Автор: Распутин В.
(II вариант)
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очерков Распутина были напечатаны в 1965—1967 годах: “Василий и Василиса”. Известность ему принесла повесть “Деньги для Марии”. Казалось бы, описана обычная ситуация недостачи, обернувшаяся трагедией для Марии. Однако проблематика романа глубже: вскрытие нового явления в деревне — активизация денег. Автора увлекали характеры своей естественностью, внутренней красотой. Такие характеры он открыл в сибирской деревне. Новое содержание нашло свою форму в повестях: “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой”, главы из книги “Сибирь, Сибирь...” (80—90-е).
Совершенно реальные ситуации и характеры старой и новой деревни стали поводом для философских размышлений автора о проблемах бытия: о жизни и смерти, верности и предательстве, о благодарности и памяти. “Прощание с Матерой” — продолжение драмы народной жизни в философско-нравственном аспекте. Сюжет произведения — история затопления острова с одноименным названием. Люди представлены в момент расставания с землей. Однако этот частный случай — только основа для авторских размышлений.
“Прощание с Матерой” — обобщенно-символическая по смыслу драма, в которой речь идет о человеческой памяти, верности своему роду. Главная героиня — Дарья. Одной из основных черт ее характера является чувство сохранения памяти, ответственности перед предками. Тот же вопрос, обращенный к себе и детям, к прошлым и будущим поколениям, поставленный еще Анной Степановной (“Последний срок”), теперь с новой силой звучит и в речах Дарьи, да и во всем содержании произведения: “И кто знает правду о человеке... Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает”. Дарья находит главную часть ответа: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. В повести описан конфликт “отцов и детей”, поскольку нравственному дому Дарьи противопоставлена позиция внука Андрея, вдохновленного всем новым, прогрессивным. Повесть исполнена символики: в Ма-тере мы угадываем символ жизни, а возможно, нашу землю; в Дарье — хранительницу этой жизни, мать, устами которой говорит сама истина. Эта повесть — своеобразное предупреждение об опасности, грозящей матери-земле, “подобно острову”, затерявшейся “в космическом океане”. В повести много других символических образов: символический образ избы, которую Дарья обряжает перед сожжением; туман, который прячет остров. И, лишь отвлекаясь от реальной конкретности содержания, становится понятна решимость Дарьи и ее подруг не расставаться с Матерой (землей) и разделить ее судьбу. В целом повести свойственна острая публицистичность, высокая толстовская назидательность, апокалипсичность мировосприятия. Звучание центральной темы несет в себе высокую библейскую трагичность. В критике оспаривался финал повести, возражение вызывала концепция произведения, вступающая в противоречие с идеями прогресса.
Конечно, содержание произведения и его финал сложны для восприятия, а потому есть основания для различных интерпретаций. И тем не менее невозможно отождествлять автора и его героев, авторскую позицию с мнениями и идеями, которые отражают героини. Отвечая на вопрос о том, какие герои его, как писателя, привлекают, В. Распутин заметил: “Больше Дарья. Для писателя нет и не может быть человека конченого. Мы должны судить или оправдывать. Или — или... старайтесь понять, постичь душу человеческую. Пока жив человек, каким бы плохим он ни был, есть надежда, что точка в его судьбе не поставлена”. Таким образом, “Прощание с Матерой” — произведение о судьбе сибирской деревни, о крестьянах. Среди особенностей распутинской прозы можно отметить возвращение к “неприметному” герою, стремление автора перенести внимание от исследования характера героя к исследованию исторической судьбы крестьянства. В его повестях поэтической многозначностью и символичностью наполняются понятия-образы дома, земли. Эти образы закономерно могут занять свое место в ряду найденных русской литературой художественных ассоциаций.