Смекни!
smekni.com

Стихотворения 16 (стр. 63 из 97)

смотрел удобства

и мебель.

Я вышел -

со мной

30 переводчица-дура,

щебечет

бантиком-ротиком:

"Ну, как вам

нравится архитектура?

Какая небесная готика!"

Я взвесил все

и обдумал, -

ну вот:

он лучше Блаженного Васьки.

40 Конечно,

под клуб не пойдет -

темноват, -

об этом не думали

классики.

Не стиль...

Я в этих делах не мастак.

Не дался

старью на съедение.

Но то хорошо,

50 что уже места

готовы тебе

для сидения.

Его

ни к чему

перестраивать заново -

приладим

с грехом пополам,

а в наших -

ни стульев нет,

60 ни орг_а_нов.

Копнёшь -

одни купола.

И лучше б оркестр,

да игра дорога -

сначала

не будет финансов, -

а то ли дело,

когда орган -

играй

70 хоть пять сеансов.

Ясно -

репертуар иной -

фокстроты,

а не сопенье.

Нельзя же

французскому Госкино

духовные песнопения.

А для рекламы -

не храм,

80 а краса -

старайся

во все тяжкие.

Электрорекламе -

лучший фасад:

меж башен

пустить перетяжки,

да буквами разными:

"Signe de Zoro" {*},

{* Знак Зоро (франц.).}

чтоб буквы бежали,

90 как мышь.

Такая реклама

так заорет,

что видно

во весь Boulmiche {*}.

{* Бульвар в Париже (франц.).}

А если

и лампочки

вставить в глаза

химерам

в углах собора,

100 Тогда -

никто не уйдет назад:

подряд -

битковые сборы!

Да, надо

быть

бережливым тут,

ядром

чего

не попортив.

110 В особенности,

если пойдут

громить

префектуру

напротив.

[1925]

ВЕРСАЛЬ

По этой

дороге,

спеша во дворец,

бесчисленные Людовики

трясли

в шелках

золоченых каретц

телес

десятипудовики.

10 И ляжек

своих

отмахав шатуны,

по ней,

марсельезой пропет,

плюя на корону,

теряя штаны,

бежал

из Парижа

Капет.

20 Теперь

по ней

веселый Париж

гоняет

авто рассияв, -

кокотки,

рантье, подсчитавший барыш,

американцы

и я.

Версаль.

30 Возглас первый:

"Хорошо жили стервы!"

Дворцы

на тыщи спален и зал -

и в каждой

и стол

и кровать.

Таких

вторых

и построить нельзя -

40 хоть целую жизнь

воровать!

А за дворцом,

и сюды

и туды,

чтоб жизнь им

была

свежа,

пруды,

фонтаны,

50 и снова пруды

с фонтаном

из медных жаб.

Вокруг,

в поощренье

жантильных манер,

дорожки

полны стат_у_ями -

везде Аполлоны,

а этих

60 Венер

безруких, -

так целые уймы.

А дальше -

жилья

для их Помпадурш -

Большой Трианон

и Маленький.

Вот тут

Помпадуршу

70 водили под душ,

вот тут

помпадуршины спаленки.

Смотрю на жизнь -

ах, как не нова!

Красивость -

аж дух выматывает!

Как будто

влип

в акварель Бенуа,

80 к каким-то

стишкам Ахматовой.

Я все осмотрел,

поощупал вещи.

Из всей

красотищи этой

мне

больше всего

понравилась трещина

на столике

90 Антуанетты.

В него

штыка революции

клин

вогнали,

пляша под распевку,

когда

санкюлоты

поволокли

на эшафот

100 королевку.

Смотрю,

а все же -

завидные видики!

Сады завидные -

в розах!

Скорей бы

культуру

такой же выделки,

но в новый,

110 машинный р_о_змах!

В музеи

вот эти

лачуги б вымести!

Сюда бы -

стальной

и стекольный

рабочий дворец

миллионной вместимости, -

такой,

120 чтоб и глазу больно.

Всем,

еще имеющим

купоны

и монеты,

всем царям -

еще имеющимся -

в назидание:

с гильотины неба,

головой Антуанетты,

130 солнце

покатилось

умирать на зданиях.

Расплылась

и лип

и каштанов толпа,

слегка

листочки ворся.

Прозрачный

вечерний

140 небесный колпак

закрыл

музейный Версаль.

[1925]

ЖОРЕС

Ноябрь,

а народ

зажат до жары.

Стою

и смотрю долго:

на шинах машинных

мимо -

шары

катаются

10 в треуголках.

Войной обагренные

руки

умыв,

и красные

шансы

взвесив,

коммерцию

новую

вбили в умы -

20 хотят

спекульнуть на Жоресе.

Покажут рабочим -

смотрите,

и он

с великими нашими

тоже.

Жорес

настоящий француз.

Пантеон

30 не станет же

он

тревожить.

Готовы

потоки

слезливых фраз.

Эскорт,

колесницы -

эффект!

Ни с места!

40 Скажите,

кем из вас

в окне

пристрелен

Жорес?

Теперь

пришли

панихидами выть.

Зорче,

рабочий класс!

50 Товарищ Жорес,

не дай убить

себя

во второй раз.

Не даст.

Подняв

знамен мачтовый лес,

спаяв

людей

в один

60 плывущий флот,

громовый и живой,

попрежнему

Жорес

проходит в Пантеон

по улице Суфло.

Он в этих криках,

несущихся вверх,

в знаменах,

в шагах,

70 в горбах

"Vivent les Soviets!..

A bas la guerre!..

Capitalisme a bas!.." {*}

{* Да здравствуют Советы!..

Долой войну!..

Долой капитализм!.. (франц.).}

И вот -

взбегает огонь

и горит,

и песня

краснеет у рта.

И кажется -

80 снова

в дыму

пушкари

идут

к парижским фортам.

Спиною

к витринам отжали -

и вот

из книжек

выжались

90 тени.

И снова

71-й год

встает

у страниц в шелестении.

Гора

на груди

могла б подняться.

Там

гневный окрик орет:

100 "Кто смел сказать,

что мы

в семнадцатом

предали

французский народ?

Неправда,

мы с вами,

французские блузники.

Забудьте

этот

110 поклеп дрянной.

На всех баррикадах

мы ваши союзники,

рабочий Крезо,

и рабочий Рено".

[1925]

ПРОЩАНИЕ

(КАФЕ)

Обыкновенно

мы говорим:

все дороги

приводят в Рим.

Не так

у монпарнасца.

Готов поклясться.

И Рем

и Ромул,

и Ремул и Ром

в "Ротонду" придут

или в "Дом" {*},

{* Кафе на Монпарнасе.}

В кафе

идут

по сотням дорог,

плывут

по бульварной реке.

Вплываю и я:

"Garcon,

20 un grog

americain!" {*}

{* Официант,

грог

по-американски! (франц.).}

Сначала

слова

и губы

и скулы

кафейный гомон сливал.

Но вот

пошли

вылупляться из гула

30 и лепятся

фразой

слова.

"Тут

проходил

Маяковский давеча,

хромой -

не видали рази?" -

"А с кем он шел?" -

"С Николай Николаичем", -

40 "С каким?" -

"Да с великим князем!"

"С великим князем?

Будет врать!

Он кругл

и лыс,

как ладонь.

Чекист он,

послан сюда

взорвать..." -

50 "Кого?" -

"Буа-дю-Булонь {*}.

{* Булонский лес.}

Езжай, мол, Мишка..."

Другой поправил:

"Вы врете,

противно слушать!

Совсем и не Мишка он,

а Павел.

Бывало сядем -

Павлуша! -

60 a тут же

его, супруга,

княжна,

брюнетка,

лет под тридцать..." -

"Чья?

Маяковского?

Он не женат". -

"Женат -

и на императрице". -

70 "На ком?

Ее же расстреляли..." -

"И он

поверил...

Сделайте милость!

Ее ж Маяковский спас

за трильон!

Она же ж

омолодилась!"

Благоразумный голос:

80 "Да нет,

вы врете -

Маяковский - поэт". -

"Ну да, -

вмешалось двое саврасов, -

в конце

семнадцатого года

в Москве

чекой конфискован Некрасов

и весь

90 Маяковскому отдан.

Вы думаете -

сам он?

Сбондил до иот -

весь стих,

с запятыми,

скраден.

Достанет Некрасова

и продает -

червонцев по десять

100 на день".

Где вы,

свахи?

Подымись, Агафья!

Предлагается

жених невиданный.

Видано ль,

чтоб человек

с такою биографией

был бы холост

110 и старел невыданный?!

Париж,

тебе ль,

столице столетий,

к лицу

эмигрантская нудь?

Смахни

за ушми

эмигрантские сплетни.

Провинция! -

120 не продохнуть. -

Я вышел

в раздумье -

черт его знает!

Отплюнулся -

тьфу напасть!

Дыра

в ушах

не у всех сквозная -

другому

130 может запасть!

Слушайте, читатели,

когда прочтете,

что с Черчиллем

Маяковский

дружбу вертит

или

что женился я

на кулиджевской тете,

то, покорнейше прошу, -

140 не верьте.

[1925]

ПРОЩАНЬЕ

В авто,

последний франк разменяв.

- В котором часу на Марсель? -

Париж

бежит,

провожая меня,

во всей

невозможной красе.

Подступай

10 к глазам,

разлуки жижа,

сердце

мне

сантиментальностью расквась!

Я хотел бы

жить

и умереть в Париже,

Если б не было

такой земли -

20 М_о_с_к_в_а.

[1925]

ВАРИАНТЫ и РАЗНОЧТЕНИЯ

Еду (стр. 197)

Журн. "Прожектор", М. 1925, No 12, 30 июня; сборник "Париж":

25-27 В Париже

площадь

и то - Этуаль,

48-49 меня

приднепровская степь...

Город (стр. 200)

Журн. "Прожектор", М. 1925, No 12, 30 июня:

99-102 Площадь

лучше

тысяч

дам болонок

"Париж":

64-65 буквы -

каждая фут.

73-74 Товарищ туча,

скорей нагнись,

99-102 Эта площадь

лучше

тысяч

дам-болонок

Верлен и Сезан (стр. 204)

Журн. "Прожектор", М. 1925, No 13, 15 июня:

226-227 не живопись чтут,

а сан.

233-234 хорошее имя взяли:

АХХР

253-255 Париж

фиолетовый,

весь в анилине

"Париж":

92-93 поэт,

как рвань рублевая,

После 125 Конечно,

травку

нельзя отрицать,

но я-то

смотрю с тоскою:

мое-то ведь существо

от лица

до пяток

сплошь городское.

188-189 За глотку быт -

теперь поори

228-247 отсутствуют.

252-253 Париж

фиолетовый,

весь в анилине

Notre-Dame (стр. 211)

"Париж":

88 "Знак Зоро"

93-94 Что видно

во весь Бульмиш

Версаль (стр. 215)

"Париж":

91-93 В него

штыка какого-то

клин

109-110 но в наш,

в машинный розмах!

Жорес (стр. 219)

Список рукою Л. Ю. Брик: