Весной 1765 г. Ломоносов простудился и в апреле скончался, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
2. Научные достижения
2.1. Атомно-кинетическая концепция. У истоков всеобщего
закона природы.
Развивая материалистические представления об основных закономерностях, наблюдаемых в природе, Ломоносов исходил из принципов атомистики — материалистического учения о прерывистом, дискретном строении вещества. Это учение берет начало в работах античных философов. Идея атомизма была впервые высказана в трудах Левкиппа, Анаксагора, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов-материалистов древнего мира. Это была натурфилософская атомистика. В то время еще не было развитого эксперимента, необходимого при изучении явлений природы. Не было также накоплено и большого количества фактических данных для строго научного обоснования идей атомистики. Тем не менее создание атомистической теории явилось величайшим достижением античной науки, укрепившим ее материалистические основы. Краеугольным камнем этой теории было незыблемое утверждение о том, что всякое вещество слагается из мельчайших однородных, плотных, неделимых и вечных частиц материи, которые Левкипп, живший в V в. до н.э., назвал атомами. Атомисты древности считали существование мельчайших частиц материи объективной реальностью. Их учение было направлено против идеалистических и религиозных концепций познания природы.
Естествознание XVII—XVIII вв. по существу было механистическим. Важнейшей наукой в то время считалась механика — учение о механическом движении материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между ними. Ломоносов хорошо знал атомистические воззрения античных философов. Ему были известны труды основоположников механического материализма. Он был знаком с идеалистической философией Лейбница и Вольфа, пытался найти рациональные начала в их учении. Наибольшее влияние на Ломоносова, по-видимому, оказали труды Р. Бойля, именно они навели русского ученого на идеи атомистики. Ломоносова овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы, о них он размышлял 18 лет. Плодом этих размышлений явилась законченная атомно-кинетическая концепция Ломоносова, способствовавшая развитию новых форм учения о дискретном строении вещества и непрерывном движении мельчайших частиц — атомов (сам Ломоносов называл эти частицы элементами).
Русскому ученому «удалось во многих вопросах открыть новые пути к глубоко материалистической, а иногда даже диалектической концепции явлений природы, положив в основание теорию строения материи, сильно опередившую свое время». Работы Ломоносова развили и дополнили труды Бойля, посвященные объяснению строения материи и свойствам ее мельчайших исходных частиц. В своих теоретических представлениях, утверждающих материалистическую картину мира, Ломоносов, исходил из следующих главных концепций, которые принимал в качестве бесспорных: 1) атомно-молекулярной теории строения вещества; 2) кинетической теории материи и 3) принципа сохранения вещества и движения» Остановимся более подробно на этих концепциях великого русского ученого.
Рассматривая проблему материального единства мира, М. В. Ломоносов на основе анализа наиболее общих свойств тел и явлений природы попытался дать определение самого понятия «материя». Ломоносов различал два вида материи. Один из них он называл «собственной материей», второй — «посторонней материей». Материя собственная - есть та, из которой состоит тело, а посторонней называется та, которая наполняет промежутки тела, не заполненные собственной материей. Русский ученый считал, что абсолютно пустого пространства не существует; все пространство полностью занимают два указанных вида материи. Ими определяется бесконечное разнообразие тел природы и многочисленных процессов и явлений, происходящих в ней.
«Постороннюю материю», заполняющую промежутки тела, а также пространство между телами, Ломоносов называл эфиром. Идея существования эфира как своеобразного вида материи была весьма плодотворной и для обоснования некоторых положений материалистической философии и для дальнейшего развития естествознания. Вплоть до начала XX в. она состояла на вооружении философского материализма и естествознания.
Разработанная Ломоносовым атомно-кинетическая концепция строения вещества характеризует единство физической картины мира, рассматривает мир как непрерывное движение материи, прежде всего ее мельчайших частиц. Атомистика Ломоносова явилась дальнейшим развитием учения о дискретном строении материи.
Животный и растительный мир природы, русский ученый рассматривал как конгломерат, т. е. механическое соединение, состоящее из простых неорганических тел, которые, в свою очередь, представляли собой совокупность мельчайших частиц. Ломоносов утверждал, что хотя органы животных и растений весьма тонки, однако они состоят из более мелких частиц, и именно из неорганических, т. е. из смешанных тел, потому что при химических операциях разрушается их органическое строение и из них получаются смешанные тела. Одним из наиболее устойчивых законов природы ученый считал причинную связь между материальными объектами, выражаемую их многочисленными свойствами и особенностями.Все изменения, происходящие в живом и мертвом веществе, Ломоносов связывал с процессами движения. Он различал три формы движения: 1) поступательное, когда все тело непрерывно меняет свое положение; 2) вращательное, когда тело, оставаясь в том же положении, вращается вокруг постоянной или переменной оси; 3) колебательное, когда тело на ничтожном пространстве движется взад и вперед частыми чередованиями».
Ломоносов утверждал, что движение материи существует вечно. В атомно-кинетической концепции, разработанной основоположником русской науки, убедительно доказывается, что источник движения заключен в самой материи. Единая картина мира, разработанная Ломоносовым, основана на констатации непрерывной связи и единства материи и движения, на признании их вечного существования.
Таким образом, Ломоносов выступает как ученый, заложивший своими идеями фундамент общей картины естествознания XIX в., сделавший такие открытия и высказавший такие мысли и гипотезы, которые получили подтверждение и конкретизацию в позднейших физических и химических открытиях, каждое из которых, взятое в отдельности, уже составляло целую эпоху в науке.
Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам исследования полярных областей и Северного морского пути. К разрешению проблемы Северного морского пути он подошёл с точки зрения интересов развития морского дела в России и освоения Крайнего Севера, подчёркивал важность проложения этого пути в политическом и в хозяйственном отношении. Наиболее важной его работой в этой области является “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию” (1763). Ломоносов дал первую классификацию льдов, которая во многом сходна с современной; ввёл представление об ископаемых льдах; указал, что ледяные горы “обязаны своим происхождением крутым морским берегам”; обосновал существование большого ледяного дрейфа, которое было установлено во 2-й половине 19 века.
Ломоносов стремился укрепить Географический департамент в качестве учреждения, имеющего определённые функции государственного значения в подготовке научно обоснованных данных для составления географического атласа России; проявлял заботу о подготовке русских картографов и геодезистов; составлял проекты астрономических экспедиций; рассылал запросы по губерниям России для получения разного рода данных с мест. В связи с подготовкой материалов для географического описания страны Ломоносов занимался вопросами экономической географии (сам термин “экономическая география” введён им). Он составил проект “экономического лексикона”, который должен был содержать сведения о сельском хозяйстве и промышленной продукции отдельных районов России, о строительных материалах, горной промышленности и т. д.
Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам развития с/х России. По его почине при Академии наук был организован “Класс земледельства”. Под влиянием идей Ломоносова в 1765 было организовано в Петербурге Вольное экономическое общество, сыгравшее значительную роль в развитии с. х-ва в России.
Патриотизм и горячая любовь Ломоносова к своему народу особенно ярко сказались в его трудах по истории русского народа. Взгляды Ломоносова на историю складывались в острой борьбе с т. н. Немецкой школой, представители которой Г. Байер, Г. Миллер и др. фальсифицировали русскую историю, принижали историческую роль русского народа в мировой истории. В 1749 году, когда рассматривалась речь Миллера “Происхождение народа и имени России” (1749-50), подготовленная для публичного собрания Академии, Ломоносов резко выступил против позиции Миллера.
В своей критике лженаучной норманистской теории, которой придерживался Миллер, Ломоносов основывался не только на тщательном изучении русских летописей, но и на глубоком изучении трудов античных и средневековых историков. Ломоносов понимал, что история русского народа может быть оценена по достоинству только как особая часть всемирно-исторического процесса, в общем ряду с историей других народов. Широкие познания в области вопросов всеобщей истории, знание известных тогда исторических источников помогали Ломоносову придавать своим доводам глубокую убедительность. Он доказывал древность и “величество” славянских племён и указывал на большую роль славян в европейской истории. Особый интерес проявлял Ломоносов к Петру I, как к выразителю интересов экономического и культурного развития России. Ломоносов верил в преобразующую силу знания, просвещения, культуры; он полагал, что положение крестьян коренным образом изменится, если дворяне будут образованнее и культурнее. В мировоззрении Ломоносова нашла своеобразное преломление характерная для народных масс крепостной эпохи вера в «доброго царя» , у Ломоносова – вера в справедливость просвещенного монарха и образованного дворянства была отражением надежд миллионных масс закрепощённого народа. Именно поэтому все начинания Ломоносова в области широкого распространения просвещения и культуры среди народа всегда встречали сопротивление со стороны дворянской бюрократии.