуз, вспыхивая при западном ветре, посы- лали вплоть тюремных окон свои быстро перемещающиеся искорки.

Но когда предутренний рассвет посеребрил гребни остроконечных крыш города, Корнелиус дошел к окну, чтобы скорее узнать, нет ли хоть одно- го живого существа вокруг него, и грустно оглядел окрестность.

В конце площади, вырисовываясь на фоне серых домов, неправильным си- луэтомозвышалось что-то черноватое, в предутреннем тумане приобретав- шее темносиний оттенок.

Корнелиус понял, что это виселица.

На ней слегка раскачивались два бесформенных трупа, которые скорее представляли собою окровавленные скелеты.

Добрые гаагские горожане истерзали тела своих жертв, но честно приво- локли на виселицу их трупы, и имена убитых красовались на огромной дос- ке.

Корнелиусу удалось разобрать на доске следующие строки, написанные толстой кистью захудалого живописца:

"Здесь повешены великий злодей, по имени Ян де Витт, и мелкий него- дяй, его брат, два врага народа, но большие друзья французского короля". Корнелиус закричал от ужаса и в безумном исступлении стал стучать но- гами и руками в дверь так стремительно и с такой силой, что прибежал разъяренный Грифус с огромной связкой ключей в руке.

Он отворил дверь, изрыгая проклятия по адресу заключенного, осмелив- шегося побеспокоить его в неурочный час.

- Что это! Уж не взбесился ли этот новый де Витт? - воскликнул он. - Да, похоже, что дВитты действительно одержимы дьяволом!

- Посмотрите, посмотрите, - сказал Корнеус, схватив тюремщика за руку, и потащил его к окну. - Посмотрите, что я там прочел!

- Где там?

- На этой доске.

И, бледный, весь дрожа и задыхаясь, Корнелиус указал на виселицу, возвышавшуюся в глубине площади и украшенную этой цичной надписью.

Грифус расхохотался.

- А, - ответил он, - вы прочли... Ну что же, дорогой господин, вот куда докатываются, когда ведут знакомство с врагами Вильгельма Оранско- го.

- Виттов убили, - прошептал, падая с закрытыми глазами на кровать, Корнелиус; на лбу его выступил пот, руки беспомощно повисли.

- Господа Витты подверглись народной каре, - возразил Грифус. - Вы именуете это убийством, я же называю это казнью.

И, увид, что заключенный не только успокоился, но пришел в полное изнеможение, он вышел из камеры, с шумом хлопнув ерью и с треском зад- винув засов.

Корнелиус пришел в себя; он стал смотреть на камера в которой нахо- дился, на "фамильную камеру", по изречению Грифуса, - как на роковое преддверие к печальной смерти.

И так как Корнелиус был философом и, кроме того, христианином, он сл молиться за упокой души крестного отца и великого пенсионария и за- тем решил смириться перед всеми бедами, которые ему пошлет судьба.

Спустившись с небес на землю, очутившись в своей камере и убедившись, что, кроме него, в ней никого нет, он вынул из-за пазухи три луковички черного тюльпана и спрятал их в самом темном углу, за камнем, на который ставят традиционный кувшин.

Столько лет бесполезного труда! Разбитые мечты! Его открытиканет в ничто так же, как он сойдет в могилу. В тюрьме ни одной травинки, ни од- ной горсти земли, ни одного луча солнца!

При этой мысли Корнелс впал в мрачное отчаяние, из которого он вы- шел только благодаря чрезвычайному событию.

Что это за чрезвычайное событие?

О нем мы расскажем в следующей главе.

Х

Дочь тюремщика

В тот же вечер, когдарифус приносил пищу заключенному, он, открывая дверь камеры, поскользнулся и упал. Стараясь удержать равновесие, он не- ловко подвернул руку и сломал ее повыше кисти.

Корнелиус бросился было к тюремщику, но Грифус, не почувствовав сразу серьезности ушиба, сказал:

- Ничего серьезного. Не подходите.

И он хотел подняться, опираясь на ушибленную руку, но рука согнулась. Тут Грифус ощутил сильнейшую боль и закричал.

Он понял, что сломал руку. И этот человек, столь жестокий с другими, упал без чувств на порог и лежал без движения, холодный, словно покой- ник.

Дверь камеры оставась открытой, и Корнелиус был почти на свободе. Но ему и в голову не пришла мысль воспользоваться этим несчастным случа- ем. Как врач, он моментально сообразил по тому, как рука согнулась, по треску, который раздался при этом, что случился перелом, причиняющий пострадавшему боль. Корнелиус старался оказать помощь, забыв о враждеб- ности, с какой пострадавший отнесся к нему при их единственной встрече.