Смекни!
smekni.com

Колеса (стр. 51 из 90)

- Ну, это чересчур расплывчато, - возразил Серебристый Лис.

- Вместе с тем эту идею нельзя сбрасывать со счетов, - задумчиво

произнес Бретт.

- Окружающая среда, - вставил Кэстелди, - тоже обусловливает

стремление к "перевернутым ценностям", как мы это назвали. Я еще включил бы сюда общественное мнение, недовольство публики, положение национальных меньшинств, экономические и финансовые трудности и все остальное.

- Это верно, - сказал Адам и, подумав, добавил:

- Как известно, мы уже не раз обсуждали эту тему, но давайте еще раз перечислим факторы, составляющие окружающую среду.

Кэстелди заглянул в свои записи.

- Загрязнение воздуха - люди хотели бы что-то в этой связи

предпринять.

- Позвольте внести поправку, - проговорил Бретт. - Все хотят, чтобы другие что-то предприняли. Но ни один человек не намерен отказываться от личных средств передвижения - каждый хочет ездить в собственном автомобиле. Этот вывод подтверждается всеми нашими опросами.

- Так это или нет, - сказал Адам, - но автомобилестроители кое-что предпринимают для предотвращения загрязнения воздуха, в то время как отдельные граждане мало чего тут могут добиться.

- И тем не менее, - не отступал Кэстелди, - многие считают, что

маленький автомобиль загрязняет атмосферу меньше, чем большой. Это

подтверждают и наши исследования. - Он снова заглянул в свои записи. - Можно я продолжу?

- Я постараюсь больше вас не перебивать, - заметил Бретт. - Но

ручаться не могу.

- В экономическом плане, - продолжал Кэстелди, - главная проблема сейчас не количество бензина, расходуемого на милю, а стоимость парковки.

Адам кивнул:

- Не спорю. На улице поставить машину становится все труднее, а

стоянки все дорожают.

- Но во многих городах парковка малолитражных автомобилей обходится дешевле. Отсюда и желание приобрести такой автомобиль.

- Все это нам известно, - раздраженно заметил Серебристый Лис. - И мы ведь уже договорились, что малолитражка заслуживает предпочтения.

Во взгляде Кэстелди за стеклами очков появилась явная обида.

- Элрой, - сказал Бретт Дилозанто, - молодой человек помогает нам размышлять на эту тему. Так что, если вы разделяете это желание, перестаньте его одергивать.

- О Господи! - взмолился Серебристый Лис. - До чего же вы обидчивы. Я ведь просто высказал то, что у меня было на душе.

- Представьте себе, что вы просто симпатичный малый, - не отступался Бретт. - А не вице-президент компании.

- Ну и наглец! - Брейсуэйт усмехнулся. Затем, обращаясь к Кэстелди, добавил:

- Извините. Пожалуйста, продолжайте.

- Я хотел сказать, мистер Брейсуэйт...

- Элрой...

- Да, сэр. Так вот, я хотел сказать, что все это - часть общей

картины.

Они потолковали еще некоторое время об окружающей среде и проблемах, стоящих перед человечеством: перенаселении, сокращении пространства на душу населения, загрязнении воздуха и воды, натравливании народов друг на друга, бунтах, новых представлениях и новых ценностях у молодежи, той самой, которая скоро будет править миром. Однако, несмотря на все эти перемены, автомобили в обозримом будущем, видимо, по-прежнему будут существовать. Но какие автомобили? Наверняка будут и такие, как сейчас, или похожие, но, безусловно, не могут не появиться и другие, в большей мере отвечающие потребностям общества.

- Раз уж мы заговорили о потребностях, - заметил Адам, - давайте

попробуем их обобщить.

- Для начала поищем какое-нибудь емкое слово, - тотчас откликнулся Кэстелди. - Я бы сказал - "целесообразный".

- Век целесообразности, - произнес Бретт Дилозанто, словно пробуя это словосочетание на язык.

- В какой-то мере - да, - сказал Серебристый Лис. - Но не полностью. - Он жестом попросил внимания, собираясь с мыслями. Все замолчали. Наконец он проговорил по слогам:

- О'кей, итак, концепция "целесообразности" принята. Это новейший символ общественного положения, отвечающий стремлению к "перевернутым ценностям", или как там его ни назови, - все мы согласны, что суть от этого не меняется. Я даже взял бы на себя смелость утверждать, что этому символу, наверное, принадлежит будущее. Однако человеку присуща не только жажда целесообразности, но и многое другое: в нас от рождения заложена тяга к передвижению; затем к этому прибавляется жажда власти, быстроты, сильных ощущений - все это остается с нами до конца наших дней. В самой натуре нашей заложена тяга к экстравагантности, и вопреки целесообразности нас тянет на всякие штучки-дрючки. От этого никуда не уйдешь. Никогда.

- Тут я с вами, пожалуй, соглашусь, - сказал Бретт. - В качестве

доказательства достаточно вспомнить ну хотя бы тех, кто мастерит

"песчаные" вездеходы. Они - ярые приверженцы малолитражки, и вместе с тем в них живет тяга к экстравагантности.

- Вездеходов выпущено уже десятки тысяч, - задумчиво добавил

Кэстелди. - И их становится все больше. Сейчас их можно встретить даже в городах.

Серебристый Лис передернул плечами.

- Они берут практичный "фольксваген" без всяких штучек-дрючек,

разбирают его до шасси, а потом добавляют всякие штучки-дрючки.

В голове Адама шевельнулась одна мысль. Она была связана с тем, о чем они говорили.., с разобранным на части "фольксвагеном", который он видел раньше.., и с чем-то еще - смутным, неуловимым.., какая-то фраза, которую он не мог вспомнить... Остальные продолжали беседовать, Адам же судорожно напрягал память.

Услышанная где-то фраза так и не пришла ему на ум, зато он вспомнил иллюстрацию, которую видел в журнале дня два назад. Этот журнал все еще лежал у него в кабинете. Он извлек его из стопки газет и журналов в другом конце комнаты и раскрыл на нужной странице. Остальные с любопытством смотрели на Адама.

Иллюстрация была цветная. На берегу моря, среди дюн, по крутому

склону карабкался вездеход. Все колеса его остервенело вращались,

судорожно нащупывая сцепление с почвой и оставляя позади песчаное облако. Фотограф искусно подобрал такую выдержку, что контуры машины смазались, в результате чего острее ощущалась стремительность движения. Подпись под фотографией гласила, что число владельцев таких машин "растет не по дням, а по часам": уже почти сто фирм делают для них кузова. В одной только Калифорнии выпущено восемь тысяч вездеходов.

- Уж не собираетесь ли вы заняться выпуском вездеходов? - шутливо бросил Бретт, заглянув в журнал через плечо Адама.

Адам покачал головой. Как бы ни расширялся круг владельцев этих

"песчаных" автомобилей, они все равно лишь дань моде, рафинированная выдумка конструкторов, и не Большой тройке заниматься таким делом. В этом Адам был убежден. Но та фраза, которую он вспоминал, была как-то связана с этим... Так ничего и не вспомнив, он бросил журнал на стол.

И тут, как часто бывает в жизни, на помощь пришел случай.

Над столом, на который Адам швырнул журнал, висела в рамке фотография лунной капсулы "Аполлона-11" при первой посадке на Луну. Кто-то подарил ее Адаму. Она понравилась ему, он поместил ее в рамку и повесил на стену. На переднем плане была капсула, астронавт стоял над нею.

Бретт взял со стола журнал с изображением вездехода и показал

собеседникам.

- Эта штука несется как угорелая, я сам однажды на такой ехал, -

заметил Бретт. И, посмотрев на иллюстрацию, добавил:

- Но уродлива до чертиков.

"И лунная капсула тоже", - подумал Адам.

И ведь действительно уродлива: одни острые края и углы, то там, то здесь что-то торчит, сплошные несуразности, никакой симметрии, ни одной четкой кривой. Но поскольку лунная капсула отлично выполнила свое назначение, никто уже не замечал, что она уродлива, она даже казалась по-своему красивой.

И тут он вспомнил.

Ту фразу произнес он сам. Наутро после проведенной с Ровиной ночи он сказал: "Знаешь, что бы я сказал сегодня? Я сказал бы: уродство - это прекрасно".

Уродство - это прекрасно.

Лунная капсула уродлива. И вездеход тоже. Но оба функционально

полезны, оба сконструированы для конкретной цели и отвечают ей. А почему не должен быть такой же автомобиль? Почему бы совершенно сознательно не попытаться сконструировать автомобиль - уродливый по существующим стандартам, но настолько отвечающий потребностям и девизу нашего времени, которое можно назвать "веком целесообразности", что в силу этого он покажется красивым?

- У меня мелькнула идея насчет "Фарстара", - сказал Адам. - Только не давите на меня. Дайте объяснить все по порядку.

В комнате воцарилась тишина. Адам собрался с мыслями и, тщательно подбирая слова, начал излагать свою идею.

Все они в этой группе обладали достаточно большим опытом, чтобы

мгновенно с восторгом ухватиться за чью-то идею. Тем не менее Адам сразу ощутил напряженность, которой не было прежде, и возрастающий интерес, с каким его слушали. Серебристый Лис погрузился в раздумье, прикрыв глаза. Юный Кэстелди почесывал мочку уха, что указывало у него на сосредоточенную работу мысли, а другой конструктор, который до сих пор в основном отмалчивался, не сводил глаз с Адама. Пальцы у Бретта Дилозанто так и чесались. Полубессознательно Бретт придвинул к себе блокнот.

Когда Адам закончил, Бретт вскочил с кресла и стал ходить по комнате. Обрывки мыслей, фраз сыпались, словно мелкие куски, выпавшие из мозаики...

- На протяжении многих веков художники видели красоту в уродстве... Достаточно вспомнить изломанные, искореженные скульптуры - от Микеланджело и Эо Генри Мура... А в наше время приваренные друг к другу куски металла - у одних это вызывает усмешку, кажется им бесформенным, но ведь не у всех...Или возьмите живопись: авангардистские формы - картонные коробки для яиц, суповые консервные банки в коллажах... А сама жизнь! Юная, миловидная девушка или беременная туша - кто из них прекрасней?.. Все всегда зависит от того, как на это смотреть. Форма, симметрия, стиль, красота - всегда относительны.