Смекни!
smekni.com

Избранные стихотворения (стр. 7 из 11)

Петербурге в Адмиралтейской крепости 18 мая 1749 г.

Гора, что Горизонт на суше закрывала... - Адмиралтейская крепость

находилась на том месте, где позднее было построено здание Адмиралтейства; с

противоположного берега, где располагалось здание Академии наук, огромный

корабль, стоявший на стапеле, очевидно, мог представляться Ломоносову горой,

закрывающей горизонт.

На быстрину - то есть на невскую воду.

Надпись 1 к статуе Петра Великого; Надпись 2 к той же; Надпись 3 к той

же; Надпись 4 к той же; Надпись 5 к той же. Впервые - Изд 1751, с. 175-178.

К какой статуе Петра I относятся все пять надписей, неизвестно.

Предполагают, что здесь имеется в виду конная статуя Петра I работы К.-Б.

Растрелли, законченная им в 1743 г., отлитая из меди уже после его смерти, в

1745-1746 гг., и стоящая теперь в Ленинграде перед Инженерным замком (см.:

Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с. 966). Обожествление Петра

характерно для Ломоносова: Петр - это русский бог во плоти, бог-творец

нового мира, бог-отец и хозяин своих детей (см. также примеч. к поэме "Петр

Великий").

Письмо к его Высокородию Ивану Ивановичу Шувалову. Впервые - Полное

собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова с приобщением жизни

сочинителя и с прибавлением многих его еще нигде не напечатанных творений,

часть первая, в Санктпетербурге иждивением императорской Академии наук,

1784, с. 311-312. Стихотворение относится к началу знакомства Ломоносова с

"меценатом".

Туда, где ей Цейлон и в севере цветет. - Ломоносов говорит здесь об

оранжерее Царскосельского дворца.

Меж стен и при огне лишь только обращаюсь, - Ломоносов имеет в виду

свою работу в Химической лаборатории; в эту пору он трудился над отысканием

секрета производства рубинового стекла и прежде, чем открыть его, поставил

более 4000(!) опытов.

Письмо о пользе Стекла. Впервые - отд. изд.: Спб., 1753.

Выдающийся образец европейской философско-дидактической поэзии XVIII в.

В отличие от признанных корифеев этого жанра - англичанина Александра Поупа

(поэма "Опыт о человеке", 1734) и француза Вольтера ("Поэма о естественном

законе", 1750) -Ломоносов делает "героем" поэтического повествования не

абстрактные философские категории, а предмет предельно конкретный, даже "не

пиитический" в своей конкретности. Однако, показывая те преимущества,

которые таит в себе применение Стекла в науке, хозяйстве, быту, а также как

бы невзначай развертывая перед читателем историю освоения Стекла

человечеством, Ломоносов с блеском справляется с задачей выхода за рамки

заявленной темы (пропаганда стекольного дела) и создает в своей поэме

поэтический образ духовной истории человечества, художественно воспроизводит

героический и трагедийный по своей сути процесс человеческого познания,

борьбы за Истину (подробнее о "Письме о пользе Стекла" см. в кн.: Лебедев

Евгений. Огонь - его родитель. М., 1976, с. 138-156).

Две ночи сложены в едину от Зевеса... - По древнегреческому мифу, Зевс

соединил две ночи в одну, чтобы продлить свое свидание с возлюбленной

Алкменой, в результате чего появился на свет могучий Геркулес.

Когда бы блеск Стекла дать помощи не мог... - Имеется в виду

глазирование фарфора стекловидным составом.

Счастливой младостью Твои цветущи годы... - Когда писалось "Письмо о

пользе Стекла", И. И. Шувалову едва исполнилось двадцать пять лет.

Подобный их сердцам Борей... - Ломоносов, уподобляя сердца испанских

завоевателей бурному Борею, подчеркивает, таким образом, иррациональный,

попросту говоря, безумный характер всей их деятельности.

Мы пламень солнечный Стеклом здесь получаем... - Сразу по возвращении

из Германии, то есть более чем за десять лет до создания "Письма о пользе

Стекла", Ломоносов проводил работы по созданию "катоптрикодиоптрического

зажигательного инструмента" и позднее неоднократно как физик обращался к

вопросу об использовании энергии Солнца посредством оптики.

Не свергла ль в пагубу наука Прометея?.. Не огнь ли он Стеклом умел

сводить с небес...? - Попытка Ломоносова (в строгом соответствии с темой

произведения) объяснить миф о Прометее с просветительских позиций,

представив легендарного титана первым ученым Древнего мира.

Запутан циклами... - По системе Птолемея, принятой средневековыми

учеными, планеты двигались вокруг Земли по орбитам (кругам, циклам),

называвшимся "дифферентами"; кроме того, каждая планета двигалась по

дифференту не прямо, а вокруг него, как бы обволакивая, опутывая эту свою

большую орбиту по особому кругу - эпициклу.

В костелах новых... - то есть в католических храмах, основанных

испанцами в Латинской Америке (здесь "костелы" - вообще католические храмы,

не только польские церкви).

Коль много Августин в сем мнении неправ... - см. вступ. статью.

Вертясь, Стеклянный шар дает удары с блеском, С гром_о_вым сходственны

сверьканием и треском. - Имеется в виду лабораторная электростатическая

машина.

До лета прошлого сомнителен в том был... - Ломоносов имеет в виду либо

проводившиеся им совместно с Г.-В. Рихманом летом 1752 г. (тогда "лето

прошлое" следует читать как "прошедшее") опыты по изучению атмосферного

электричества, либо свое знакомство с работой Б. Франклина "Опыты и

наблюдения над электричеством", опубликованной в Лондоне в 1751 г. и

трактовавшей о тождестве атмосферного и, если так можно выразиться,

лабораторного электричества (хотя прямых доказательств знакомства Ломоносова

с этой книгой к концу 1752 г. не имеется).

Мы лета ныне ждем приятного обратно... - Ломоносов намекает на

продолжение его и Г.-В. Рихмана опытов в будущем, 1753 году (которые

состоялись и, как известно, закончились трагической гибелью немецкого

профессора).

Народу Своему прощает миллионы...- 15 декабря 1752 г. Елизавета

Петровна издала манифест о сложении недоимок подушного сбора, которые

накопились с 1742 по 1747 г.

...щедротою Своею! - В 1747 г. при составлении нового Регламента

Академии наук (выражаясь современным языком, нового штатного расписания и

плана работ) Елизавета Петровна увеличила денежные ассигнования на

академические нужды.

"Отмщать завистнику меня вооружают..." Впервые - Московский телеграф,

1827, ч. XVII, Ќ 20, с. 169. Против кого конкретно обращена эпиграмма,

неизвестно. "Завистников" у Ломоносова было более чем достаточно. К

литературным (А. П. Сумароков, И. П. Елагин, В. К. Тредиаковский и др.) в

1753 г. прибавились еще и придворные, когда стало известно о том, что

императрица предоставила ему землю в Усть-Рудице, под Петербургом, для

постройки фабрики по производству цветных стекол.

К И<вану> И<вановичу> Ш<увалову>. Впервые - Полное собрание сочинений

Михаила Васильевича Ломоносова с приобщением, жизни сочинителя и с

прибавлением многих его еще нигде не напечатанных творений, часть первая, в

Санктпетербурге иждивением императорской Академии наук, 1784, с. 316.

Российски кушанье сразилось с Перуанским... - Один из очевидцев

вспоминал о И. И. Шувалове: "Я заметил, что ему нравился печеный картофель

при ананасах на столе. Любил очень, говорят, и грибы, что напоминает письмо

Ломоносова в стихах" (Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с. 1028; см.

также: Москвитянин, 1852, Ќ 20, ч. III, с. 64).

Я думал уж и так, что в брюхо.... забился... - Предполагают, что за

четырьмя точками скрывается прозвище князя Н. А. Хованского, известного

сутяги и лжеца, коего Ломоносов называл "публикованным бездельником",

"который многократно судей и права умел употребить к своему закрытию и

избавлению от петли" (см. об этом: Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8,

с. 1028-1029); что же это было за прозвище, опять-таки неизвестно, и

комментаторы справедливо подчеркивают, что предлагаемое ими объяснение-это

всего лишь неподтвержденная догадка.

На изобретение роговой музыки. Впервые - Покойного статского советника

и профессора Михаилы Васильевича Ломоносова собрание разных сочинений в

стихах и прозе, кн. 1. М., 1778, с. 304.

Роговая музыка возникла в России в начале 1750-х гг. (более точная дата

организации первого оркестра не установлена). Идею создания роговой музыки

подал гофмаршал елизаветинского двора С. К. Нарышкин в 1751 г. Первое

публичное выступление оркестра рожечников состоялось примерно в 1753 г.

Отношение к роговой музыке было восторженное: "О роговой музыке, нигде,

кроме России, не известной, отзывались с восхищением все, кому доводилось ее

слышать... Иностранцы, искушенные ценители музыки, знававшие и слыхавшие

Бетховена, Гайдна и Моцарта, писали, что роговую музыку "нельзя не назвать

божественной, потому что она слишком необыкновенна для земли"... М. И.

Глинка говорил, что она производит "волшебный эффект"... Если принять во

внимание необыкновенную мощность ее "как будто кипящего" звука,

рассчитанного на необъятные русские просторы (она была слышна на 4-5, а при

тихой погоде и на 7 верст), и ее репертуар, состоящий, как теперь выяснено,

главным образом из народных песен, то станет понятным, что роговая музыка не

могла не очаровать Ломоносова" (Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с.

1031). Специальный анализ ломоносовского стихотворения был сделан в свое

время советским историком музыкальной культуры: "Не касаясь музыки как

интимно-психологического, личного, лирического начала... не вдаваясь в ее

общественные или бытовые проявления... Ломоносов дает внеиндивидуальную

поэтическую картину в духе чистого и высокого классицизма, выделяя лишь

музыку как некий общий праздничный фон жизни. Особенно любопытно, какие

именно сферы выражения Ломоносов слышит в музыке контрасты: "охотнический

шум", который "движет кровь" - и сельская идиллия, рев рогов - и тихая