Смекни!
smekni.com

Незнайка на Луне 2 (стр. 33 из 81)

разнокалиберными товарами, и в контору наведывался редко.

Постепенно он разуверился в успехе начатого дела и не хотел

терять доходов, которые приносила ему торговля. В конторе

постоянно находились лишь Незнайка и Козлик. На первых порах

Незнайка чинно сидел за столом в ожидании покупателей акций.

Перед ним лежали толстая тетрадь в твердом картонном переплете

и автоматическое перо. На тетради было написано красивыми

буквами: "Приходо-расходная книга". Один из ящиков стола был

доверху набит приготовленными для продажи акциями. Другой ящик

предназначался для денег, вырученных от продажи. Пока этот ящик

был пуст, и чем дальше шли дни, тем меньше оставалось надежды,

что когда-нибудь в нем появятся деньги.

Козлик тоже вначале исправно дежурил в коридоре у двери, но,

видя, что покупатели не являются, переселился в контору, и они

с Незнайкой по целым дням играли в "плюсики-нолики", сидя на

мягком диване, и вели разные разговоры. От нечего делать

Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с

непонятными кривульками и загогулинками и все силился понять,

что на ней нарисовано.

-- Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, -- говорил

ему Козлик. -- Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять

нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи

только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот

загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки,

третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди

холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное

пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять --

просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и

похваливают. "Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была

понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там

нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не

нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не

понимать и в темноте жить". Видишь, как рассуждают!.. Я таких

рассуждений вдоволь наслушался, когда работают у мыльного

фабриканта. Есть такой мыльный фабрикант Грязинг. Только я у

него не на фабрике работал, а в доме. Истопником был. Ну,

братец, нагляделся я, как богачи-то живут! Домище у него

огромный! Комнат видимо-невидимо! Одних печей приходилось

двадцать пять штук топить, не считая каминов. А парового

отопления господин Грязинг не хотел у себя заводить. С

каминами, говорит, вид роскошнее. Автомобилей у него десять

штук было. А костюмов -- хоть пруд пруди! Как соберется в гости

ехать, так часа два думает, какой костюм надеть. Честное слово,

не вру! Слуг у него -- не перечесть. Один слуга обед варит,

другой на стол подает, третий посуду моет, четвертый ковры

пылесосит. Шоферов -- пять штук. Пока один господина Грязинга

на автомобиле катает, остальные четверо в прихожей в шахматы

дуются. Утром, как только Грязинг проснется, сейчас же в

электрический звонок звонит, чтоб несли ему одеваться. Принесут

ему, значит, одежду, начнут одевать, а он только руки

подставляет да ноги протягивает. Потом посадят его перед

зеркалом, начнут причесывать, намажут нос вазелином, чтоб

хороший цвет был, а он сидит да глазами хлопает -- всего и

дела-то! Проголодается он, так вот перед зеркалом сидя, -- и

завтракать. Часа два за столом сидит -- вот не сойти с места!

Потом поваляется на диване и едет в гости или на автомобиле

кататься. Вечером наедут к нему приятели, приятельницы. Заведут

музыку, танцы. Разгуляются так, что поломают всю мебель,

разобьют рояль и разъедутся по домам. Потом вспоминают: вот,

говорят, хорошо повеселились!

-- А зачем же мебель ломать? -- удивился Незнайка.

-- Ну, так у них полагается. Не знают, чем занять себя от

безделья, ну, давай, значит, мебель ломать. Так и в

приглашениях пишут: "Просим пожаловать к нам на журфикс. Будут

разломаны двенадцать кресел, четыре дивана плюшевых, два рояля,

раздвижной стол и разбиты все окна. Сбор гостей в шесть часов

вечера. Просьба прибыть без опоздания".

-- Ну, а потом, что же они, без мебели сидят?

-- Вот чудак! Мебель они новую купят.

-- Даром только деньги тратят! -- проворчал Незнайка. --

Лучше бедным отдали бы.

-- Дожидайся! Бедным отдавать они не любят. Это неинтересно.

-- Что же, этот Грязинг только и делал, что на диване

валялся да мебель ломал? -- спросил Незнайка. -- А когда же он

своей фабрикой управлял?

-- Зачем же ему фабрикой управлять? Для этого у него

управляющий есть. Раз в неделю управляющий приходит к нему с

отчетом. А он как увидит, что доходы от фабрики уменьшились,

сейчас же управляющего вон и назначит нового. Вот новый и

начнет стараться, чтобы доходы были побольше: уменьшит плату

рабочим, повысит цены на мыло. Таким образом, сам Грязинг

ничего не делает, а денежки наживает. Уже несколько миллионов

нажил.

-- К чему же богачам столько денег? -- удивился Незнайка. --

Разве богач может несколько миллионов проесть?

-- "Проесть"! -- фыркнул Козлик. -- Если бы они только ели!

Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое

тщеславие.

-- Это какое тщеславие? -- не понял Незнайка.

-- Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить. Например,

один богач построит себе большой дом, а другой посмотрит и

говорит: "Ах, ты такой дом построил, а я отгрохаю вдвое

больше!" Один заведет себе повара да лакея, а другой говорит:

"Ну так я себе заведу не только повара и лакея, а еще и

швейцара". Один наймет целый десяток слуг, а другой говорит:

"Ну так я найму два десятка, да еще сверх того пожарника в

каске у себя во дворе под навесом поставлю". Один заведет три

автомобиля, другой тут же заведет пять. Да еще и хвастает: "Я,

говорит, лучше его. У него только три автомобиля, а у меня

целых пять". Каждому, понимаешь, хочется показать, будто он

лучше других, а так как ум, доброта, честность у нас ни во что

не ценятся, то хвалятся друг перед другом одним лишь

богатством. И тут уж никакого предела нет. Тщеславие такая

вещь: его ничем не насытишь. Я сам, братец, изведал, какая это

скверная штука. Я ведь не всегда бедняком был. Правда, я и

богачом не был. Просто у меня постоянная работа была. Я тогда

на завод поступил и зарабатывать стал прилично. Даже на черный

день начал деньги откладывать, на тот случай, значит, если

снова вдруг безработным стану. Только трудно, конечно, было

удержаться, чтоб не истратить денежки. А тут все еще стали

говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне

автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком

стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же

автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой

денежный взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый

месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я

так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач.

Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут

же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже

заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу

сломал и еще четыре ребра. Целых три месяца лечился потом. Все

свои сбережения на докторов истратил. Все-таки вылечился,

только с тех пор, как начну волноваться, никак не могу слово

"ав-то-аха-мобиль" ска-ахасказать, каждый раз говорю

"авто-аха-мобиль", вот.

-- Ну, а автомобиль ты починил потом? -- спросил Незнайка.

-- Что ты! Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут

пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет!

Ну мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я

говорю: идите, берите в каа-ха-ханаве. Хотели меня судить за

то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно

нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало,

ни денег.

Таких историй Козлик рассказывал множество. Жизнь его была

богата разными приключениями. Незнайка с интересом слушал его,

и ему не приходилось скучать.

Однажды Незнайка и Козлик сидели и разговаривали, как

обычно. Неожиданно дверь отворилась. Они думали, что пришел

Мига, но в контору вошел незнакомый коротышка. На нем была

ветхая блуза с протертыми на локтях рукавами. Когда-то она была

синяя, но от долгого употребления выцвела и побелела, особенно

на плечах. Брюки на нем были какого-то непонятного

грязновато-серого цвета, с махрами внизу, а на коленках

красовались две большие, аккуратно пришитые четырехугольные

заплатки из черной материи. Голову его украшала старая

соломенная шляпа с дыркой на самом видном месте и с

оборванными, словно обгрызенными по краям полями, из-под

которых выбивались седые волосы.

Незнайка невольно улыбнулся, увидев этот маскарадный наряд,

но его улыбка моментально исчезла, как только он взглянул на

лицо вошедшего. Оно было худое, словно иссохшее, и смуглое, как

бывает у коротышек, которые по целым дням работают на открытом

воздухе. Выражение лица было строгое. Но особенно поражали

глаза. Они глядели из-под седых бровей настороженно, с

тревогой, но в то же время с достоинством и не то с затаенной

болью, не то с укоризной. Нет, Незнайка не мог смеяться,

встретившись с взглядом этих печальных глаз, да и никто бы не

смог смеяться.

Поздоровавшись с воззрившимся на него Незнайкой и Козликом,

седой коротышка поставил в угол суковатую палку, которую держал

в руках, достал из кармана аккуратно сложенный клочок газеты,

развернул его и, показав Незнайке, спросил:

-- Это у вас?

Незнайка разглядел напечатанное в газете объявление об

учреждении Акционерного общества гигантских растений и кивнул

головой:

-- У нас.

Козлик подвинул к гостю мягкое кресло и учтиво сказал: