Однако излюбленными темами автора парадоксов, бесспорно, являются красота и искусство. Влюбленный в красоту Уайльд болезненно переживает ее исчезновение из современного ему мира. Грубая действительность с ее «материальным прогрессом» и торгашеским духом, который подавляет поэтическое воображение и убивает высокие идеалы, вызывает неизменную ненависть и презрение Уайльд. Единственное прибежище от одуряющей скуки, пошлости и монотонного однообразия глава английских эстетов видит в искусстве. Жизнь и творчество Оскар Уайльд посвящает исканиям истины и красоты.
Старость для Уайльда не только потеря красоты, но и «Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым» - ложный парадокс.
Оскар Уайльд утверждает, что художник – это создатель прекрасных вещей. Да, художник должен создавать прекрасное, но в то же время, ему не следует вносить в искусство элементы из своей жизни.
Оскар Уайльд призывал всех чаще замечать красоту вокруг себя и больше внимания уделять эстетике повседневного быта, «ибо искусство – не игрушка и не прихоть, но непременное условие человеческой жизни. Это наглядное воспитание морали». «Нам необходима духовность в обыденной жизни».
Уайльд мог с легкостью иронизировать над всем, но в отношении к искусству, в могущество которого свято верил, оставался предельно серьезен.
Мысль о том, что искусство выше жизни, получила выражение и в прекрасном романтическом вымысле, на котором построен весь роман «Портрет Дориана Грея». Художник Холлуорд написал портрет с удивительно красивого юноши Дориана Грея. Портрет обладает необыкновенным свойством: молодость и красота никогда не покидают живого Дориана, а все изменения в его насквозь извращенной натуре фиксирует только портрет. Таким образом, никто не может видеть, каков же Дориан на самом деле. Зато портрет неумолимо регистрирует все последствия его порочной жизни. Этим Оскар Уайльд хотел выразить важную для него мысль, что сущность человека и явлений может раскрыть только искусство, в связи с чем писатель и ценил его выше действительности.
Заключение
Период творчества О. Уайльда – это период развития эстетизма в английской и мировой литературе.
Творчество Оскара Уайльда очень многогранно, в нем раскрываются множество философско-эстетических и моральных проблем.
Философско-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея» очень многопланова, стоит также сказать, что роман является воплощением эстетических идей писателя. Важное место и в произведении, и во всем творчестве Оскара Уайльда занимает проблема соотношения искусства и действительности. Она реализуется во многих аспектах, основные из которых соотношение формы и содержания, вечности и мгновения прекрасного, искусства, отношения творца и его творения, этическое отношение к искусству, прекрастному.
Очень близок роман Уайльда неоромантической прозе его современников. Главное, о чем свидетельствует роман, что это художественное произведение с великой литературной, собственно книжной, основой. Главное, какими бы художественными находками других Оскар Уайльд не вдохновлялся, он создал оригинальное, незаурядное произведение, что принадлежит к наиболее значительным находкам искусства последней трети ХХ века.
В романе «Портрет Дориана Грея» органически объединены основные эстетические положения теории искусства Оскара Уайльда (предисловие к роману) и их художественная реализация (сам роман).
В предисловии писатель утверждает, что “искусство совершенно бесполезно” и “искусство не отражает жизни”. Уайльд принадлежал, как уже говорилось, к такому художественному направлению, как эстетизм, и использовал романтический творческий метод. В стремлении писателя утвердить мысль о превосходстве искусства над жизнью проявляется романтическая абсолютизация творчества и его независимости. В эстетизме Уайльда положения романтической теории приобретают полемическую заострённость, выражаются в форме парадокса.
Поскольку искусство выше жизни, оно не может рассматриваться с точки зрения человеческой морали.
Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.
В творческом наследии Уайльда это его единственное крупное произведение художественной прозы. Сам автор не дал ему жанрового определения. Его называют романом, однако его можно назвать и повестью, и даже «драмой в прозе». «Портрет Дориана Грея» лишен четкой жанровой определенности, потому и возникают уточняющие характеристики: роман-аллегория, роман-символ, роман-миф. Каждому из этих определений в тексте романа можно в той или иной мере подыскать обоснование, в меньшей мере для аллегории: аллегория - прямое иносказание, смысл его однозначен, а «Портрет Дориана Грея», его символика вызывают разное толкование.
В истории мировой литературы Уайльд вошел как наиболее яркий представитель феномена в искусстве, известного под названием эстетизм.
Список литературы
1. Кривина Т. М. Что знал о красоте Оскар Уайльд // Зар. лит. – 2006. – №7. С. 13 –14.
2. Немировский А. Л. Кумир отверженных // Натали. – 2006. – №11. С. 108 – 117.
3. Нефедов В. П. История зарубежной критики и литературоведения. М.: Высшая школа, 2008. 272 с.
4. Оскар Уайльд. Избранное: Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. С. Бэлза; прим. А. Зверева; – М.: Правда, – 1989. – 736с.
5. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея; Тюремная исповедь: Пер. с англ. – К.: Книгоиздательский центр «Посредник», – 1998. – 266с.
6. Уайльд О. Портрет Дориана Грея/ Библиотека всемирной литературы, т. 118. – М., 1976.
7. Соколянский М. Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества.— Киев; Одесса: Лыбидь, 2006.— 199 с.;
8. Урнов М.В. Оскар Уайльд.— В кн.: Урнов М. В. На рубеже веков, М., 2004, с. 149—171.
9. Чуковский К. И. Оскар Уайльд.— В кн.: Чуковский К. И. Люди и книги, М., 2008, с. 625—669.
10. http://www.peoples.ru/art/literature/wilde_oskar/