Смекни!
smekni.com

Анализ древнерусской литературы на примере Слова о полку Игореве (стр. 2 из 4)

Мужественно сражалось Игорево войско, пример храбрости показывал в бою брат Иго­ря Всеволод, но слишком неравными были силы. На третий день жаркого боя русское войско было разбито, а сам князь Игорь по­пал в плен.

Горе постигло русскую землю и народ.

И застонал, друзья, Киев печалию,

Чернигов напастию.

Тоска разлилась по Русской земле,

Обильна печаль потекла среди земли Русским.

Половцы, воодушевленные своей победой, ворвались в русские земли и стали собирать дань «по белке со двора».

Вторая часть произведения - своего рода гимн уму, мудрости, рассудительности Свято­слава Великого. Расчетливый полководец и та­лантливый правитель, Святослав не одобряет необдуманный поступок сыновей, загубивших столько преданных и смелых воинов напрасно. Он понимает, что сила войска, а значит, и дер­жавы - в сплочении, в единении. Только объ­единившись, князья смогут освободить Русь от поработителей и укрепить ее границы/

Особый смысл заложен автором в образ Ярославны, жены Игоря. С одной стороны, она верная, нежная жена, скорбящая о судьбе лю­бимого мужа. С другой стороны, Ярославна -вся русская земля, оплакивающая погибших на чужбине своих сыновей:

Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий

луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало

жаждой И заточило им тулы печалию?

«Золотое слово» Святослава и плач Яро­славны - вот два фрагмента, которые наибо­лее красноречиво подтверждают, что «Слово


5


о полку Игореве» - не сухая историческая хроника, а художественное произведение. Эти фрагменты, как и многие другие, наполнены высокой поэзией, что и дает право называть творение неизвестного автора «жемчужиной древнерусской литературы».

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -

ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Великая литература никогда не утрачи­вает своей свежести и красоты. Самой суро­вой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениаль­ного «Слова о полку Игореве», но это древнее творение и сейчас привлекает читателей, по­этов и ученых, возбуждая творческую и на­учную мысль.

Честь первооткрывателя «Слова» принад­лежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину: драгоценная рукопись была им най­дена в XVIIIвеке в одном из монастырей. Тог­да же был сделан первый перевод. Оригинал сгорел в войну 1812 года в Москве, и до нас до­шел лишь Екатерининский список.

«Слово» повествует о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах XIIвека в связи с участившимися половецким» набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников. В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Игорь в этом походе не участвовал и совершил свой поход че­рез год в 1185 году. Превосходящие силы полов­цев разгромили Игореву дружину и взяли кня­зя в плен. Игорь, по существу, сам «отворил во­рота» кочевникам на Русь.

«Слово» состоит из вступления, трех час­тей и концовки. Во вступлении автор вспоми­нает вещего певца Бояна (здесь - поэт), ко­торый прославлял воинские подвиги русских князей. Создатель же «Слова» хочет пове­дать людям суровую правду. Первая часть «Слова» - рассказ о походе Игоря. Вторая


часть переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полко­водец и государственный деятель, осуждает своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники ре­шили: «Будем одни мужественны, одни за­хватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их поход. Святослав обращается ко всем русским кня­зьям, призывая к объединению. Центральный эпизод третьей части «Слова» - плач Яро­славны, жены Игоря. Она обращается к мо­гучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святосла­ву. Финал поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпо­ра общему врагу. Таково содержание произ­ведения.

Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский - смелый, благо­родный человек и неустрашимый военачаль­ник. Он горячо любит свою родину. Воинская честь и чувство долга не позволяют ему ос­тавить в беде своего брата Всеволода. Выру­чая его, Игорь и попадает в плен. Отважный Всеволод, сражающийся, как былинный бо­гатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице. Он не до­рожит своей жизнью. Хотя автор восхищает­ся подвигами князей, он осуждает их за лег­комыслие и жажду славы. Но он утвержда­ет, что Игорь нужен отечеству: «Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и Русской земле без Игоря». Вот почему «Слово» заканчивается провозглашением сла­вы Игорю, осознавшему и тяжело пережив­шему свою роковую ошибку.

Безупречен положительный герой «Сло­ва» - киевский князь Святослав. Это чело­век глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все силы должны быть объединены для борьбы с внешним врагом. Трогателен образ жены Игоря - Ярославньь В ее плаче, напоминаю­щем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чью мирную жизнь, счастье и любовь разрушила война. Особое место в «Слове» занимает собиратель-


6


ный образ дружины. Она сражается с полов­цами до последнего человека. Называя дру­жину «русским золотом», автор укоряет Иго­ря за то, что он погубил это «богатство».

Еще один образ - величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Все про­изведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли.

Широте и разнообразию жизненных явле­ний, показанных в «Слове», соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достиже­ния современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной по­эзии. Поистине «Слово» представляет вели­чайшую ценность как памятник древнерус-, ской культуры.

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«Слово о полку Игореве» посвящено тра­гическому событию русской истории - похо­ду новгород-северского князя Игоря Свято­славовича на половцев, героической битве и жестокому поражению на берегах реки Кая-лы. Произведение является выдающимся па­мятником древнерусской литературы. Суще­ствует множество переводов произведения на современный язык. Оно столь же значимо для исследователей и притягательно для по­этов, как «Гамлет» для драматургов и акте­ров. Огромное эмоциональное воздействие «Слова о полку Игореве» неизменно на про­тяжении столетий. В чем же секрет художе­ственного обаяния этого произведения? С по­мощью каких литературных приемов автору удалось достичь высот поэтического совер­шенства?

Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» - военная повесть, однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. Повествование объединяет и жа­нры устной народной поэзии - «плач» и «сла­ву». «Слово» начинается с упоминания о Боя-


не, который «жил <...> в громе дедовских по­бед» и слагал хвалебные песни в честь князей: Вещие персты он подымал, И на струны возлагал живые, -Вздрагивали струны, трепетали, Сами кчязям славу грохотали. Автор же прославляет подвиги русских воинов, которые «добывают острыми мечами князю - славы, почестей - себе!», величие единой, сильной Руси:

Венецейцы, греки и морава Что ни день о русичах поют, Величают князя Святослава, Игоря отважного клянут. «Славой» молодым князьям, пытающим­ся, пусть и безуспешно, не щадя жизни от­стоять родные рубежи, и завершается произ­ведение:

Слава всем, кто не жалея сил За христиан полки поганых бил! Здрав будь князь, и вся дружина слава! Слава князям, и дружине слава! Другой фольклорный жанр, противополож­ный по настроению «славам», - «плач». Его использование создает необычайно богатую эмоциональную палитру произведения. При­мером этого жанра служит знаменитый плач Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, об­ращающейся к одушевленным Ветру, Днепру и Солнцу с мольбой о помощи Игорю и с горь­ким упреком в безучастности к его судьбе.

Отдельным жанром древнерусской литера­туры, который и объявлен в заглавии, являет­ся «слово». Название соответствует современ­ному «речь» - это жанр ораторского искусст­ва (предположительно, текст «Слова о полку Игореве» создавался для устного рассказа или пения). Но, как уже говорилось, это произве­дение - уникальный синтез разных жанров, а «слово» включено в него «в чистом виде» от­дельным фрагментом.

«Золотое слово» Святослава, воплощаю­щее авторскую идею о единении Руси, о вос­становлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано», горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! За­губили юность вы свою...».

Такое смешение контрастных по эмоцио­нальному восприятию жанров придает до­полнительную напряженность сюжету, уси-


ливает накал сопереживания героям. Жизнен­ные коллизии предстают многоплановыми, вызывают противоречивые мысли и чувства, притягивают внутренним драматизмом и по­стоянно держат читателя в напряжении.

Пронзительную лирическую струю в сис­тему образов и настроений «Слова» вносит в произведение образ автора - живого, заин­тересованного свидетеля драматических со­бытий русской истории. Авторское присутст­вие, оценка изображаемых событий сопутст­вуют всему повествованию. Он сочувствует героям, осуждает их, предостерегает об опас­ностях, сравнивает прошлое с настоящим. Приемы ораторского искусства: обращения, восклицания, - характеризуют автора как человека большой литературной культуры. Избрав жанр, он не только использовал все известные изобразительные средства оратор­ской прозы, но и выступил как новатор. Гени­альный художник дополнил их средствами из устной народной поэзии.