Г. обратился в суд 01.11.2005 г. с иском к И. о расторжении брачного договора от 28.07.2004 г. В обоснование своих требований истец сослался на то, что в период брака с И. была приобретена трехкомнатная квартира № 37 в доме № 39 по ул. Орехова. Позднее брачным договором была установлена собственность И. на указанную квартиру. Истец подписал брачный договор вынужденно, находясь на операции в травматологическом отделении больницы. Впоследствии ответчица отказалась прописывать его в квартиру, а в марте 2005 г. брак между ними был расторгнут.
Истцом 12.12.2005 г. по тем же основаниям предъявлен иск о признании брачного договора недействительным. В иске указано на невозможность в силу заблуждения, болезненного и психологического состояния оценить последствия условий договора, которые ставят его в крайне неблагоприятное положение, лишая прав на совместное имущество и права на жилье[69];
4) заключение брачного договора с гражданином, ограниченным судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, без согласия его попечителя. В таких случаях брачный договор может быть признан судом недействительным по иску попечителя (ст. 176 ГК РФ).
Законом (п. 2 ст. 44 СК РФ) предусмотрено специальное основание признания недействительным полностью или частично брачного договора по иску одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение. Это основание вытекает из основных принципов семейного законодательства, которые должны соблюдаться супругами и в брачном договоре. Кроме того, п. 3 ст. 42 СК РФ прямо запрещает включать в брачный договор условия, ставящие одного из супругов в крайне неблагоприятное имущественное положение. Можно предположить, что признание брачного договора недействительным по данному основанию найдет широкое распространение в судебной практике, к тому же в данном случае супругу не нужно доказывать, что брачный договор был заключен им вследствие стечения тяжелых обстоятельств.
При нарушении остальных требований п. 3 ст. 42 СК РФ с учетом их очевидности условия брачного договора являются ничтожными даже независимо от констатации данного факта судом.
Особого внимания заслуживает ст. 46 СК РФ, устанавливающая специальные гарантии прав кредиторов. Они заключаются в обязанности супругов уведомлять своих кредиторов о заключении, изменении или расторжении брачного договора. Невыполнение указанного требования лишает возможности супруга-должника в последующем (в случае имущественного спора с кредитором) ссылаться на положения брачного договора как на обстоятельства, препятствующие выполнению им своих обязательств. Поэтому на имущество супруга-должника может быть обращено взыскание по требованию кредитора независимо от содержания брачного договора, по условиям которого изменилось материальное положение должника (имущество супруга-должника перешло в собственность другого супруга, или стало совместной собственностью супругов, или уменьшилась его доля в общем имуществе супругов). При этом сам брачный договор является действительным.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут или изменен решением суда по требованию кредитора супруга-должника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О сохранении брака надо заботиться еще до его заключения. Один из способов укрепить семейный узы – брачный договор.
Еще недавно брачный договор считался признаком недоверия между супругами. Напротив, брачный договор, как некий юридический зонтик, позволяет сохранить ясную погоду в доме. Заключив такую сделку, супруги получили возможность договариваться о своих обязанностях и правах на имущество, свободу выбора, вариантах поведения. А в случае расторжения брака – избежать споров и при разделе имущества[70]. Выходит, брачный договор, пусть косвенно, но способствует укреплению семейных устоев и является некоторой гарантией семейного счастья.
Изучив исторические предпосылки возникновения брачного договора, можно сказать, что он имеет давнюю историю и достаточно обширную практику применения. Появлению брачного договора в законодательстве зарубежных стран способствовало классовое разделение буржуазного общества, и было обусловлено, как правило, стремлением имущих классов оградить свой капитал от постороннего вмешательства.
Таким образом, брачный договор – это разновидность двусторонней сделки, согласно которому имущественные права и обязанности супругов, установленные брачным договором, возникают при соблюдении определенных условий действительности сделки. Общим требованием к заключению брачного договора как по СК РФ, так и по семейному законодательству зарубежных стран является заключение договора дееспособными лицами (совершеннолетними, или признанными дееспособными в более раннем возрасте по решению суда).
При заключении брачного договора сделка действительна при соблюдении следующих условий: содержание сделки законно, волеизъявление участников сделки соответствует их действительной воле, в случаях, прямо предусмотренных законом, должна быть соблюдена установленная форма сделки (в большинстве стран нотариально удостоверена).
В брачном договоре наиболее детально регулируются имущественные правоотношения супругов (касающиеся режима их имущества, порядка управления им и предоставления содержания).
Как по российскому, так и по зарубежному семейному законодательству существует три основных вида правового режима имущества супругов: общности, раздельности и смешанный режим (иногда называют режимом «отложенной общности»). Юридическим основанием применения того или иного режима может быть либо брачный договор, либо сам закон (легальный режим). Как брачный договор, так и закон может предусматривать любой из трех названных режимов имущества супругов.
Режим своего имущества регламентируют в брачных договорах обычно состоятельные супруги. В брачном договоре может быть определен статус как добрачного имущества мужа и жены, так и режим имущества, нажитого в браке, а также имущественные санкции в случае развода.
Легальный режим общности имущества супругов предусматривает законодательство Франции, Испании, некоторых штатов США, режим раздельности – законодательство Англии, некоторых штатов США, других стран. Смешанный режим (режим «отложенной общности») существует в ФРГ, Финляндии, Исландии, Швеции, Дании и Норвегии.
По общему правилу при режиме общности супруги имеют право общей совместной собственности на имущество, нажитое в браке. Однако и в этом случае имущество, полученное во время брака в дар или по наследству, остается в раздельной собственности. Режим раздельности означает, что каждому из супругов принадлежит не только их добрачное имущество, но и имущество, нажитое в браке на собственные средства. Режим «отложенной общности» означает, что в период нахождения в браке супруги распоряжаются имуществом раздельно, а в случае развода их имущество становится общим и делится поровну.
По мнению ряда авторов, брачным договором супруги вправе изменить режим лишь имущества, нажитого в браке. Так, Т. И. Зайцева отмечает, что содержащееся в Семейном кодексе РФ дозволение установить режим совместной собственности на раздельное супружеское имущество противоречит ст. 256 части I Гражданского кодекса РФ, в которой «предусмотрена лишь возможность изменения правового режима имущества супругов, нажитого ими во время брака». В той же статье Гражданского кодекса приведен перечень раздельного имущества супругов, и поскольку норма носит императивный характер, ее изменение договором невозможно, а значит, и невозможно изменить режим раздельного имущества супругов. При этом автор ссылается на ст. 3 ГК РФ, которая устанавливает приоритет Гражданского кодекса над всеми другими нормативными актами, в том числе и над Семейным кодексом.
Думается, однако, что выводы Т. И. Зайцевой весьма спорны. Имущественные отношения супругов относятся к сфере семейных отношений. А значит, приоритетом при их правовом регулировании согласно ст. 4 СК РФ обладают нормы семейного законодательства. Возможность же установления режима совместной собственности на все имущество супругов, а также на отдельные его виды закрепляется п. 1 ст. 42 СК РФ.