Автор: Тургенев И.С.
В рассказе И.С. Тургенева «Муму» описывается история, произошедшая с дворником Герасимом, собачкой Муму, крепостной Татьяной и их барыней в Москве в стародавние времена. История меня очень поразила, и я не могла сдержать своих слез. Это очень яркий и одновременно грустный рассказ. В его основе лежат реальные события, которые происходили в местечке Спасском, однако Тургенев, как писатель, изменил концовку рассказа, чтобы подчеркнуть силу характера Герасима, его обиду на несправедливость барыни и любовь к Муму.
История началась с того, что старая капризная барыня взяла Герасима дворником в свой московский дом из деревни. Герасим был мужчина двенадцати вершков роста, по современным меркам почти двухметрового роста, сложенный богатырем и глухонемым от рождения. В деревне он работал за четверых, легко выполнял любую тяжелую работу. Он и землю пахал, и сено косил, и зерно молотил ручным трехаршинным цепом. Когда Герасима привезли в Москву и дали ему в руки метлу и лопату, он не понимал, что с ним делается, как недоумевает молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги и мчат, обдавая его тело дымом и пылью, а куда мчат непонятно. Герасим скучал и недоумевал. Работа дворника казалась ему шуткой после тяжелых крестьянских работ. Выполнял он ее за полчаса, а потом уходил куда-нибудь в уголок двора, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно. На дворе все его боялись. Как-то раз пришли два вора к ним на двор. Герасим взял и стукнул их лбами. С тех пор ни один вор не появлялся у них на дворе. Ещё Герасим ненавидел пьяных.
Но постепенно Герасим привык к городскому житью. Ему выделили над кухней каморку, в которой он все себе устроил сам, по своему вкусу: соорудил из дубовых досок и кровать, и стол, и стул. Каморку свою он запирал на замок, ключ всегда носил с собой на поясе и не любил, чтобы к нему ходили.
Все работники барыни объяснялись с ним знаками, он их понимал и выполнял все приказания, но и права свои тоже знал.
В доме у барыни жила прачка. Звали её Татьяна. Была она лет двадцати восьми, маленькая, худенькая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой - предвещанием несчастья жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости её держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никогда, никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у неё всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у неё в мужиках состояли- вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Татьяна очень боялась барыни и думала только о том, как угодить барыне , как скорее сделать работу .
Когда она увидела Герасима в первый раз то так испугалась его, что потом долго старалась не встречаться с ним. Герасим сначала не обращал на неё внимания, потом стал посмеиваться, когда она испугано проходила мимо него, а потом он начал заглядываться на неё, угощал пряниками, подарил ей ленту, расчищал перед ней пыль своей метлой, улыбался ей и ласково мычал. Бедная девка просто не знала, как ей быть и, что делать. Герасим стал заступаться за Татьяну и следил, чтобы никто её не обижал. В доме все знали , что Герасим полюбил Татьяну и собирался просить у барыни разрешения жениться на Татьяне, но ждал новый кафтан который обещали сшить ему на лето.
Однажды у барыни зашла речь о сапожнике Капитоне - пьянице горьком - с Гаврилой Андреевичем, ее дворецким, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскала где-то на улице. Они говорили про то, как бы отучить Капитона от пьянств. И в конце концов барыня решила поженить Татьяну и Капитона. Татьяна была смиренница, безответная душа, и соглашалась с каждым словом барыни. И когда узнала, что её хотят выдать замуж за Капитона, она не сказала ни слова. Все крепостные хотели, чтобы Герасим не узнал об этой свадьбе. Гаврила решил уговорить Татьяну прикинуться пьяной, для того чтобы Герасим разлюбил Татьяну, так как он пьяниц ненавидел. Прачка долго не соглашалась, но потом согласилась. Однажды вечером Герасим как всегда стоял, караулил у двери и увидел Татьяну. Сначала он улыбнулся и как всегда ласково замычал, но когда присмотрелся увидел, что Татьяна шаталась и догадался, что она пьяна. Герасим толкнул её к Капитону и ушел. Татьяна чуть не обмерла от страха. Коварный план сработал. Вскоре Татьяна с Капитоном поженились.
По прошествии года Татьяне и Капитону пришлось уехать в деревню, потому что Капитон окончательно спился. Перед отъездом Татьяна три раза поцеловала Герасима. Он решил проводить их до заставы. Как только они дошли до реки, Герасим хотел было развернуться и пойти обратно, как вдруг увидел маленького щенка. Он аккуратно взял его в руки и побежал с ним домой. Как они пришли, Герасим отворил дверь в свою каморку, положил щенка на кровать, сбегал на сеновал за сеном и на кухню за блюдечком молока. Принёс это все маленькому, бедному щенку. Герасим почти не спал всю ночь, только под утро, когда собачка заснула рядом с ним, он мог спокойно спать. Герасим, как я уже говорила, был немой и поэтому назвал собачку Муму. Когда он звал её, он просто ласково мычал. Ни одна мать так не заботится о своём ребёнке, как заботился Герасим о Муму.
Как-то раз Герасим, как всегда, подметал двор, а Муму лежала у ступенек, ведущих в дом, и грызла палочку. Барыня увидела собаку и удивилась. Ведь раньше она никогда её не видела. Барыня приказала ввести её в дом. Когда барыня увидела собаку, она начала подзывать её к себе, но Муму стояла на одном и том же месте. Тогда барыня сама начала подходить к ней. Муму стала пятиться назад. Старая барыня приказала принести собачке немного молока. Когда блюдечко с молоком поставили на пол, собачка даже не взглянула на пищу. Она продолжала пятиться назад. Затем барыня начала подходить ближе и тогда Муму оскалила зубы, залаяла и хотела убежать. Барыня от страха отдернула руку от Муму и обиделась на поведение собаки и настроение у нее испортилась. Весь вечер барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты, а ночь вообще не спала. Ей причудилось, что одеколон ей подали другой, не такой как подавали всегда, сказала, что подушки пахнут мылом. Бедная кастелянша всё бельё перенюхала. Утром барыня позвала Гаврилу и спросила, что это за собака, которая всю ночь лаяла ей спать не давала и приказала убрать её со двора. Слуга по имени Степан поймал Муму, прижал её маленькое тело к земле, взял её в руки и пошел вместе с ней со двора. Немного пройдя, он сел на извозчика и поехал в Охотный Ряд. Там он сразу нашёл покупателя и отдал Муму за полтинник. Обратно он возвратился так же, не доехав до дома, Степан слез с извозчика, обошел один раз вокруг дома, потому что он не хотел видеться с Герасимом. Но его уже давно не было на дворе. Он обнаружил, что Муму нет на дворе. Герасим не помнил, чтобы Муму его когда нибудь его не дожидалась и начал бегать и кликать Муму, но всё без толку. Он подходил к людям показывал на пол аршина от земли рисовал её руками, одни не знали, другие знали, но не говорили и просто над ним посмеивались. Уже смеркалось, когда он вернулся. По его утомлённому виду, запылённой одежде, по неверной походке можно было предполагать, что он успел обежать пол Москвы. Он остановился у барских окон напротив крыльца. На крыльце стояло человек восемь. Герасим развернулся и ещё раз промычал. Ответа не было. Один прислуга рассказал на кухне, что Герасим всю ночь охал. Весь следующий день Герасим не выходил на улицу. Поэтому за водой вместо него должен был ехать Потап. Лицо Герасима было и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело. Герасим отправился на сеновал. Настала ночь лунная, ясная. Он лёг на сено и долго лежал неподвижно, то вздыхая, то мыча. Вдруг Герасим почувствовал, что кто-то дёргает его за полу. Герасим весь затрепетал, но не посмотрел. Потом его дёрнули ещё сильнее. Он поднял голову. Протяжный крик радости вырвался из его безмолвной груди. У его ног вертелась Муму с обрывком ленты не шее. Герасим стиснул её в своих объятьях. Она в одно мгновение облизала ему усы, рот, нос и бороду. Герасим осмотрелся по сторонам, увидел, что никого нет и пошел в свою каморку.
Герасим уже догадался, что собака пропала не сама. Следующее дни Герасим выходил на улицу без Муму. Её он днём оставлял в каморке, а ночью выводил на улицу. Все решили, что Герасим смирился с потерей собачки. Ему удавалось притворяться грустным. Один раз ночью Герасим повёл Муму гулять. Было уже поздно. Два часа ночи. Барыня, как раз пыталась заснуть после плотного ужина. Герасим начал подзывать к себе Муму, как вдруг та подбежала к забору, понюхала его и начала лаять. Какой-то пьяный улёгся под забором и хотел остаться там на ночь. Муму залилась протяжным лаем. Герасим взял её, побежал в свою каморку и запер дверь на ключ. Барыня вскочила и закричала своим служанкам, а те в свою очередь позвали врача Харитона, а Харитон вместо двенадцати лавровишнёвых капель налил сорок. Поэтому барыня очень быстро заснула. Герасим весь побледнел и сжимал пасть Муму сильно своей могучей рукой. На следующее утро прислуга во главе с Гаврилой пошли штурмовать комнату Герасима. Сначала Гаврила начал стучать в дверь и орать Герасиму, чтобы он отварил дверь, но тогда Степан сказал, что Герасим глухой. Герасим отварил дверь и все кубарём скатились лестницы. Гаврила прежде всех. Герасим знаками показал, что сам убьёт Муму. Сначала он показал пальцем на Муму, затем сделал знак рукой у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом посмотрел на Гаврилу. Тот закивал головой. Герасим поглядел на него, поразительно усмехнулся, ударил себя в грудь и захлопнул дверь. Через час после этого дверь опять распахнулась и Герасим вышел вместе с Муму. Он был в новом праздничном кафтане и вёл Муму на верёвочке. Герасим направился в трактир, там его все знали. Он заказал себе щей с мясом. Муму вертелась у его ног, смотрела её маленькими глазками на Герасима и виляла хвостиком. Ему принесли щей. Герасим покрошил туда хлебушка и мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья. Герасим долго ещё смотрел на неё, наконец две тяжёлые слезы выкатились у него из глаз, одна упала на крутой лобик собачки, другая во щи. Он заслонил лицо руками. Собака съела пол тарелки и отошла. Герасим расплатился и ушел. Герасим шел не торопясь, не спуская Муму с верёвочки. Затем он повернул к Крымскому Броду. По дороге он зашел на двор дома, к которому пристраивался флигель. Он вынес оттуда два кирпича. От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до одного места где стояло две лодочки, забрался в одну из них вместе с Муму и так сильно погрёб, что в одно мгновение умчался саженец на сто.