Подводя итоги всему вышесказанному, следует подчеркнуть , что М.Е. Салтыков - Щедрин, как и И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, являлся блистательным бытописателем дворянской усадебной жизни, и, тем не менее, устоявшиеся в литературоведении понятия «усадебной повести» совершенно не применимо к характеристике художественного мира этого писателя .
Роман Салтыкова «Господа Головлевы» рисует разложение дворянских семей, говорит о близости гибели отживающего порядка, переданной через правдивые картины нравов провинции, быта дворян – помещиков, в усадьбе.1 Воссоздавая мир дворянских гнезд, Салтыков акцентирует свое внимание на уничтожении человеческой личности, распаде семьи, гибели целого рода. Изображая этот страшный процесс, писатель пытается найти истоки этой трагедии, определить почву, на которой стало возможным тотальное разрушение главной «ячейки», опоры государства Российского.
Головлево, Дубровино, и Погарелка – места, где непосредственно осуществлялась не только хозяйственная эксплуатация крепостных людей, но и полное уничтожение «принципа семейственности» во имя страсти стяжания, распространяющего смерть. Это помещичьи усадьбы, больше похожие не на родовые гнезда, а на могильные склепы.
1 Прозоров В.В. Салтыков – Щедрин книга для учителя М., 1988.с.114
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Щедрин, основательно и всесторонне изучивший жизнь и быт дворянской усадьбы второй половины ХIХ века, переживший реформу 1861 года, изображает в своем произведении, может быть, один из самых трагических в истории России, чреватый будущими социальными сдвигами и взрывами, период распада и гибели дворянских гнезд, основы государства Российского и в экономическом и духовном плане. Помещичья усадьба в изображении автора «Господ Головлевых» - это родовое гнездо, в которое приходят только умирать. Сатирика интересуют истоки и почва, сам процесс распада и гибели целого рода и растление человеческой личности в его пределах.
В центре романа усадебный мир помещиков Головлевых, становящийся в художественной структуре произведения, «топонимическим персонажем », несущим огромный обобщающий смысл, превращающейся в символ не уютного, обетованного, защищающего человека от всех жизненных бурь и невзгод семейного гнезда, а могильного склепа.
Салтыков – Щедрин изображает не только экономический распад усадебного мира, но и разложение его культуры, которое начинается с растления семейных и человеческих отношений.
Главная причина, по Щедрину, такого растления и упадка, состоит в том, что в дворянской усадьбе, превратившейся в замкнутый мирок, главной заботой стал «капитал» в ломбарде,
38
которому отныне подчинены честь, совесть, любовь, родственные привязанности, материнский и сыновний долг. Все это опустошает живую человеческую душу, делает ее не восприимчивой к чужой, да и к своей, боли и страданию. Поэтому одним из главных образов – символов романа становится пустота. В этом « сверхплотном» по смыслу образе концентрируется авторское представление не только о внешнем опустошенном для героев романа мире, но и о зияющей пустоте, нравственном вакууме души каждого из Головлевых.
Образ - символ духовно – душевной пустоты героев произведения связан с развивающимися рядом и параллельно образами теней и гроба, которые усиливают впечатление ирреальности происходящего в доме Головлевых. Это исчерпывающая характеристика бесчеловечной жизни головлевских помещиков, жизни- призрака.
Гроб – это не только конечный результат семейного распада Головлевых, живущих « одной … пламенной страстью» - стяжанием, но и пространство их душ. В художественной системе романа образ гроба становится глобальным обобщением, символизирующим определенную систему жизненных ценностей, помыслов, нравственных, вернее, безнравственных устремлений головлевского рода, сеющего вокруг себя одну лишь смерть, «созидающего» лишь могильный склеп.
Изображая окаменелую мертвенность головлевского существования, Салтыков широко использует образы мрака, холода,
39
ночи, усиливающие впечатление мертвенности и указывающие на отсутствие живого, то есть перспективы будущего.
Роман «Господа Головлевы » - щедринская эпитафия дворянскому классу, обвиненному великим сатириком в самом страшном – в грехе поедания чужого хлеба. В общем потоке нравственно – философских исканий русских писателей ХIХ века М.Е.
Салтыков – Щедрин выделяется, прежде всего, глубоко реалистическим истолкованием проблем этики и морали, которые обусловлены обстоятельствами жизни человека. Нравственная концепция художника основана на принципах позитивистской философии. Щедрин видит диалектическую связь личности и среды, где человек является не только ее продуктом, но и творцом одновременно. Поэтому , по глубокому убеждению писателя, нравственно- психологическими доминантами человека должны быть - Совесть, Стыд, и Правда. Совесть формирует истинно нравственное мировоззрение. Салтыков взывает к совести человека, рассчитывая на «эмбрион стыдливости», открывающий любому глаза на существующие безобразия. Эта позиция писателя определила появление в романе развивающихся крещендо мотивов Совести и Стыда.
Последние страницы романа «Господа Головлевы » - это рассказ о проснувшейся совести, муках запоздалого раскаяния. Именно они создают ощущение трагического накала и напряжения всего действия произведения.
Переворот в душе Порфирия Головлева (собирательный образ всего дурного в человеческой душе ) возможен, ибо, по Щедрину, надежда на перерождение дана всем. Работа Совести превращает
40
главный персонаж романа из Иудушки в Порфирия Владимировича, делающего последний шаг, ведущий к нравственному возрождению- признанию им собственных грехов и вины, то есть к Покаянию.
41
Список литературы
1 Бушмин А.С. М.Е Салтыков – Щедрин. Ленинград 1970.
2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка:
В 4 т. М., 1987.т.1,2.
3 Кривонос В.Ш. Роман М.Е. Салтыкова- Щедрина «Господа
Головлевы » и народная символика // литература некрасовских
журналов . Межвузовский сборник научных трудов. Иваново
ИвГУ ,1987.
4 Кирпотин В.Я М.Е. Салтыков – Щедрин . Жизнь и творчество.
М., 1955.
5 М.Е. Салтыков - Щедрин в воспоминаниях современников: В
2.т.М.,1975.т.1.
6 Николаев Д.П. М.Е. Салтыков – Щедрин : Жизнь и творчество.
М.,1985.
7 Николаев Д.П. Салтыков – Щедрин и реалистический гротеск.
М., 1977.
8 Павлова И.Б. Художественное собрание романов Салтыкова-
Щедрина 60-70 х годов («История одного города», «Дневник
провинциала в Петербурге», «Господа Головлевы» ). М.,1980
9 Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова – Щедрина
М., 1963.
10 Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова - Щедрина
М., 1875.
11 Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной
Поэзии Харьков, 1914.
12 Прозоров Д.П. Произведения М.Е. Салтыкова – Щедрина в
школьном изучении. Л., 1979.
42
13 Прозоров В.В. Салтыков – Щедрин Книга для учителя М., 1988.
14 Салтыков – Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М.,
1965-1977 т.7,9,13,
15 Топоров В.Н. происхождению некоторых поэтических символов
// Ранние формы искусства . М., 1972.
16 Тюнькин К. Салтыков – Щедрин . Жизнь замечательных людей
Серия биография . М., 1989.
17 Щукин В.Г. Поэзия усадьбы и проза трущоб // Из истории русской
культуры. Т.5.(19 век). М., 1996.
18 Щукин В.Г. Спасительный кров. О некоторых мифопоэтических
источниках славянофильской концепции дома // Из русской
культуры. Т.5 (19 век). М.,1996.
19 Эльсберг Я. Салтыков - Щедрин. Жизнь и творчество. М.,1953
20 Юсим М.А. Василиск // мифы народов мира / Под. ред. С.А.
Токарева: В.2т.М., 1980 т.1.
План работы
Введение ……………………………………………………………………………….3-7
Глава 1. Мир усадьбы в романе «Господа Головлевы»…………………..8-17
Глава 2. Растление семейных и человеческих отношений в романе ……18-28
Глава 3. Образ Иудушки – квинтэссенция головевского семейства…..29-33
Глава 4.Обреченнось дворянства, духовное вырождение………………34-36
Заключение………………………………………………………………………….37-40
Список литературы………………………………………………………………41