“Повесть временных лет”, написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.
Древнерусские писатели и летописцы поднимали в своих сочинениях важнейшие политические проблемы, а не только рассказывали о событиях, прославляли героизм. Центральной проблемой было стремление объединить все русские княжества в совместной борьбе против иноземного вторжения.
Умирая Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям хранить единство Русской земли. В “Повести временных лет” от имени Владимира Мономаха летописец обращается к другим князьям с просьбой прекратить междоусобицы, “то ещё большее зло встанет среди нас, и начнёт брат брата убивать, и погибнет” земля Русская, и враги наши половцы, придя, захватят землю русскую. [10. 10.]
Той же теме – обличению княжеского несогласия посвящено и “Слова о полку Игореве”, написанное в 1185 году в Киеве. Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольского полчица. Именно разобщённость русских князей сыграла роковую роль в годы нашествия монголо-татар. [8. 324].
“Слово”– это памятник литературы. Поэма не только взволнованный призыв к единению Русской земли, не только рассказ о мужестве русского народа , не только плачь о погибших, это ещё размышления о месте Руси в мировой истории, и связи Руси с другими народами.
“Слово” написано в связи с разгромом войск северского князя Игоря половецким ханом Кончаком в 1185 году.
Игорь, Всеволод, Святослав – все они доблестные воины, но личная смелость в бою не показатель патриотизма. Своим необдуманным походом Игорь нанёс большой вред своему делу и соседним княжествам. Автор “Слова” любуется и осуждает своего героя, он мирится с раздробленностью Руси, так как время для создания централизованного государства ещё не наступило. [10.12] Автор “Слова” мечтает о том времени, когда за землю Русскую совместно выступят все русские князья, и защитят землю Русскую, он смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси. Автор говорит как равный со всеми, требует, а не молит. Надо было быть очень смелым человеком, чтобы выступать так. В требовательном обращении автора к русским князьям есть что-то предвещающее властное обращения к царям Пушкина, Радищева, Лермонтова, Рылеева и других русских писателей нового времени. Русские писатели осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом.
Главным героем произведения является Русская земля, автор поднимает её до необычайного мастерства. Образ родины создан с чувством страстной любви к ней.
Но как бы ни заслуживал осуждения поход Игоря, сам герой остаётся воплощением княжеских доблестей. Игорь мужествен, но он пренебрегает предзнаменованием-затмнением солнца. Действие “Слова” разворачивается от Новгорода Великого до Карпат. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем жизненнее становится ее образ, где оживают реки, наделяются разумом птицы и звери. Ощущение пространства и простора, постоянно присутствует. Автор “Слова” находился под сильным влиянием устной поэтической культуры и народного языческого миросозерцания. Фольклорные элементы слиты с литературными. Это особенно чётко видно в “словах” и “плачах” (плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач русских жён).
Созданное произведение “не затерялось, - по выражению Орлова, - на границе дикого поля”. [9.126.] Во все эпохи “Слово” было живым явлением русской литературы.
Мы не знаем, кто написал “Слова” но безымянный автор был человеком с широким историческим кругозором, хорошо разбирался в сложных ситуациях своего времени, патриот, знаток древнерусской книжности, талантливый писатель, хорошо знающий устное народное творчество. Это произведение составляет славу литературы.
Сила любви к родине, к Русской земле, покоряет нас читателей “Слова”. Наполняет горем наше сердце при описании поражения русского войска и гордостью за свою родину при описании силы и смелости воинов. Вот почему значение “Слова” так возросло в наше время, вот почему оно находит отклик в сердцах всех людей.
После всего сказанного попытаюсь сделать некоторые выводы развития русской литературы XI- XIII века.
Благодаря переписке и переводов Русь узнала многие жанры, библейские и богослужебные книги. На Руси стали известны памятники византийской хронографии, естественнонаучной литературы. В первые века русская литература не только училась, но и творила новые культурные и исторические ценности. В XI – XII веке на Руси появляются свои образцы торжественных слов и церковных поучений, свои жития, хроники и летописи. “Повести временных лет” самобытна и по форме, и по характеру, и по стилю. К началу XIII века древнерусская литература стала зрелой, в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения. В активе русской литературы были такие известные сейчас как “Поучение” Владимира Мономаха, и “Слова о полку Игореве”, “Повести временных лет”.
Глава 3. Мир древнерусской литературы.
“Всякая литература создаёт свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества”, - пишет академик Д.С. Лихачёв. Характеризуя литературу Древней Руси, он пишет: “Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе”.[3.213.]
Литература была средством познания мироустройства и средством воспитания человеческого духа. Древнерусский писатель не признавал вымысла. Даже повествуя о чудесах или далёких диковинных землях и населявших их фантастических существах, он был уверен, что пишет о действительно существовавшем. Древнерусскому писателю казалось, что он в совершенстве знает его историю. Писатель предполагал, что величайшие события уже в прошлом: в прошлом рождение, жизнь, смерть и воскресение Христа, в прошлом времена деятелей богословов.
Если поддержать эту точку зрения, то может показаться, что литература обречена на повторение. Ошибочно также думать о неграмотности литературы Древней Руси. Но это не так. Грамотность в Древней Руси было распространена гораздо шире, чем предполагали до сих пор, до находок берестяных грамот. О грамотности нам говорят и сохранившиеся древнерусские книги. До нас дошли лишь ничтожные остатки от книжного богатства Древней Руси. Большая часть книг погибла. Огромный урон был нанесён книгам во время московского пожара 1812 года. Вспомним пожар в котором сгорели собрания А.И. Мусина-Пушкина, владельца списка “Слова о полку Игореве”. И тем не менее в библиотеках и архивах хранится несколько десяток сотен рукописных книг. Уже это свидетельствует о высоком уровне книжной культуры.
Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением “Поучения” Владимира Мономаха, “Слова о полку Игореве”, за исключением “Моления Даниила Заточника”, весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.
Древнерусские книжники не ограничивались чтением и перепиской хроник, они создавали свои тексты-хронографы. Особенно важное место в ряду отечественных памятников историографии занимает “Русский хронограф”, составленный в начале XVI века. Он охватывает всемирную историю от “сотворения мира” до 1453 г. – года завоевания турками Константинополя. Уже с XII века на Руси известна “Хронографическая Александрия” - это обширное повествование о жизни и походах Александра Македонского. Об истории Греции мы узнаём их “История разрушения Трои”. Эти произведения также входили в “Русский хронограф”.
Кроме исторической литературы существовал еще и жанр – жития святых. Жития служили как бы ещё одним видом историографической литературы, к которой древнерусский читатель питал особое пристрастие. При чтении которых, читатель убеждён, что всё описанное – происходило в действительности. Русские жития представляли собой народные легенды, герои, которых отличались не праведностью, а лишь несчастливой судьбой, которая вызывала сочувствия. В переводных житиях постоянно упоминается о далёких странах, о Риме, об Александрии. Такие жития расширяли и расширяют сейчас географический кругозор читателя. Переводные жития были построены по сюжетным романов-приключений. Пример: “Житие Евстафия-Плакиды”, основной частью жития является рассказ об удивительной, полной неожиданностей судьбе Евстафия.
В заключении делаю вывод где скажу лишь о том, что: древнерусская литература была разнообразна по жанровому составу и богата памятниками, их число составляет десятки тысяч названий. Произведения отвечали самым различным запросам читателей: удовлетворяли интерес к философским и богословским вопросам, к истории далёких времён и разных народов.
Очень жаль, что нам известно слишком мало древнерусских писателей. И хотя мы произносим имена Илариона, Нестора, Кирилла Туровского, Епифания Премудрого, Ермолая Еразма, Симеона Полоцкого, Аввакума, перечень древнерусских писателей действительно очень мал. Но есть и такие произведения как: “Слова о полку Игореве”, “Сказания о Мамаевом побоище”, “Казанской истории”, где авторов мы не знаем совсем. Анонимность памятников – это традиция древнерусской литературы, с ней нужно нам смириться.
Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников – писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.