свирель; Марс и пастораль, т. е. именно те сильнейшие, наиболее типичные,
"самые классические" контрасты, которые определялись вне чисто лирической
музыки XVIII столетия. К ним как к характернейшей условности века и вместе
реальному "отбору" средств сводит поэт истоки роговой музыки, полагая, что
она совместила в себе эти контрасты. Мысль столь же простая и сильная, сколь
впечатляющая и точная" (Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII в. в
ее связях с литературой, театром и бытом, т. 1. М., 1952, с. 64).
О сомнительном произношении буквы Г в Российском языке.
Впервые - Москвитянин, 1854, т. I, отд. IV "Исторические материалы", с.
4.
В предварительных записях к "Российской грамматике" Ломоносов помечал:
"NB. Писать о разности в русском между h и g". Как явствует из
окончательного текста "Российской грамматики", Ломоносов различал две
разновидности звонкого согласного звука Г (1. "поднебный" и 2. "гортанный")
перед гласными и сонорными: "поднебный" звук Г произносится во всех русских
словах, за исключением "косвенных падежей речения Бог, как: Бога, Богу,
Богом, Боги, Богов и прот.", а также "речений Господь, глас, благо" и их
производных, где произносится "гортанный" Г (латинское h) (см.: Российская
грамматика, 21, 22, 99). В стихотворении из 95 знаменательных слов 83
содержат букву Г, причем предполагается, что произносить ее следует как
"поднебный" звук (твердое Г), кроме слов "друг" и "досуг" (здесь К).
Скажите, где быть га и где стоять глаголю? - Один из вариантов этой
строки такой: "Скажите, где быть h и где стоять глаголю".
Гимн бороде. Впервые - Библиографические записки, 1859, т. II, Ќ 15, с.
461-463.
Выдающийся образец стихотворной сатиры XVIII в. "Гимн бороде" обращен
против церковников, постоянно ставивших всевозможные препятствия
деятельности Ломоносова-просветителя. Название стихотворения не случайно:
еще с петровских времен в России гражданскому населению запрещалось носить
усы и бороду, в 1748 г. Сенат в одном из постановлений специально
оговаривал, что отпускать бороду запрещено всем, "опричь священного и
церковного причта и крестьян". Стихотворение Ломоносова пользовалось большой
популярностью у современников, о чем свидетельствует множество списков с
него, обнаруженных впоследствии в Петербурге, Москве, Костроме, Ярославле,
Казани, а также в Сибири - в Красноярске и Якутске. Традиции сатиры
Ломоносова, воплотившиеся в "Гимне бороде", были воскрешены в начале XX в. в
сатирических "гимнах" раннего Маяковского.
Двойной оклад. - Петр I постановил брать с раскольников подать в
двойном размере.
Безголовым с бородой. - В ответ на требования сбрить бороду раскольники
отвечали: "Мы готовы головы наши за бороды положить; лучше нам пусть
отсекутся головы, чем бороды обреются".
Скачут в пламень суеверы... - Имеются в виду многочисленные
самосожжения раскольников, случавшиеся особенно часто на родине Ломоносова.
Сколько с Оби и Печеры После них богатств домой Достает он бородой. -
Церковники и представители гражданской администрации наживались на
конфискациях имущества раскольников.
Им в глаза плевал бы всяк; Ею цел и здрав их зрак. - Здесь обыгрываются
простонародные выражения типа: "Иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду".
Если правда, что планеты, Нашему подобны светы... - Синод осуждал
Ломоносова за то, что в его произведениях "многие, а инде и бесчисленные
миры" проповедуются, "что и священному писанию и вере христианской крайно
противно есть и многим не утвержденным душам причину к натурализму и
безбожию подает".
В струбе там того сожгут. - Намек на Джордано Бруно.
О завеса мнений ложных! - Эта строка вызвала негодование Синода, ибо
получалось, что под "мнениями ложными" Ломоносов имел в виду догматы
православной церкви.
Если кто невзрачен телом... В жирной влажности расти. - Предполагают,
что в последних четырех строфах имеется в виду конкретное лицо, а именно -
противник Ломоносова из церковников Гедеон Криновский, которого можно было
узнать по последним стихам "Гимна бороде": он был не знатен, беден, худощав
и прозябал в бедности и неизвестности вплоть до января 1754 г., когда
положение его резко изменилось: "Двадцативосьмилетний, никому не известный
монах-неудачник стал вдруг "знатен чином и нескуден". Гедеону
посчастливилось очаровать императрицу удачно произнесенной в ее присутствии
проповедью, Елизавета Петровна тотчас же назначила его придворным
проповедником, и на молодого витию посыпались вещественные знаки царской
милости. В Петербурге об этом было много толков, и сложилась даже прибаутка:
"Гедеон нажил миллион". Бывший казанский семинарист обратился в записного
придворного щеголя: обзавелся большим ассортиментом атласных и бархатных
ряс, ходил в шелковых чулках и в башмаках с тысячными бриллиантовыми
пряжками. Вполне вероятно при этих условиях, что и свою бороду он холил -
как говорится в "Гимне" - "по всем модам": подвергал "многим расчесам",
заплетал на ночь "в косы", а затем умащал, или, по выражению Ломоносова,
"удобрял" всякими жирными и влажными благовониями. Может быть, завивал или
даже припудривал "крупичатой мукой" свой "тупей". Придворно-церковные нравы
того времени допускали такую кокетливость" (Ломоносов М. В. Полн. собр.
соч., т. 8, с. 1070-1071).
Зубницкому. Впервые - Москвитянин, 1854, т. I, отд. IV "Исторические
материалы", с. 3.
После того как "Гимн бороде" стал распространяться в списках, Синод
объявил Ломоносову настоящую войну: 6 марта 1757 г. императрице был подан
синодальный доклад, в котором предлагалось "таковые соблазнительные и
ругательные пасквили истребить и публично сжечь, и впредь то чинить
запретить, и означенного Ломоносова, для надлежащего в том увещания и
исправления, в Синод отослать". Однако заступничество покровителей оградило
Ломоносова от этой меры. Тогда церковники прибегли к распространению
анонимных писем, подписанных "Христофор Зубницкий", которые порочили автора
"Гимна бороде" и в качестве приложения содержали пародийное стихотворение
"Передетая борода, или ими пьяной голове". Здесь Ломоносов обвинялся в
пьянстве, жадности, наглости, невежестве (!). Кто был автором писем и
пародии, неизвестно, Пушкин, основываясь на устном предании, называет
митрополита Димитрия Сеченова. В статье "Путешествие из Москвы в Петербург"
читаем: "Не многим известна стихотворная перепалка его (т. е. Ломоносова. -
Е. Л.) с Дмитрием Сеченовым по случаю "Гимна бороде", не напечатанного ни в
одном собрании его сочинений. Она может дать понятие о заносчивости поэта,
как и о нетерпимости проповедника" (Пушкин А. С. Собр. соч., т. 6, с. 390).
Что касается авторства Сеченова, то исследователи склонны считать именно его
наиболее вероятным кандидатом на роль создателя пародии и писем, хотя
документально это никак не подтверждено (см.: Ломоносов М. В. Полн. собр.
соч., т. 8, с. 1074-1077). Но "стихотворная перепалка", как явствует из
намеков, рассыпанных в ломоносовском тексте, велась прежде всего с В. К.
Тредиаковским. Это отнюдь не означает, что Ломоносов считал автором писем и
"Передетой бороды" Тредиаковского. Озаглавив свой стихотворный ответ
"Зубницкому" и наполнив его цитатами из стихов Тредиаковского, Ломоносов
лишь указывал на близость своего литературного противника к кругам,
объявившим ему войну. Скорее всего за подписью "Христофор Зубницкий"
скрывался не один человек: кто-то вдохновлял на создание писем, кто-то
непосредственно их создавал, а кто-то поставлял необходимый "изобличающий"
материал. То, что "информатором" мог быть Тредиаковский, более чем вероятно
(так, в 1755 г. он составил записку в Синод о вольнодумстве А. П.
Сумарокова).
Безбожник и ханжа, подметных писем враль!.. - Здесь нет ни одного слова
напраслины: в 1730 г., по возвращении в Россию из Франции, Тредиаковский
выказывал себя вольнодумцем, называл русских попов "Тартюфами" и невеждами;
в середине 1750-х гг. он уже выступает ревнителем православия (ср. донос на
Сумарокова); пробовал он свое перо и в "подмётных письмах" (в октябре 1755
г. по Петербургу ходило анонимное письмо, полное ругательств в адрес
большинства академиков; как выяснилось, его автором оказался Тредиаковский).
...ты язык российский развращаешь... - В начале своего творческого пути
Тредиаковский призывал остерегаться "глубокословныя славенщизны", а к 1750-м
гг. стал употреблять в своих произведениях славянизмы часто без всякой меры,
в чем его, кроме Ломоносова, обвинял и Сумароков.
Уже за 20 лет ты записной дурак... - Жестокий намек на участие
Тредиаковского в знаменитой "дурацкой свадьбе", справлявшейся зимой 1740 г.
в ледяном доме на потеху Анне Иоанновне.
...твои синички, Дорогу некошну... лисички... ходуль... красоуль... -
Слова эти взяты из различных стихотворений Тредиаковского.
Пробин. - Слово, образованное от латинского "probus" (честный); это имя
Ломоносов относит к себе (так же, как и в стихотворении "Злобное
примирение...", помещенном ниже).
"Войну воспеть хочу в донских полях кроваву..." Впервые - в кн.:
Будилович А. С. Ломоносов как писатель. Спб., 1871, с. 296. По форме эти два
стиха выглядят как начало большой героической поэмы о Куликовской битве и
Дмитрии Донском. Очевидно, "куликовские" вкрапления в текст трагедии "Тамира
и Селим" - (см. выше) побудили Ломоносова к созданию такой поэмы. Дело,