Смекни!
smekni.com

Лето Господне (стр. 16 из 82)

ландышков, и все смеются. "Хороший садовод, - говорит мне потом отец,-

богатый, а когда-то у дедушки работал". Скачем лесною глушью, опять

кукушка... - будто во сне все это.

На дороге наши воза с березками. Отец ссаживает меня и скачет. Мы

сворачиваем в село, к Крынкину. Он толстый и высокий, как Василь-Василич, в

белой рубахе и жилетке. Говорит важно, хлопает Горкина по руке и ведет нас

на чистую половину, в галдарейку. Они долго пьют чай из чайников, говорят о

делах, о деньгах, о садах, о вишнях и малине, а я все хожу у стекол и смотрю

на Москву внизу. Внизу, под окном, деревья, потом река, далеко-далеко внизу,

за рекой - Москва. Нижние стекла разные - синие, золотые, красные. И Москва

разная через них. Золотая Москва всех лучше.

- Никак над Москвой-то дождик? - говорит Горкин и открывает окно на

галерейке.

Теперь настоящая Москва. Над нею туча, и видно, как сеет дождь, серой

косой полоской. Светло за ней, и вот - видно на туче радугу. Стоит над

Москвой дуга.

- Так, проходящая... пыль поприбьет маленько. Пора, поедем.

Крынкин говорит: "постой, гостинчика ему надо". И несет мне тонкую

веточку, а на ней две весенние клубнички. Говорит: "крынкинская, парниковая,

с Воробьевки, - и поклончик папашеньке".

Мы едем на березках. Вот и опять Москва, самая настоящая Москва. Я

смотрю на веселые клубнички, на березовый хвост за нами, который дрожит

листочками... - будто во сне все это.

Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно:

Троицын День сегодня! Над моей головой зеленая березка, дрожит листочками. У

кивота, где Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка.

Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.

На мокром столе в передней навалены всякие цветы и темные листья

ландышей. Все спешат набирать букетцы, говорят мне - тебе останется. Я

подбираю с пола, но там только рвань и веточки. Все нарядны, в легких и

светлых платьях. На мне тоже белое все, пикейное, и все мне кричат: не

обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в

передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей.

На дворе стоит воз с травой. Антипушка с Гаврилой хватают ее охапками и

трусят по всему двору. Говорят, еще подвезут возок. Я хожу по траве и

радуюсь, что не слышно земли, так мягко. Хочется потрусить и мне, хочется

полежать на травке, только нельзя: костюмчик. Пахнет, как на лужку, где

косят. И на воротах наставлены березки, и на конюшне, где медный крест, и

даже на колодце. Двор наш совсем другой, кажется мне священным. Неужели

зайдет Господь во Святой Троице? Антипушка говорит: "молчи, этого никто не

может знать!" Горкин еще до света ушел к Казанской, и с ним отец.

Мы идем все с цветами. У меня ландышки, и в середке большой пион.

Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо,

что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях

ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как

будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно,

засыпано все травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый,

даже немножко душно. Иконостас чуть виден, кой-где мерцает позолотца,

серебрецо, - в березках. Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках,

кажутся мне живыми - глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно

хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над

свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. Не видно певчих и

крылосов, - где-то поют в березках. Березки и в алтаре - свешивают листочки

над Престолом. Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. На амвоне

насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими

вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним. Это что-то...

совсем не в церкви! Другое совсем, веселое. Я слышу - поют знакомое:

"Свете тихий", а потом, вдруг, то самое, которое пел мне Горкин вчера,

редкостное такое, страшно победное:

"Кто Бог велий, яко Бо-ог наш? Ты еси Бо-ог, творя-ай чу-де-са-а-а!.."

Я смотрю на Горкина - слышит он? Его голова закинута, он поет. И я

пробую петь, шепчу.

Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад. И

пришли не молиться, а на праздник, несем цветы, и будет теперь другое,

совсем другое, и навсегда. И там, в алтаре, тоже - совсем другое. Там, в

березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные

Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и

травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы

кланяемся Ему, а Он отдыхает под березкой. Он теперь с нами, близко, совсем

другой, какой-то совсем уж свой. И теперь мы не грешные. Я не могу молиться.

Я думаю о Воробьевке, о рощице, где срубил березку, о Кавказке, как мы

скакали, о зеленой чаще... слышу в глуши кукушку, вижу внизу, под небом,

маленькую Москву, дождик над ней и радугу. Все это здесь, со мною, пришло с

березками: и березовый, легкий воздух, и небо, которое упало, пришло на

землю, и наша земля, которая теперь живая, которая - именинница сегодня.

Я стою на коленках и не могу понять, что же читает батюшка. Он стоит

тоже на коленках, на амвоне, читает грустно, и золотые врата закрыты. Но его

книжечка - на цветах, на скамейке, засыпанной цветами. Молится о грехах? Но

какие теперь грехи! Я разбираю травки. Вот это - подорожник, лапкой, это -

крапивка, со сладкими белыми цветочками, а эта, как веерок,- манжетка. А вот

одуванчик, горький, можно пищалку сделать. Горкин лежит головой в траве. В

коричневом кулаке его цветочки, самые полевые, которые он набрал на

Воробьевке. Почему он лицом в траве? Должно быть, о грехах молится. А мне

ничего не страшно, нет уже никаких грехов. Я насыпаю ему на голову травку.

Он смотрит одним глазом и шепчет строго: "молись, не балуй, глупый...

слушай, чего читают". Я смотрю на отца, рядом. На белом пиджаке у него

прицеплен букетик ландышей, в руке пионы. Лицо у него веселое. Он помахивает

платочком, и я слышу, как пахнет флердоранжем, даже сквозь ландыши. Я тяну к

нему свой букетик, чтобы он понюхал. Он хитро моргает мне. В березке над

нами солнышко.

Народ выходит. Горкин с отцом подсчитывают свечки и медяки, записывают

в книгу. Я гуляю по церкви, в густой, перепутанной траве. Она почернела и

сбилась в кучки. От ее запаха тяжело дышать, такой он густой и жаркий. У

иконы Троицы я вижу мою березку, с пояском Горкина. Это такая радость, что я

кричу: "Горкин, моя березка!.. и поясок на ней твой... Горкин!" Они грозятся

от ящика - не кричи. Я смотрю на Святую Троицу, а Она, Три Лика, с

посошками, смотрит весело на меня.

Я хожу по зеленому, праздничному двору. Большая наша лужа теперь, как

прудик, бережки у нее зеленые. Андрейка вкопал березку и разлегся. Ложусь и

я, будто на бережку. Приходит Горкин и говорит Андрейке, что землю нынче

грешно копать, земля именинница сегодня, тревожигь не годится, за это,

бывало, вихры нарвут. Хочет отнять березку, но я прошу. "Ну, Господь с вами,

- говорит он задумчиво, - а только не порядок это".

После обеда народу никого не остается, везут и меня в Сокольники. Так и

стоит наш двор, зеленый, тихий, до самой ночи. Может быть, и входил Господь?

Этого никто не знает, не может знать.

Ночью я просыпаюсь... - гром? В занавесках мигает молния, слышен гром.

Я шепчу - "Свят-свят, Господь Саваоф" - крещусь. Шумит дождик, и все

сильней, - уже настоящий ливень. Вспоминаю, как говорил мне Горкин, что и

"громком, может, погрозится". И вот, как верно! Троицын День прошел;

начинается Духов День. Потому-то и желоба готовил. Прошел по земле Господь и

благословил, и будет лето благоприятное.

Березка у кивота едва видна, ветки ее поникли. И надо мной березка,

шуршит листочками. Святые они, божьи. Прошел по земле Господь и благословил

их и все. Всю землю благословил, и вот - благодать Господня шумит за окнами.

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

Завтра - Преображение, а после завтра меня повезут куда-то к Храму

Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой,

держать экзамен в гимназию, и я учу и учу "Священную Историю" Афинского.

"Завтра" - это только так говорят, - а повезут годика через два-три, а

говорят "завтра" потому, что экзамен всегда бывает на другой день после

Спаса-Преображения. Все у нас говорят, что главное - Закон Божий хорошо

знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень

страшно, так страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь. Горкин

знает, что я боюсь. Одним топориком он вырезал мне недавно страшного

"щелкуна", который грызет орехи. Он меня успокаивает. Поманит в холодок под

доски, на кучу стружек, и начнет спрашивать из книжки. Читает он, пожалуй,

хуже меня, но все почему-то знает, чего даже и я не знаю. "А ну-ка, -

скажет, - расскажи мне чего-нибудь из божественного..." Я ему расскажу: и он

похвалит:

- Хорошо умеешь, - а выговаривает он на "о", как и все наши плотники, и

от этого, что ли, делается мне покойней, - не бось, они тебя возьмут в

училищу, ты все знаешь. А вот завтра у нас Яблошный Спас... про него умеешь?

Та-ак. А яблоки почему кропят? Вот и не так знаешь. Они тебя вспросют, а ты

и не скажешь. А сколько у нас Спасов? Вот и опять не так умеешь. Они тебя

учнуть вспрашивать, а ты... Как так у тебя не сказано? А ты хорошенько

погляди, должно быть.

- Да нету же ничего... - говорю я, совсем расстроенный, - написано

только, что святят яблоки!

- И кропят. А почему кропят? А-а! Они тебя вспросют, - ну, а сколько,

скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас - загибает он

желтый от политуры палец, страшно расплющенный, - медовый Спас, Крест