ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
МАГИЧЕСКОЕ В РОМАНЕ
М.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
СОДЕРЖАНИЕ:
ГЛАВА 1. МАГИЧЕСКОЕ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА". 5
1.1 "Мастер и Маргарита" как крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. 5
1.2.Творчество Булгакова: поэтика и мистика. 13
ГЛАВА 2. МАГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА.. 21
2.1. "Евангельские" и "демонологические" линии романа. 21
2.2.Воланд как художественно переосмысленный автором образ Сатаны27
2.3. Историзм и психологизм "Мастера и Маргариты". 34
Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" по праву принадлежит к числу величайших произведений русской и мировой литературы XX века.
Существует множество толкований знаменитого романа, анализ которых позволяет сделать вывод насколько творческая мысль Булгакова, определила свое время. Роман был написан в 30-е годы - в пору расцвета писательского дарования автора. В этот же период им написаны такие блистательные произведения, как роман "Жизнь господина де Мольера", "Театральный роман", драма "Кабала святош", "Последние дни" и другие.
Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, потому, вероятно, роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это повествование обращено в будущее является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. По сей день, мы убеждаемся в глубине творческих поисках автора, что подтверждается непрекращающимся потоком книги статей о писателе.
В романе присутствует некий особый магнетизм, своеобразная магия слова. Она очаровывает читателя, вводит его в мир, где реальность невозможно отличить от фантазии. Даже время в романе течет особенно. Большой энциклопедический словарь дает такое толкование магии, - обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы. В романе чрезвычайно сильна тема высшей и даже дьявольской силы. Магические действия и акты, высказывания героев на высшие философские темы мастерски вплетены Булгаковым в художественную ткань произведения.
ЦЕЛЬ данной работы - показать магическое в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита", что использовано автором в качестве художественного приема: философские, творческие и психологические поиски главных героев романа, тонко чувствующих, страдающих и любящих, пытающихся найти ответы на вечные вопросы бытия.
В ЗАДАЧИ работы входит:
1. Показать художественные возможности М.Булгакова как талантливого самобытного писателя, поэтику и мистику его творческого наследия.
2. Осуществить сравнительный анализ установок и подходов Булгакова к таинственному, сверхестественному и взглядов других известных писателей.
3. Проанализировать "евангельские" и "демонологические" линии романа.
4. Показать ценность романа как величайшего явления русской литературы XX века.
Теоретической основой работы послужили исследования таких литературоведов, как В.В.Гудкова, Н.Утехина, О.Солоухина, Л.Яновская и другие.
Талант М.Булгакова дал русской художественной литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ.
Во всем творческом наследии писателя роман "Мастер и Маргарита" занимает особое место, интерес к нему не иссякает у читателей, исследователей на протяжении нескольких десятилетий, что обусловлено, прежде всего, высокой художественностью и выразительностью произведения, его необычностью и самобытностью.
Это удивительное произведение демонстрирует нам все грани необыкновенного таланта писателя. И сегодня до конца так и не раскрыта тайна великого романа, хотя библиография об этом произведении очень обширна и насчитывает не один десяток исследований. Причем взгляды авторов порой диаметрально противоположны, что только подчеркивает незаурядность романа.
Замысел книги складывался у Булгакова постепенно. Роман рос медленно, проникая во все новые и новые участки мыслительной и образной почвы булгаковского творчества. "Завещанием мастера" назвал статью о романе критик И.Виноградов. Сам Булгаков в письме к жене, Елене Сергеевне Булгаковой, ставшей прообразом главной героини "Мастера и Маргариты", еще в 1938 году, почти за два года до смерти, проведчески сказал о своем создании: "Последний закатный роман".
Первая редакция романа существенно отличалась от известного нам теперь романа "Мастер и Маргарита". В романе не было Мастера и не было Маргариты. Замышлялся и разворачивался сатирический "роман о дьяволе". В сохранившихся черновиках называвшихся так: "Гастроль..."/Чья? Половина листа оторвана/, "Сын…"/второго слова тоже нет/, "Черный маг" /тщательно зачеркнуто/. Потом появилось название "Копыто инженера". Это "копыто" долго удерживалось в заголовках романа. В 1931 году Булгаков назовет свой роман так: "Консультант с копытом". В 1932-м среди перечня названий для романа /"Сатана"…"Черный богослов"…"Он появился"…/ запишет "Подкова иностранца" и дважды подчеркнет. И даже в окончательной редакции "копыто" оставит маленький след драгоценную подкову, подаренную Воландом Маргарите.
Если говорить о проблематике романа, о критике Булгаковым различных концепций исторического развития общества, отражение которых он усматривал в современных ему пролеткультовских и рапповских теориях, то здесь он в известной мере сближается с тем течением русской, классической литературы и общественной мысли, которое формировалось и развивалось в противопоставлении механическому материализму, и отвлеченному рационализму западной буржуазной философии, в противовес ей утверждало полноту, универсальность и целостность личности и восприятия мира. Громадное влияние в этом смысле на М.Булгакова оказало творчество Ф.М.Достоевского, имя которого не случайно и не раз возникает на страницах его произведений. Именно Достоевский привел Булгакова в тот круг идей, на те вершины мысли, где разум человеческий, не утрачивая связи, с временем и повседневным, но, поднимаясь над ним, соприкасается с идеальным и вечным.
Чрезвычайно широка связь поэтических формул и персонажей романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" с мотивами и образами мировой литературы и шире мирового искусства. И это естественно: чем значительнее художник, тем более у него точек соприкосновения с культурным общемировым развитием, тем более направление его творческих поисков связано с искателями художественной общечеловеческой мысли. И, прежде всего роман Булгакова входит в мировую литературную традицию через обращение автора к христианским образам и легендам как канонических, так и апокрифических текстов. Реминисценции Евангелия характерны уже для ранних произведений Булгакова, символика Апокалипсиса является одним из важнейших структурообразующих начал художественного начал художественного мира "Белой гвардии", библейские образы получают права реальных героев в романе "Мастер и Маргарита" с его параллельно развивающимся древним, историко-религиозным и современным социально-историческими планами. И здесь нить глубокой преемственности связывает Булгакова с великими художниками средневековья и Возрождения - Микельанджело, Босхом, Данте, Боттичелли, выдающимися мастерами западноевропейского искусства - Мильтоном, Кальдероном, Гете, Байроном, Т.Манном и другими.
Можно сказать, что роман Булгакова "Мастер и Маргарита" соприкасается с теми произведениями английской, французской и немецкой литературы, авторы которых разрабатывали античные сюжеты и образы, прибегая, в частности, к трудам великих историков древности- Геродота, Плутарха, Плиния Старшего, Светония, Тита Ливия и т.д. Сочинения античных историков служили для Булгакова одним из важнейших источников при воссоздании легендарных и реальных событий далекого прошлого. И не случайно как в подготовительных материалах и черновых редакциях романа, так и в дефинитивном его тексте возникают имена Филона Александрийского, Иосифа Флавия и "могучего Корнелия Тапита". Без сомнения, в поле зрения Булгакова были и новейшие, созданные уже в XlX веке, труды по истории Рима и Иудеи.
По мнению многих исследователей, легко выявляются литературные связи М.Булгакова с теми произведениями мировой литературы, в которых использованы фантастические, демонологические образы и темы с целью сатирического обличия или философского осмысления современности. Здесь он в известной мере соприкасается с общемировой романтической традицией, связанной с изображением в литературе потусторонних сил / Людвиг Тик, Гофман, Новалис, Ламартин, Шатобриан, Колридж, Вордсворт, Шелли, Э.По и т.д./, а также отчасти сопоставим с той литературой конца XlX века, которая возникла в эпоху очередного кризиса буржуазной жизни, на волне воскресшего интереса к христианству, античности, демонологии / Марсель Швоб, Пьер Луис, Анри де Ренье и др./, И все же наиболее тесно он связан с теми романтиками и реалистами в литературе, которые при всей условности и "фантастичности" используемых ими поэтических приемов, отображали вполне реальные социально-исторические коллизии современной им действительности.