Смекни!
smekni.com

Магическое в романе М Булгакова Мастер и Маргарита (стр. 6 из 7)

У Булгакова главный воскреситель - Воланд. Да, он может воскресить душу, а может и наоборот, погубить ее. Вообще, Воланд в романе, представ перед нами, как дьявол наоборот, погубил лишь душу Берлиоза.

Особенно ярко описано воскресение души на балу. Эти люди давно умерли, причем наверняка не без содействия самого Воланда, но каждый год, в полнолуние, они собираются на бал, который устраивает Воланд, воскресивший их, вероятно, потому, что они верили в некую философию, некую теорию. Видимо, в основе этой теории лежала идея загробной жизни, когда тело умирает, а душа остается жить. Воланд, впрочем, называет их доказательствами совсем иной теории. По его утверждениям Берлиоз всю жизнь исповедовал теорию, согласно которой после отрезания головы жизнь в теле прекращается, а душа уходит в небытие /наверное, именно по этому единственный, кто в романе по-настоящему уходит в небытие, и есть Берлиоз/. Совершенно очевидно, что симпатии автора здесь не на стороне Берлиоза, в прочем, не на стороне Воланда тоже. Тут Булгаков выдвигает идею, что каждый получает по заслугам, во что верил - то и получил, как это случилось с Берлиозом.

Души, которые собирались на этом жутком балу - соседи Воланда, они за свои прегрешения пребывают в аду. Скорее всего, сам Воланд исподволь подсказывал им различные способы отравления и прочих преступлений. Каждый год на этом балу появляются новые лица, Воланд не дремлет, он продолжает умерщвлять души. И собирает их на балу конечно же не для того, чтобы доказать Берлиозу правильность своей теории, в которую верит он и его гости, а потому что втайне ему приятно видеть души, которые он погубил, а затем воскресил. На первый взгляд незаметно, чтобы эти люди терпели какие-то муки в аду как положено грешникам, но даже если это так, то тогда, возможно, Воланд хочет дать им отдых от их страданий. По крайней мере, Фрида, которой каждый день подают платок, напоминающий о ее преступлении, напивается пьяной, и это помогает ей забыть злосчастный белый с синей каемочкой платок.

По сути, Мастер и Маргарита - тоже своего рода люди умершие и вновь воскресшие. Азазелло это отрицает, говорит, что они вовсе не мертвы, но в то же время Иванушкин сосед умирает, и Иванушка узнает это, когда Мастер приходит к нему попрощаться. Получается, что на свете два Мастера; один, который улетел с Воландом, а другой, который умер в сто восемнадцатой палате. И Маргариты тоже две, хотя в эпилоге говорится, что, будто шайка, похитила и Мастера, и Маргариту, и ее домработницу Наташу, превратившуюся в ведьму. Именно Азазелло подготовил их к полету с помощью фалернского вина, того самого, которое пил прокуратор. Уже в этом можно усмотреть намек на то, что непростое вино выпивают герои Булгакова. Азазелло сначала отправляет с его помощью Мастера, а потом их же воскрешает. Очевидно, в полет с Воландом нельзя отправиться живым; надо подготовиться, усыпить собственную душу и забыться на время.

Но опять же вернемся к самому Воланду. Он, в отличие от Мефистофеля и в отличие от другого Демона /"И все, что пред собой он видел, он презирал - иль ненавидел"/, которого Булгаков знал практически наизусть, Воланд признает то редкое, то немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно. И в этом его великая сила и великое преимущество перед другими.

Воланду известна настоящая цена творческому подвигу Мастера и раскаянию Пилата. Любовь и гордость, и поистине королевское чувство собственного достоинства Маргариты вызывают у него интерес, холодную симпатию, уважение, признание. И не прикосновение для него подвиг Иешуа Га-Нопри и то не подвластно ему, Воланду, что в романе противопоставлению "тьме" и помечено обобщенным названием "свет".

В романе есть одно место, которое часто вызывает у читателей вопросы. В самом конце, там, где волшебные черные кони несут своих всадников к их цели, описано преображение этих всадников. Именно тогда читатель видит рыцаря с никогда не улыбающимся лицом. Как заявляет Воланд, этот рыцарь просто неудачно пошутил.

Что имел в виду Булгаков? Что такое "лишнее" сказал не когда фиолетовый рыцарь, за что был так жестоко наказан? Таким образом, мнимый Коровьев - Фагот - есть мрачный фиолетовый рыцарь. Мы наблюдаем одно из удивительных превращений.

Вряд ли Воланд наказывает своего верного рыцаря, чье место непосредственно рядом с ним, за неудачу каламбура. Темно-фиолетовый рыцарь явно наказан за то, что неудачный его каламбур относился к "свету" и "тьме". Воланд не позволяет шуток по поводу "света".

Читая роман, постоянно находишь подтверждение тому, что такого дьявола в мировой литературе до Булгакова действительно не было.

Воланд с его холодным всеведением и жесткой справедливостью порою кажется покровителем беспощадной сатиры, что вечно обращена к злу и вечно совершает добро. Он жесток, как бывает жестокой сатира, и дьявольские шутки его приближенных тоже воплощение каких-то сторон этого удивительнейшего из видов искусств; издевательские провокации и глумливое фиглярство Коровьева, неистощимые шутки лучшего из шутов - Бегемота, "разбойничья" прямота Азазелло.

Сатирическое будто вскипает вокруг Воланда. Всего на три дня появляется Воланд со своей свитой в Москве - и неистовством сатиры и, конечно, колдовством, врезается в будничную повседневность.

Стремительно, сплетаясь как в вихре Дантова ада, несутся вереницы сатирических персонажей - литераторы из МАССОЛИТА, администрация театра Варьете, мастаки из жил-товарищества, театральный деятель Аркадий Аполонович Семплеяров, гений домовых склок Аннушка, скучный "нижний" жилец Николай Иванович и другие.

Зададимся вопросом: почему представление черной магии Воланд устраивает именно в Варьете, и почему действие романа происходит вокруг театра Варьете?

Здесь можно усмотреть прямую связь с желанием самого Булгакова иметь "свой" театр, о чем он проговаривается не единожды. И Воланд, вероятно, выступает в романе и как режиссер действа, а не только как один из главных героев романа.

2.3. Историзм и психологизм "Мастера и Маргариты"

Несомненно, роман Булгакова "Мастер и Маргарита" явился одним из наиболее ярких произведений послереволюционной России. Автор в своем произведении высказал много идей и интересных мыслей, его роман наполнен философскими истинами.

Булгаков пытается раскрыть себя, опираясь на три различные группы персонажей. Первая из них - это Мастер и Маргарита. Первый раз мы встречаемся с Мастером в клинике для душевнобольных, когда он уже сломлен, когда он уже ни на что не надеется. Но ведь он таким был не всегда? Нет! И мы слышим его историю…. Раньше он был целеустремленным и полным сил, он любил светлой и чистой любовью. Да, он любит и сейчас, находясь в клинике, но это болезненная любовь, скорее любовь-мучение. Мастер пишет свой роман, этот роман является жизнью для Мастера. Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа, он ломается, Его нервы, бывшие на пределе, не выдерживают, даже любовь Маргариты не помогает ему. Мастер делает свой выбор. Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры. Булгаков не соглашается с его выбором, и потому автор считает, что его герой не заслужил "света".

Маргарита выбирает свою судьбу еще задолго до того, как автор знакомит с ней читателя. Ее выбор, смысл ее жизни - всегда быть вместе с Мастером, чтобы ни произошло, каким бы ни стал. Ради него она принимает приглашение Азазелло; только ради него, Мастера, она становится ведьмой и присутствует в качестве хозяйки на "балу ста королей" в расширенной до гигантских размеров квартире №50 дома 302-бис на Садовой. После бала Воланд испытывает ее, предлагает сделать еще один выбор. Она прошла испытание. Более того, она оказалась человеческой ведьмой, она простила Фриду. Сама Маргарита тоже заслужила награду: Иешуа отпускает на свободу Мастера. В образе Маргариты автор показывает нам настоящую, вечную любовь, ради которой она может отказаться от благополучия, от всего, что у нее есть. И она получила то, что хотела: ей вернули Мастера, Мастер получил покой, а Маргарита осталась с ним. Вот она Магия Любви.

Чрезвычайно интересен в романе образ Понтия Пилата. Это умный человек, он отчетливо понимает, что от его решения зависит жизнь человека. Прежде чем задуматься над своим решением, он долго разговаривает с Иешуа. После этой беседы Пилат полностью уверен в невиновности своего собеседника. Что же заставило Понтия Пилата решить вопрос не в пользу Иешуа? В романе отчетливо видно сомнение прокуратора в принятии решения. Почему он выбирает зло? Из-за него погибает человек, который не принес зла ни ему, ни кому- либо другому. Что могло привести Пилата к такому решению? Страх! Страх за себя. Страх за то, что после суда он, Понтий Пилат, займет место Иешуа. Пилат делает свой выбор, чтобы спасти свою жизнь, но очень скоро он пожалеет об этом.

Иешуа же не сошел со своего жизненного пути, он принял все страдания и смерть, ничего не прося, а лишь стараясь довести до людей истину. И он был награжден за это…. Награда Иешуа - вечный свет.

Евангельская история у Булгакова специально расходится с каноническим сюжетом. По Булгакову, Иешуа - бродячий философ, который проповедует, что все люди добрые. В нем нет ничего божественного, недостижимого. Но именно таким образом Булгаков показывает, что добро на Земле творится не богом, а людьми. Люди выбирают между добром и злом, они приносят в мир и то и другое, а не мифические силы. Иешуа есть просто сосредоточение всего того добра, которое есть в людях. Боги не влияют на нашу жизнь. Все в руках людей.

В романе органично сочетаются быт и фантастика, историзм и психологизм. Москва первой трети XX века рядом с древним Ершалаимом…. Повествование о современной писателю Москве переплетается с Евангельским сюжетом, напоминающим читателю об извечных понятиях добра и зла, истины, веры, о необходимости духовной свободы.