Хлеб! -
вот это земная ось:
на ней вертеться и нам и свободе.
Пусть бабы баранки на Трубной нижут,
и ситный лари Смоленского ломит, -
я день и ночь Поволжье вижу,
солому жующее, лежа в соломе.
Трубите ж о голоде в уши Европе!
Делитесь и те, у кого немного!
Крестьяне,
ройте пашен окопы!
Стреляйте в него
мешками налога!
Гоните стихом!
Тесните пьесой!
Вперед врачей целебных взводы!
Давите его дымовою завесой!
В атаку, фабрики!
В ногу, заводы!
А если
воплю голодных не внемлешь, -
чужды чужие голод и жажда вам, -
он
завтра
нагрянет на наши земли ж
и встанет здесь
за спиною у каждого!
[1921]
СТИХОТВОРЕНИЕ О МЯСНИЦКОЙ, О БАБЕ И О ВСЕРОССИЙСКОМ МАСШТАБЕ
Сапоги почистить - 1 000 000.
Состояние!
Раньше б дом купил -
и даже неплохой.
Привыкли к миллионам.
Даже до луны расстояние
советскому жителю кажется чепухой.
Дернул меня черт
писать один отчет,
"Что это такое?" -
спрашивает с тоскою
машинистка.
Ну, что отвечу ей?!
Черт его знает, что это такое,
если сзади
у него
тридцать семь нулей.
Недавно уверяла одна дура,
что у нее
тридцать девять тысяч семь сотых температура.
Так привыкли к этаким числам,
что меньше сажени число и не мыслим.
И нам,
если мы на митинге ревем,
рамки арифметики, разумеется, узки -
все разрешаем в масштабе мировом.
В крайнем случае - масштаб общерусский.
"Электрификация!?" - масштаб всероссийский.
"Чистка!" - во всероссийском масштабе,
Кто-то
даже,
чтоб избежать переписки,
предлагал -
сквозь землю
до Вашингтона кабель.
Иду.
Мясницкая.
Ночь глуха.
Скачу трясогузкой с ухаба на ухаб.
Сзади с тележкой баба.
С вещами
на Ярославский
хлюпает по ухабам.
Сбивают ставшие в хвост на галоши;
то грузовик обдаст,
то лошадь.
Балансируя
- четырехлетний навык! -
тащусь меж канавищ,
канав,
канавок.
И то
- на лету вспоминая маму -
с размаху
у почтамта
плюхаюсь в яму.
На меня тележка.
На тележку баба.
В грязи ворочаемся с боку на бок.
Что бабе масштаб грандиозный наш?!
Бабе грязью обдало рыло,
и баба,
взбираясь с этажа на этаж,
сверху
и меня
и власти крыла.
Правдив и свободен мой вещий язык
и с волей советскою дружен,
но, натолкнувшись на эти низы,
даже я запнулся, сконфужен.
Я
на сложных агитвопросах рос,
а вот
не могу объяснить бабе,
почему это
о грязи
на Мясницкой
вопрос
никто не решает в общемясницком масштабе?!
[1921]
ПРИКАЗ No 2 АРМИИ ИСКУССТВ
Это вам -
упитанные баритоны -
от Адама
до наших лет,
потрясающие театрами именуемые притоны
ариями Ромеов и Джульетт.
Это вам -
пентры,
раздобревшие как кони,
жрущая и ржущая России краса,
прячущаяся мастерскими,
по-старому драконя
цветочки и телеса.
Это вам -
прикрывшиеся листиками мистики,
лбы морщинками изрыв -
футуристики,
имажинистики,
акмеистики,
запутавшиеся в паутине рифм.
Это вам -
на растрепанные сменившим
гладкие прически,
на лапти - лак,
пролеткультцы,
кладущие заплатки
на вылинявший пушкинский фрак.
Это вам -
пляшущие, в дуду дующие,
и открыто предающиеся,
и грешащие тайком,
рисующие себе грядущее
огромным академическим пайком.
Вам говорю
я -
гениален я или не гениален,
бросивший безделушки
и работающий в Росте,
говорю вам -
пока вас прикладами не прогнали:
Бросьте!
Бросьте!
Забудьте,
плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств,
Кому это интересно,
что - "Ах, вот бедненький!
Как он любил
и каким он был несчастным..."?
Мастера,
а не длинноволосые проповедники
нужны сейчас нам.
Слушайте!
Паровозы стонут,
дует в щели и в пол:
"Дайте уголь с Дону!
Слесарей,
механиков в депо!"
У каждой реки на истоке,
лежа с дырой в боку,
пароходу провыли доки:
"Дайте нефть из Баку!"
Пока канителим, спорим,
смысл сокровенный ища:
"Дайте нам новые формы!" -
несется вопль по вещам.
Нет дураков,
ждя, что выйдет из уст его,
стоять перед "маэстрами" толпой разинь.
Товарищи,
дайте новое искусство -
такое,
чтобы выволочь республику из грязи.
[1921]
ВАРИАНТЫ и РАЗНОЧТЕНИЯ
Наш марш
Беловой автограф. Начало марта 1918 г.
16 лёт быстролетным коням {*}
21 I Бодрость пей и пой
II Радость пей, пой
"Газета футуристов", М. 1918, 15 марта, сб. "Ржаное слово", Революционная хрестоматия футуристов, П. 1918:
16 лёт быстролетный коням
21 Радости пей и пой
{* Текст стихотворения записан по старой орфографии, с буквой ?. В
слове "лет" буква "е" переправлена из Ъ, т. е. "лёт" вместо "л?т" (при
одновременном написании "л?т" в строке 6: "медленна л?т арба"). Как
свидетельствует в то же время О. В. Гзовская, выступавшая в 1918 г. с
чтением стихотворения "Наш марш", Маяковский дал ей следующее пояснение к
тексту строки 16: "Много лет лететь быстролетным коням, даже попасть ввысь,
в небо". (Письмо в редакцию настоящего издания от 24 февраля 1955 г.)}
Хорошее отношение к лошадям
Газ. "Новая жизнь" (московское издание), 1918, No 8, 9 июня.
Заглавие - Отношение к лошадям
14 штаны сошедшиеся Кузнецким клёшить
19-20 Выл Кузнецкий
И лишь один я
22-23 Гляжу и вижу
27-30 Гляжу и вижу
Катится по морде
выблестелась в шерсти...
34 расплылась в шелесте.
37 чего вы думаете, что вы сих плоше
44 и мысль ей моя казалась пошла
Ода революции
Журн. "Пламя", П. 1918, No 27, 7 ноября:
29 взрывают тысячелетие Кремля.
30 "Слава!"
32 Визг сирен задушенно тонок.
41 Прикладом гонишь седых адмиралов
Радоваться рано
Газ. "Искусство коммуны", П. 1918, No 2, 15 декабря, "Все сочиненное",
"13 лет работы", т. I:
12 по стенкам музеев тенькать
Той стороне
Газ. "Искусство ксммуны", П. 1918, No 4, 29 декабря,"Все сочиненное",
"13 лет работы", т. I:
74 прорвемся сквозь все заставы
Левый марш
"Маяковский для голоса", "Избранное из избранного", "Школьный Маяковский":
9 Клячу истории загоним
Потрясающие факты
Газ. "Искусство коммуны", П. 1919, No 7,19 января, "Все сочиненное", "13
лет работы", т. I, "Стихи о революции", 1-е изд., "Избранный Маяковский":
23 "Власть Совета"
61 Изловчались в спорах
"Стихи о революции", 2-е изд.:
61 Изловчались в спорах.
Мы идем
Черновой автограф в записной книжке 1919 г., No 2:
Заглавие отсутствует.
1-5 Мы идем!
Кто вы?
Мы глашатаи новой веры
красоте задаем железный тон.
9-10 сквозь скулеж стариков злючий,
а всем
20 вывернулась
27-28 I Это революция на Страстном монастыре
II Революция и на Страстном монастыре
29-30 написала Не [работающий] трудящийся не ест
35 оплакивал на тысячу родов
39 I возносители завтрашних городов
II иллюминаторы завтрашних городов
41-42 нерушимо и бодро
53 не на смерть, а на живот
Газ. "Искусство", М. 1919, No 5, 1 апреля:
Заглавие: Мы идем!
4 красоте задающие железный тон.
Владимир Ильич!
Черновой автограф в записной книжке 1920 г., No 4.
Строки: 10-15, 23-30 (первоначальные варианты) и полный текст
стихотворения.
10-15 I Ноги месили просторы
II Ноги без мозга вздорны
Без мозга рукам не дело
Металось во все стороны
России безголовое тело
23-30 И земли сели на оси
Каждый вопрос прост
И встали два в хаосе
Мира во весь рост
3 революций разливают лаву
5 девическая чушь
9 не воспеть Ильичу
11-12 Без мозга рукам не дело
26 и выявились
36 и встал
41 И ноги знают
45 нет места смятеньям и воям
"Красная газета" (утренний выпуск), П. 1922, М 252, 5 ноября, "13 лет
работы", т. I, "Стихи о революции", 1-е изд.:
11-12 Без мозга
рукам не дело.
61 обмахивать высокий уют
"Красная газета":
26 и выявились
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
Черновой автограф в записной книжке 1920 г., No 5:
Заглавие отсутствует.
2 I катилось <строка не окончена>
II весна катилась в лето
8-9 I А под той горой <поселок> был
II А низ горы деревней был
11-15 I А за селом была дыра
Дыра была наверно
И в эту дырку каждый раз
Спускалось солнце мерно
II А за деревнею дыра
И в ту дыру наверно
Спускалось солнце каждый раз
Медленно и верно
16-18 А утром снова все залить
26 что в шуме все поблекло
33-34 а я не знай ни зим ни лет
ходи рисуй плакаты
42-47 I Слова с ума сошел погиб
Сверльнули мысль до боли
Ко мне раскинув луч шаги
II Что я наделал Я погиб
ко мне по доброй воле
само расставив луч шаги
52 Уже пролезло садом
53 В окошко
62 I Ты звал? ну что ж чаи гони
II Ты звал меня
72 Кричать ему
76-77 I Но страшная из солнца ясь
струилась
II Но странную светило ясь
струило
93 Но все ж идешь
96 I Гремели так до темноты
II Болтали так до темноты
101-102 И вскоре дружбу не тая
104 [А] И солнце басом
106 I Теперь [таких] нас двое
II теперь всего нас двое
110 I [что] у мира в мут<ном> хламе
II у мира в сером хламе
114-118 I Сметя долгов и чувств тюрьму
Среди Вселенной бала
Взметаем солнца кутерьму
Смеясь во что попало
II Громите тень и ночь тюрьму
Земля довольна (строка не окончена)
III [Стена теней]
Стена теней ночей тюрьма
Под солнц двустволкой пала
Лучей и света кутерьма
Палим во что попало!
119-125 I Иду горю что силы есть
Чтоб не отстать от друга
Какое счастье в душу влезть
Просолнить сердце лугом
II окончательная редакция строк
119-125. Строки 123-124:
I Как я во всю светаю мочь
II Вдруг я во всю светаю мочь