СОДЕРЖАНИЕ
Вступление…………………………………………………………..3
Глава 1
1.1.Ономастика…………………………………………………….4
Глава 2
2.1.Прозвища в сатирических произведениях……………5-6
Биография В.Шукшина…………………………………………7-8
2.2.Виды прозвищ………………………………………………..9-10
Заключение…………………………………………………………11
Библиография………………………………………………………12
ВСТУПЛЕНИЕ
Прозвища – вечная живая языковая категория. Они занимают значительное место в языке как средства выразительности, придающие контексту образность и эмоциональность.
Назвать имя - значит тотчас вызвать в сознании мысль о том, кто назван. Изучением имён собственных занимается наука ономастика ( с греч. "искусство давать имена"). Имена, фамилии, отчества, прозвища людей рассматриваются в разделе ономастики - антропонимике.
По-своему важным для изучения антропонимики нашего времени и прошлых эпох является художественная литература. Цель моего реферата – выявить особенности использования прозвищ в художественном тексте на промере рассказов Шукшина.
Задачи: изучить науку ономастику, рассмотреть использование прозвищ в рассказах Шукшина, разделить прозвища на группы и привести примеры.
Глава 1
ОНОМАСТИКА
Пользуясь языками, мы ежедневно сталкиваемся с собственными именами. Они служат для наименований людей, географических и космических объектов, животных, различных предметов духовной и материальной культуры.
Функциональное и языковое своеобразие собственных имён привело к образованию особой отрасли языкознания – ономастике.
Ономастика имеет свои разделы: антропонимика (имя человека, фамилия, отчество: Шатунова Мария Сергеевна); топонимика (географические названия рек, городов, стран и т.п.: г.Ижевск, р. Иж, Россия…); космонимика (звёзд, созвездий, планет и т.п.: Земля, Солнце, Вселенная…); зоонимика (клички животных: Шарик, Филя, Бобик…); ктематонимика (названия вещей).
Ономастика занимается изучением сущности собственных имен, их функциональной специфики, возникновения, развития, их связи со всеми уровнями языка, теоретическим и практическим значением самой ономастической науки, а также её связей с другими науками.
Славянская, как и вся европейская ономастическая наука, прошла, как и многие другие науки три основных этапа: 1. Донаучный (до 19 века, в частности до использования сравнительно-исторического метода для объяснения возникновения топонимов, антропонимов, теонимов и др.) 2. Становление ономастики как науки, но ещё не ономастикой (19 век-начало 20 века.) 3. Научный или ономастический (с 20-х годов 20 века по настоящее время.)
Глава 2
ПРОЗВИЩА В САТИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Прозвища людей - исторические, уже не зависимее от контекста, и прозвища героев в художественном тексте, служащие для характеристики персонажа, передаются с сохранением семантики корневой морфемы: Карл Лысый, Филипп Красивый, Карл Великий… Псевдонимы передаются транскрипцией, кроме тех случаев, когда являются "говорящими". «Вопрос о подборе прозвищ в художественной литературе, о структурных их своеобразиях в разных жанрах и стилях, об их образных характеристических функциях очень большая и сложная тема стилистики художественной литературы». Действительно, не так прост подбор имен и прозвищ в художественных произведениях. Выдающиеся мастера слова затрачивают немало усилий при подборе имен для своих героев. Гоголь не сразу находит фамилию героя повести «Шинель», сначала он хотел назвать его Башмаков, затем Башмакевич, и, наконец, Башмачкин. Над прозвищами своих героев задумывались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, В.Шукшин и другие выдающиеся мастера художественного слова.
Но не менее сложно всестороннее исследование данного вопроса, еще более остро стоящего перед авторами сатирических произведений. Характерные для художественных произведений прозвища чаще фигурируют в комических произведениях, где они с самого начала характеризует героя. Выдающиеся мастера комического искусства умеют подбирать такие прозвища, которые как в художественном, так и в народном языке превращаются в символ. Безусловно, большую роль при этом играет характер образа, его внешние и внутренние черты, образующие в совокупности определенный тип и способствующие превращению удачно подобранного имени в символ. Поэтому иногда для изображения той или иной особенности характера человека достаточно сравнить его с каким-либо известным персонажем, и подобное сравнение часто лучше всяких описаний передает сущность характера. В.Г.Белинский по этому поводу писал: «Не говорите: вот человек, который глубоко понимает назначение человека и цель жизни, который стремится делать добро, но, лишенный энергии души, не может сделать ни одного доброго дела и страдает от сознания своего бессилия, – скажите: вот Гамлет!.. Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души, – скажите: вот Молчалино!... Не тратьте так много фраз, так много слов, – скажите просто: вот Иван Иванович Перерепенко, или: вот Иван Никифорович Довгочхун! И поверьте, вас скорее поймут все. В самом деле, Онегин, Ленский, Татьяна, Зарецкий, Репетилов, Хлестова, Тугоуховский, Платон Михайлович Горич, княжна Мими, Пульхерия Ивановна, Афанасий Иванович, Шиллер, Пискарев, Пирогов: разве все эти собственные имена теперь уже не нарицательные? И, боже мой! Как много смысла заключает в себе каждое из них...!» Прозвища, вводимые в структуру художественного произведения, в качестве важнейших элементов средств выразительности органически связаны с содержанием. Таким образом, в художественном произведении прозвища выполняют не только номинативно-опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску.
БИОГРАФИЯ В.ШУКШИНА
Шукшин Василий Макарович (25.7.1929, село Сростки Бийского района Алтайского края, - 2.10.1974, станица Клетская Волгоградской обл., похоронен в Москве), русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969 г). Член КПСС с 1955 г.
Родился в крестьянской семье. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1960 г). Начал печататься в 1959 г.
В 1963г. опубликовал сборник рассказов "Сельские жители".
В 1964 г. по сценарию Шукшина поставлен фильм "Живёт такой парень".
В образе главного героя, типичного для раннего творчества Шукшина, писателя привлекали непосредственность чувств, неприятие формализма в человеческих отношениях, полнота жизненных сил. С течением времени взгляд Шукшина на своих героев усложняется; определённее звучит отношение автора к "озорникам", усиливается полемика с "людьми-фантомами", с умело приспособившимися к жизни демагогами и бюрократами (сборник "Там, вдали", 1968 г.; фильм "Печки-лавочки", 1973 г.). Интерес Шукшина к крупным народным характерам по-разному отразился в историко-революционном романе "Любавины" (1965 г.; фильм "Конец Любавиных", 1972 г.), в киноромане о Степане Разине "Я пришёл дать вам волю" (1971 г.), в циклах рассказов (сборник "Характеры", 1973 г.; фильмы "Ваш сын и брат", 1966 г., "Странные люди", 1971 г.). Тема противостояния души человека бездуховности мещанского сознания достигает большой силы художественного воплощения в киноповести "Калина красная" (1973 г.) и одноименном фильме, поставленном Шукшиным, по собственному сценарию и с его участием в качестве главного героя. Как актёр снимался также в фильмах: "Два Фёдора", "Прошу слова", "Они сражались за Родину" и др.
Режиссёрскую манеру Шукшина отличают реалистическая фактурность, бытовая детализация, психологическая глубина в сочетании с поэтическим восприятием родной природы и людей, живущих в единстве с ней. Особенность творчества Шукшина - стремление увидеть мир в многообразии национальных и социально-психологических типов, внимание к культурной и нравственной дифференциации современного общества, отражающей сложность происходящих жизненных процессов. Государственная премия СССР за исполнение роли Черных в фильме режиссера С. Герасимова "У озера" (1971 г). Ленинская премия (1976 г., посмертно). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ВИДЫ ПРОЗВИЩ
Когда писатель создаёт своё произведение, он непосредственно
наблюдает жизнь во всех её проявлениях, и в том числе
специфику фамилий, имён и прозвищ у представителей отдельных классов. Для того чтобы его произведение было правдоподобным, автор должен каждому персонажу дать имя, соответствующее его общественному положению. А если оно окажется необычным, то автор должен его объяснить. Давая прозвище своим героям, автор старается выявить в человеке какую-либо черту его характера, внешность, поведение.
Для создания определённого образа героя, а также правдивости сюжета, для того, чтобы показать в своём произведении быт и нравы эпохи, автор давал своим персонажам не только подходящие имена и фамилии, но и прозвища.
На мой взгляд, прозвища можно распределить на несколько групп:
1. В эту группу входят прозвища происшедшие от внешнего вида:
" Кривоносик (У него нос кривой, с горбатинкой)"
(В. Шукшин избранное, Москва "просвещение" 1992 год, " Микроскоп", стр.36, 2-3 абзацы.),
" Анна Афанасьевна (Анфас – называл её Солодников в письмах к бывшим сокурсникам своим, которых судьба тоже растолкала по таким же углам; они ещё писали друг другу, жаловались и острили) приходила в мелкое движение – смеялась".
(-//-, " Шире шаг, маэстро!", стр.71, 1 абзац),
" Бронька (Бронислав) Пупков, ещё крепкий, ладно строенный мужик, голубоглазый, улыбчивый, лёгкий на ногу и на слово".
(-//-," Миль пардон, мадам" стр.29, второй абзац).