Хлестаков и хлестаковщина
Образ Ивана Александровича Хлестакова — один из самых характерных и замечательных в творчестве Н.В.Гоголя, «любимое дитя его фантазии». В нем сказалась страсть художника к гиперболе, преувеличениям почти гротескным, любовь к изображению «многосторонних» характеров. И образ мыслей Ивана Александровича copyright ALL Soch .ru 2001-2005 типичен для большинства героев Гоголя; алогичность, бессвязность его речей просто ошеломляют. И, конечно, с образом Хлестакова связана некоторая «чертовщина», налет фантастичности. Ну, действительно, не наваждение ли: солидный и опытный городничий принимает «фитюльку» за «значительное лицо». Мало того, весь город вслед за ним в припадке умопомрачения несет «ревизору» дань, умоляет о защите, старается «умаслить» этого ничтожного человечка.
Сюжет комедии одновременно и прост, и гениален. Особая, гоголевская черта в нем — отсутствие со стороны мнимого ревизора каких-либо сознательных действий, чтобы обмануть чиновников. Он сам попадает в непредсказуемую ситуацию и ведет себя в соответствии с ней, не строя никаких далеко идущих планов, плывя по течению, ПОЛЬЗУЯСЬ «дарами судьбы» и только. Если бы Хлестаков был мошенником, глубина замысла исчезла бы. Главное здесь то, что охваченные страхом чиновники сами себя обманывают («сами себя высекли»). Но тогда в роли ревизора необходим человек, наделенный совсем особыми свойствами, иначе его истинное лицо было бы с легкостью вычислено.
Да нет, помилуйте. Свойства эти — самые обыкновенные. Ну, например, желание порисоваться, сыграть роль чуть повыше той, что человеку «предназначена». Ведь это же свойственно каждому из нас «хоть на минуту», по мнению Гоголя. Феерическая сцена вранья на приеме у городничего проявляет это качество героя с невиданной силой. Из служащего, который «только переписывает», то есть стоящего в самом низу «Табели о рангах», он за несколько минут вырастает почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит». Хлестаков — гений вранья, он переживает свой звездный час. Гомерический размах ошеломляет присутствующих, «тридцать пять тысяч курьеров» несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, потому как без него некому управлять департаментом. Солдаты «делают ружьем». Суп в кастрюльке едет к нему из Парижа. В мгновенье ока, как сказочный джин, он строит и рушит целый фантастический мир — мечту современного меркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей.
Речь Хлестакова отрывочна, он заговаривается, опьяненный воистину поэтическим восторгом, но скачет дальше во весь опор: «Да что в самом деле? Я такой! Я не посмотрю ни на кого... Я везде, везде».
Но что это? Все рушится тоже как в сказке: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж...» Нет, нет, он уже опомнился: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже».
Сейчас его время. Он — герой-любовник, очаровывающий мать и дочь одновременно и не задумывающийся о последствиях, зять городничего. Он — «значительное лицо», которому смиренно предлагают взятки. И с каждой взяткой Иван Александрович заметно меняется, входя во вкус. Он уже осознал себя в новой роли, и она герою по душе. Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, оправдываясь, что «в дороге издержался», то от Бобчинского и Добчинского сразу требует: «Денег нет у вас?»
И исчезает Хлестаков особенным образом. Это «фантасмагорическое лицо», «как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкою бог весть куда». Ведь это лишь мираж, призрак, порожденный нечистой совестью и страхом городских чиновников.
Итак, сам главный герой как личность не представляет из себя ничего неординарного, тем более загадочного. Он небольшого ума, особой предприимчивости также нет, его представления о жизни достаточно ограничены. Он «создан» окружающими. А что же такое хлестаковщина? Это воплощение желания сыграть роль повыше той, что тебе предназначена, воплощение пустоты существования. Ничтожество, возведенное в п-ную степень, «возникшая до высшей степени пустота», по удивительному выражению Гоголя.
Но, хотя личность главного героя можно назвать ничтожной, мне хочется повторить: прекрасен образ Хлестакова — великое создание Гоголя. В нем соединяется несоединимое: человеческая заурядность и поэтическое вдохновение, полет. Это собрание многих качеств. В нем и маленький чиновник, и великий фантазер, и простодушный человечек, вдохновенно и счастливо лгущий. Но это и символическое, обобщенное изображение современного русского человека, который, по словам Гоголя, «стал весь ложь, уже даже сам того не замечая».
Хлестаковщина.
Появление комедии "Ревизор" в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия "Ревизор" не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомним отрицательных героев популярных "милицейских" сериалов — чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокими?
Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком — двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько "государственного человека". Что чувствует при этом лжеревизор? Кажется, ничего.
Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В
каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, — актера, играющего ревизора.
Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.
Хлеста
ков и хлестаковщина в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (3)
У меня болит сердце, когда я вижу, как заблуждаются люди.
Толкуют о добродетели, о Боге, а между тем не делают ничего.
Из письма Гоголя к матери.
Премьера комедии «Ревизор» состоялась 19 апреля 1836 г. на сцене Александринского театра в Петербурге. В зале собралась избранная публика, государь император Николай Павлович не только сам был на премьере, но велел и министрам смотреть «Ревизора». Во время представления он хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех».
Вскоре после постановки комедии Гоголь отвечал своим недоброжелателям:
«Великодушное правительство глубже вас прозрело высшим разумом цель писавшего». Какова же была эта благородная цель? Замысел Гоголя был рассчитан как раз на то, чтобы вовлечь зрителя в спектакль, дать почувствовать, что город, обозначенный в комедии, существует не где-то, но в той или иной мере в любом месте России, а страсти и пороки чиновников есть в душе каждого из нас.
По поводу Хлестакова сам автор высказался очень образно: «Пословица не бывает даром, а пословица говорит: «Хвалится черт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньей не дал власти». В этом описании так и видится Иван Александрович Хлестаков.
Хлестаков не просто фантазер. Он сам не знает, что говорит и что скажет в следующий миг. Словно за него говорит некто, сидящий в нем, искушающий через него всех героев пьесы. Хлестаков - щелкопер, весь состоящий из надуванья. Умеет запустить пыль, раскричаться, распечь. Если при нем струсишь - тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет.
Появление Хлестакова в комедии не случайно. Оно - как семя на взрыхленную почву. Эта почва - уездное чинопочитание, «электричество чина» рождало «силу всеобщего страха» в уездном городе. Персонажи сами «делают»
Хлестакова. Городничий его боится, так как в нем «сидит» готовность к слепой вере, готовность к мимикрии, ко всему, что требует среда. А уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию. И чисто хлестаковская бесшабашность, безудержное вранье - все сходит с рук герою. Гоголь именно так характеризовал Хлестакова. Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают окружающие.
Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор. Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной. Он - крошечный винтик огромной машины, послушный исполнитель, обреченный в своей службе и жизни вообще на роль ведомого. Хлестаков занимает весьма скромное место на лестнице общественных отношений, разделенных чинами. Когда в провинции Хлестаков рассказывает о своем петербургском житье-бытье, он не просто фантазирует, а сочиняет небылицы.
Лишь в первых словах хвастливой исповеди проскальзывает упоминание о настоящей роли героя в чиновничьем Петербурге: «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет.». Стихия его стремительного движения обнаруживает себя в его рассказе очень любопытно: «И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткой: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, - говорит, - сапоги почищу» Еще нужно подчеркнуть, что у Хлестакова исключительность какого-либо явления, его привлекательность и неповторимость измеряется в количественной характеристике. Вспомним, как Хлестаков поражает воображение чиновников своими петербургскими обедами.
Арбуз на его столе - «в семьсот рублей», а главное достоинство супа в огромном расстоянии - он «прямо на пароходе приехал из Парижа».
Этот количественный охват распространяется на всем стороны жизни («Я везде, везде.»). Так же и с литературой: «все написал, всех изумил».
Будучи неприметной, жалкой личностью, Хлестаков в воображении своей становится над другими, захватывая в минутное подчинение всех. Есть такое выражение: «Короля делает свита». Вот таким «королем на час» и стал Хлестаков в окружении персонажей комедии.
А ведь есть самое элементарное объяснение поведению этого героя. Дело в том, что Хлестаков очень голоден. Денег у него нет, и не предвидится, обед в долг не дают. Но он не производит впечатления несчастного. Хлестакова спасает приглуповатость. Лишь у человека инфантильного может быть такая логика: если я голоден, нужно пройтись. А в разговоре со слугой Хлестаков прибегает просто к ребячьей логике: «Ты растолкуй ему сурьезно, что мне нужно есть. Деньги сами собою.».
И не раз на протяжении комедии мы убеждаемся в инфантильности Хлестакова, его простодушном эгоизме, который он сам излагает в жизненном кредо: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Свои приключения по женской линии Хлестаков изображает как ребячьи выдумки. Его ухаживания за Марьей Антоновной и ее матерью воспринимаются как шарж. «Я готов на коленках у вас просить прощения (Падает на колени). Простите же, простите! Вы видите, я на коленях». Вскоре он бросается на колени перед матерью.
Легко, с беззаботностью Хлестаков берет деньги у чиновников, ухаживает попеременно за дочерью и женой городничего, не задумываясь, делает предложение Марье Антоновне. Он постоянно манерничает, стремясь произвести впечатление, особенно на дам. «Рисуясь» - едва ли не самая характерная авторская ремарка применительно к Хлестакову. Смутная догадка о том, что его приняли за какого-то другого, нисколько его не озадачивает. Он нежится в потоке приятных ощущений и беззаботно отмахивается от совета Осипа уехать поскорее: «Нет, мне еще хочется пожить здесь». «Ревизор» стал той комедией, где выведены на сцену «русские характеры». Но это еще не все. Талант Гоголя выявил такое социальное явление, как «хлестаковщина». В чем же суть этого порока? Хлестаковщина - это внутренняя пустота, глупость, притворство, приспособление к обстоятельствам. Примитивность сознания, фразерство, инфантильность, себялюбие - тоже ее отличительные черты. Это явление очень опасно тем, что может быть в любом человеке в большей или меньшей степени, может скрываться за более или менее привлекательной маской. Явление хлестаковщины очень многолико. Это и манерность, стремление пустить пыль в глаза, простодушный эгоизм. И, что самое удивительное, оно исключительно живуче и передается «по наследству» из поколения в поколение, из века в век. Поэтому, несколько переиначив слова Гоголя, обратимся к человечеству с таким пожеланием: «Всмотритесь пристально в себя, не сидит ли хлестаковщина в каждом из нас?»