Право граждан на жилище может быть реализовано разнообразными способами. Особый статус военнослужащих обуславливает и особые формы реализации их прав на жилье, где особую роль приобретает правотворческая и правоприменительная деятельность военных министерств и ведомств, так как от издания соответствующих подзаконных правовых актов, необходимой обобщенной практики по жилищным вопросам будет зависеть реализация прав военнослужащих на жилье. Под правотворчеством в жилищной сфере можно понимать деятельность федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба по принятию, изменению или отмене соответствующих юридических норм, касающихся жилья военнослужащих и членов их семей. Эта деятельность должна осуществляться в рамках норм федеральных законов (жилищных, процессуальных норм).
Правотворческая деятельность военных министерств и ведомств характеризуется тем, что:
- является важнейшим средством управления в жилищной сфере, совершенствования стратегии жилищного обеспечения;
- осуществляется особым субъектом права - федеральными министерствами и ведомствами, где законом предусмотрена военная служба;
- ориентирована на специфический объект - жилье военнослужащих, жилищный фонд, жилищные права (жилищная сфера);
- основным элементом являются юридические нормы, выражающиеся в подзаконных актах;
- должна осуществляться в рамках законов;
- подготовкой актов должны заниматься компетентные юристы и экономисты;
- должна соответствовать принципу научности с соблюдением юридической техники и т.д.
В своем правотворчестве военные министерства (ведомства) не должны забывать о защите жилищных прав граждан (реагирование на заявления и жилищные жалобы военнослужащих как реализация права на несудебный способ защиты).
Военнослужащие, проходящие (проходившие) военную службу по контракту в России, в соответствии с законодательством должны обеспечиваться жильем в следующих формах:
- служебное жилье: в период прохождения военной службы по контракту, не позднее 3-месячного срока со дня прибытия на новое место службы; военнослужащим и членам их семей, заключившим контракт до 1 января 1998 г. на 5 лет военной службы, - служебные жилые помещения или общежития (в этой сфере следует обратить внимание на формирование фонда служебного жилья, перевод нежилых помещений в жилые и на заключение жилищных договоров с военнослужащими в соответствии с действующим законодательством);
- предоставление в собственность жилых помещений по избранному месту службы (срок службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста или состоянию здоровья, организационно-штатным мероприятиям при общей продолжительности службы 10 лет и более);
- обеспечение граждан жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата, уволенных с военной службы и вставших на учет "нуждающимися" до 1 января 2005 г., а также военнослужащих, окончивших высшие учебные заведения до 2005 г.;
- накопительно-ипотечная система с 1 января 2005 г., где основное внимание должно быть уделено законному принятию подзаконных актов военных министерств и ведомств в отношении участников этой системы, прослуживших три года и более и изъявивших желание получить целевой жилищный заем для приобретения жилья[8]. В этой сфере важно контролировать деятельность должностных лиц кадровых подразделений, документы (приказ об участии в накопительно-ипотечной системе, о предоставлении займа и т.д.), направляемые в Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
Реализация военнослужащими субъективного права на жилье (ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") должна подкрепляться правовыми гарантиями. В этой сфере государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение. К сожалению, гарантирует, но не исполняет на практике. Среди гарантий в области реализации прав военнослужащих на жилье можно выделить правовые (закрепленные законодательно в нормативно-правовых актах). К правовым гарантиям в рассматриваемой области можно отнести:
а) гарантии компенсации военнослужащим и членам их семей за наем (поднаем) в случае непредоставления служебного жилья;
б) гарантии защиты нарушенных жилищных прав;
в) привлечение к ответственности виновных должностных лиц;
г) гарантии социальной поддержки военнослужащих, проходящих военную службу в подразделениях особого риска (в регионах с обостренной политической и социальной обстановкой, с риском терактов, подвергшихся радиационному воздействию и т.д.);
д) гарантии обеспечения жильем в приоритетном порядке (должны закрепляться в подзаконных актах военных министерств и ведомств) членов семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга (Северный Кавказ, Чечня, Таджикистан).
Таким образом, правовые гарантии в области реализации жилищных прав военнослужащих (должны учитываться в правотворческой деятельности) - это правовые средства, закрепленные в законодательстве и в актах правотворческой деятельности военных министерств и ведомств, позволяющие предотвратить и устранить нарушение жилищных прав военнослужащих, восстановить нарушенное право, привлечь виновных к ответственности.
Исходя из положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" хотелось бы выделить субъектов правотворческой деятельности: военные министерства и ведомства и их структурные подразделения и субъект, на кого направлена деятельность.
В зависимости от времени участия в военно-служебных отношениях подразделяют на: военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г., - на пять лет служебное жилье, затем постоянное; заключивших после 1998 г. - право на обеспечение на весь период службы служебным жильем, заключивших после 2005 г. – накопительно-ипотечная система). Юридическая техника законодателя такова, что в результате нововведений явное право на обеспечение постоянным жильем не прописывается. При отсутствии прямого указания в законе, неясности применения жилищного законодательства к военнослужащим с января 2005 г. (произведена отмена льгот, оставшиеся заменены компенсациями), например, Центральная жилищная комиссия ФСБ России вообще приостановила постановку на учет военнослужащих, имеющих право на улучшение жилищных условий. Это связано с тем, что по договору социального найма жилье предоставляется малоимущим, а военнослужащие к этой категории не относятся. Целесообразно сказать, что в правотворческой деятельности военных министерств и ведомств существуют проблемы, связанные с правовым пониманием и реализацией на практике норм федеральных законов и иных нормативных актов.
Для понимания вопросов реализации жилищных прав военнослужащих в правотворческой деятельности военных ведомств необходимо остановиться на специфике правовых отношений жилищной сферы. По своей юридической природе право на жилище фактически является государственно-правовым институтом, а конституционные положения о праве на жилище – юридической базой для развития жилищного законодательства. Следовательно, в объективном смысле право на жилье может быть определено в качестве правового института, включающего правовые нормы органов законодательной власти (их специфика раскрывает особый правовой статус военнослужащих), а также правовые нормы, принимаемые военными министерствами и ведомствами в процессе их правотворческой деятельности. Они должны обладать следующими особенностями:
- не противоречить федеральным законам и иному законодательству в жилищной сфере;
- иметь степень обязательности для субъектов (военнослужащих, должностных лиц органов военного управления и т.д.);
- обладать охраной (органами военного управления и их должностными лицами, государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за реализацией жилищных прав военнослужащих) и защитой (Конституционным Судом);
- наибольшей степенью стабильности (не ущемлять жилищных прав военнослужащих и членов их семей) и другими.
Таким образом, при всей очевидности неотносимости военнослужащих к малоимущим гражданам, их нуждаемость в жилье также очевидна и государство создает специальные механизмы обеспечения конституционных прав военнослужащих на жилище.
Избирательное право военнослужащих, активное и пассивное, в условиях армейского единоначалия также нуждается в дополнительной защите и в специфических механизмах его реализации.
Основы современного избирательного права Российской Федерации заложены в Конституции РФ. Однако, несмотря на наличие в отрасли конституционного права института избирательного права, все же в самой Конституции отдельной главы, посвященной избирательной системе, нет. Военнослужащие, как и все граждане Российской Федерации, обладая активным и пассивным избирательным правом, участвуют в выборах различных уровней представительной власти.
Конституцией РФ определен круг федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, избираемых гражданами России, и проводится разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства, определен механизм защиты избирательных прав граждан (военнослужащих). Действующая Конституция РФ не связывает выборы с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти. В ней выборы предусматриваются как универсальный институт народовластия, атрибутивно связанный с демократией.