Смекни!
smekni.com

Лето Господне (стр. 22 из 82)

ты, Пискун, пропащая твоя головушка". Глаза у Пискуна всегда плачут, руки

ходят, будто нащупывают, и за обедом ему наводят вилку на кусочек.

Под образом с голубенькой лампадкой сидит знаменитый человек Махоров,

выставив ногу-деревяшку, похожую на толстую бутылку или кеглю. На нем

зеленоватый мундир с золотыми галунами, по всей груди золотые и серебряные

крестики и медали. Высоким седым хохлом он мне напоминает нашего

Царя-Освободителя. Он недавно был на войне добровольцем и принес нам саблю,

фески и туфельки, которые пахнут туркой. Сидит он строгий и все покручивает

усы. На щеке у него беловатый шрам - "поцеловала пулька под Севастополем".

Все его очень уважают, и я тоже, словно икона он. Отец говорит, что у него

на груди "иконостас, только бы свечки ставить". С ним Полугариха, банщица,

знаменитая: ходила пешком в старый Ерусалим. Она очень уж некрасивая, в

бородавках, и пахнет от нее пробками; и еще кривая: "выхлестнули за веру

турки". - "Вот когда страху-то навидалась! - рассказывает она. - Мы-то

плачем, у Гроба Господня, а они с мечами.. да с бечами... - хлесть-хлесть! И

выстегнули. И батюшка-патриарх с нами, в голос кричит, а они -

хлесть-хлесть! Ждут демоны, - не сойдет огонь с неба, - всем нам голову

долой! Как пал огонь с небес, так все лампадки-свечечки и загорелись. Как мы

вскричим - "правильная наша вера!" - а они так зубами и заскрипели. А ничего

не могут, такой закон".

Рядом с ней простоволосая Пашенька-преблаженная, вся в черном,

худенькая и юркая. Была богатая, да сгорели у ней малютки-детки, и стала она

блаженненькой. Сидит и шепчет. А то и вскрикнет: "соли посолоней, в гробу

будешь веселей!!" Так все и испугаются. У нас боятся, как бы она чего не

насказала. Сказала на именинах у Кашиных, на Александра Невского, 23 ноября:

- "долги ночи - коротки дни", а Вася ихний и помер через неделю в Крыму,

чахоткой! Очень высокого роста был - "долгий". Вот и вышли "коротки дни".

Еще - курчавый и желтозубый, Цыган, в поддевке и с длинной серебряной

цепочкой с полтинничками и с бу-бенцами. Пашенька дует на него и все говорит

- цыц! Он показывает ей серебряный крест на шее и все кланяется, - боится и

он, должно быть. Трифоныч, скорняк Василь-Василич, который говорит так,

словно читает книжку. Потом, во весь сундук, певчий Ломшаков. Он тяжело

сопит и дремлет, лицо у него огромное и желтое - от водянки. Еще, разные. Но

после солдата интересней всего - Подбитый Барин. Он стоит у окна, глядит на

сугробы и все насвистывает. Кажется, будто он один в комнате. А то поглядит

на нас и сделает так губами, словно у него болит зуб. Горкин сегодня - как

будто гость: на нем серенький пиджачок отца, брюки навыпуск, а на шее

голубенький платочек. А то всегда в поддевке.

Входит отец, нарядный, пахнет от него духами. На пальце бриллиантовое

кольцо. Совсем молодой, веселый. Все поднимаются.

- С праздником Рождества Христова, милые гости, - говорит он

приветливо, - прошу откушать, будьте, как дома.

Все гудят: "с Праздничком! дай вам Господь здоровьица!"

Отец подходит к лежанке, на которой стоят закуски, и наливает рюмку

икемчика. Василь-Василич наливает из графинов. Барин быстро трет руки,

словно трещит лучиной, вертит меня за плечи и спрашивает, сколько мне лет.

- Ну, а семью семь? Врешь, не тридцать семь, а... сорок семь! Гм...

Отец чокается со всеми, отпивает и извиняется, что едет на обед к

городскому голове, а за себя оставляет Горкина и Василь-Василича. Барин

выхватывает откуда-то из-под воротничка конвертик и просит принять

"торжественный стих на Рождество":

С Рождеством вас поздравляю

И счастливым быть желаю,

Не придумаю, не знаю, -

Чем вас подарить?..

Нет подарка дорогого,

Нет алмаза золотого,

Подарю я вам.. два слова!

Ни-когда!

На-всегда!

- Тут шарада и каламбур! - вскрикивает он радостно: - печаль -

ни-когда, а радость - на-всегда!

Всем очень нравится, - как он ловко! Отец благодарит, жмет руку барину

и уходит. Василь-Василич сдерживает:

- Господин Энтальцев, не спеши... еще велик день!

Энтальцев, с селедкой в усах, подкидывает меня под потолок и шепчет

мокрыми усами в ухо: "мальчик милый, будь счастливый... за твое здоровье, а

там хоть... в стойло коровье!" Дает мне попробовать из рюмки, и все смеются,

как я начинаю кашлять и морщиться.

Его сажают рядом с солдатом и Полугарихой, на почетном месте. Горкин

садится возле Пискуна и водит его рукой. Едят горячую солонину с огурцами,

свинину со сметанным хреном, лапшу с гусиными потрохами и рассольник,

жареного гуся с мочеными яблоками, поросенка с кашей, драчену на черных

сковородах и блинчики с клюквенным вареньем. Все наелись, только певчий

грызет поросячью голову и просит, нет ли еще пирогов с капустой. Ему дают, и

Василь-Василич просит - "Сеня, прогреми 'дому сему', утешь!". Певчий

проглатывает пирог, сопит тяжело и велит открыть форточку, - "а то не

вместит". И так гремит и рычит, что делается страшно. Потом валится на

сундук, и ему мочат голову. Все согласны, что если бы не болезнь, перешиб бы

и самого Примагентова! Барин целует его в "сахарные уста" и обнимает. Двое

молодцов вносят громадный самовар и ставят на лежанку. Пискун неожиданно

выходит на середину комнаты и раскланивается, прижимая руку к груди.

Закидывает безухую голову свою и поет в потолок так тонко-нежно - "Близко

города Славянска... наверху крутой горы"... Все в восторге и удивляются:

"откуда и голос взялся! водочка-то что делает!"... Потом они с барином поют

удивительную песню -

Вот барка с хлебом пребольшая,

Кули и голуби на ней,

И рыба-ков... бо... льшая... ста-ая...

Уныло удит пескарей.

Горкин поднимает руки и кричит - "самое наше, волжское!". И Цыган

пустился: стал гейкать и так высвистывать, что Пашенька убежала, крестя нас

всех. Тут уж и гармонист проснулся. Это красивый паренек в малиновой рубахе,

с позументом. Горкин мне шепчет: "помрет скоро, последний градус в

чахотке... слушай, как играет!" Все затихают. И уж играл Петька-гармонист!

Играл "Лучинушку"... Я вижу, как и сам он плачет, и Горкин плачет, теребя

меня, и все уговаривая - "ты слушай, слушай... ростовское наше!..." И барин

плачет, и Пискун, и солдат. Скорняк, когда кончилось, говорит, что нет ни у

кого такой песни, у нас только. Он берет меня на колени, гладит по голове и

старается выучить, как петь: "лу-учи-и-и-нушка...", - и я вижу, как из его

голубоватых старческих уже глаз выкатываются круглые, светлые слезинкн. И

солдат меня гладит, притягивает к себе, и его кресты натирают мне щеку. Мне

так хорошо с ними, необыкновенно. Но почему они плачут, о чем плачут?

Хочется и мне плакать. Праздник, а они плачут! Потом барин начинает махать

рукой и затягивает "Вниз по матушке по Волге". Поют хором, все, и

Василь-Василич, и Горкин. А окна уже синеют, и виден месяц. Кормилка Настя

приходит после обеда, измерзшая, и Горкин дает ей всего на одной тарелке.

Она целует меня, прижимает к холодной груди и тоже почему-то плачет. Оттого,

что у ней сын мошенник? Она сует мне мерзлый апельсинчик, шоколадку в

бумажке - высокая на ней башенка с орлом. И все вздыхает:

- Выкормышек мой, растешь...

От ее слов у меня перехватывает дыханье, и по привычке, я прячу голову

в ее колени, в холодную ее кофту, в стеклярусе.

Глубокий вечер. Я сижу в мастерской, пустой и гулкой. Железная печка

полыхает, пыхает по стенам. Поблескивают на них пилы. Топят щепой и

стружкой. Мы - скорняк, Горкин, Василь-Василич и я - сидим на чурбачках,

кружочком, перед печкой. Солдат храпит в уголке на стружках. С ним и Пискун

улегся: не пустили его, а то замерзнет. Барин не захотел остаться, увязался

с Цыганом - куда-то покатили. А мороз за двадцать градусов: долго ли ему

замерзнуть!

Скорняк рассказывает про Глафиру, про воротник. Я знаю. Он рассказывал

еще летом, когда мы бегали смотреть пожар на Житной. Там он жил когда-то,

совсем молодым еще. Он любит рассказывать про это, как три года воровал

хозяйские обрезки и сшивал лисий воротник, украдкой, на чердаке, чтобы

подарить Глафире, а она вышла замуж за другого. Вот, теперь он старый, похож

на вылезшую половую щетку, а все помнит. Так Горкин и говорит ему:

- Волосы повылазили, а ты все про свой воротник! Ну-ну, рассказывай.

Хорошо умеешь рассказывать.

Просит и Василь-Василич, посовелый. Покачивается и все икает.

- ...и вот, вошла она, Глафира... розовая, как купидом. И я к ней пал!

К ногам красавицы. И подал ей лисий воротник! Так вся и покраснела, а потом

стала белая, как мел. И говорит: "ах, зачем вы... так израсходовались!"

И пал я к ее ногам, как к божеству. И вот, она облила меня слезьми... и

говорит как из-за могилы: "ах, возьмите немедленно вашу прекрасную лисичку,

ибо я, к великому моему сожалению, обретаюсь с другим человеком, увы!" А

жила она с буфетчиком. - "Но неужто, говорит, вы и самделе могли вообразить,

будто я из вашего драгоценного подарка могу преступить?! Как, говорит, вам

не совестно! Как, говорит, вам не стыдно при благородной душе вашей!.."

И скорняк сильно покачивается. Василь-Василич говорит:

- Значит, опоздал. Судьба. Ну, прожил уж со своей старухой, чего теперь

жалеть! Так и не взяла воротника-то?

- Взяла. И приходит тут буфетчик, и они стали меня поить сельтерской, а

то я очень страдал.

- Сельтерской... на что лучше! - говорит Василь-Василич.

- ...и вот выхожу я из покоев на снег... а костры в саду горели, потому

что был большой съезд у господ Кошкиных, по случаю именин дочери их,

красавицы Варвары. И вот, молодой лакей подходит ко мне и кладет мне на

плечо руку. - "Вы страдаете от любви к прекрасной, но гордой красавице