прибыл в порт Гавану (остров Куба), где стоял в течение суток. Наконец, 8
июля Маяковский сошел на мексиканский берег в порту Вера-Круп. (Веракрус) и
на другой день приехал в столицу страны - Мехико. В Мексике поэт находился
около трех недель.
27 июля, с трудом получив визу, Маяковский пересек границу Соединенных
Штатов Америки {Не без оснований опасаясь проверки своих рукописей, которая
могла дать повод к запрещению въезда в США (см. очерки "Мое открытие
Америки"), Маяковский предварительно зачеркнул "опасные" места в текстах уже
написанных им стихотворений о путешествии, а именно: слово "Иисусе" в
антирелигиозном стихотворении "6 монахинь" (строка 101); относящиеся к
Америке слова "закрыл, слегка почистил" и "опять открыл вторично" в стих.
"Христофор Коломб" (строки 261-265); слова "надо обращаться в Коминтерн, в
Москву" в стих. "Блек энд уайт" (строки 140-142); имена мексиканских
революционеров Запаты, Гальвана, Морёно, Карио в стих. "Мексика" (строки
275-279). В тексте последнего стихотворения зачеркнут также ряд слов в
строфах о революционной борьбе мексиканского народа: слова "сытый",
"запирает", "борьбе", "камарада" (строки 248-261) и "багровое знамя" (строка
288). Впоследствии поэт восстановил все, зачеркнутые места (в записной
книжке 1925 года, No 33).}. 30 июля поэт прибыл в Нью-Йорк и прожил здесь
почти три месяца, выезжая в крупнейшие города восточных штатов (Кливленд,
Детройт, Чикаго, Филадельфия, Питсбург) и выступая на многочисленных вечерах
и митингах.
В течение всего путешествия Маяковский не прекращал большой творческой
работы; к моменту отъезда из США "американская" записная книжка поэта
содержала семнадцать стихотворений.
В США он читал большинство из этих стихотворений, неизменно встречавших
горячий прием аудитории. В газетном отчете об одном из его вечеров в Чикаго
говорится: "...Публика едва не сорвала крышу неистовыми криками восторга от
его стихов, посвященных Америке: "Открытие Америки", "Вульворт и барышня",
"Вилли из Гаваны". Пятьсот экземпляров его стихов были распроданы на месте"
("Дейли Уоркер". Чикаго, 1925, No 206, 5 октября).
28 октября Маяковский отплыл из Нью-Йорка на пароходе "Рошамбо" и 5
ноября прибыл в Гавр (Франция). На пароходе было начато стихотворение
"Домой!", которое тематически завершало стихи о поездке в Америку. 22 ноября
1925 года поэт возвратился в Москву.
В тот же день в беседе с корреспондентом он сказал: "Слухи о моих
успехах в Америке нисколько не преувеличены. Я нахожу, что иметь аудиторию в
полторы тысячи человек в течение ряда недель - это, конечно, успех. Думаю,
что, кроме литературного, мои лекции имели некоторое значение еще и в смысле
революционном...
Для печати я привез книгу стихов о Мексике, об Испании и об
Атлантическом океане. Есть у меня и новая книга о Соединенных Штатах"
("Новая вечерняя газета", Л. 1925, No 213, 23 ноября).
За границей Маяковский опубликовал два стихотворения: "Испания" (в
Нью-Йорке) и "Христофор Коломб" (в Нью-Йорке и Париже). Ранее, еще в
середине июля, находясь в Мексике, поэт послал в Москву Л. Ю. Брик четыре
стихотворения - "Испания", "6 монахинь", "Атлантический океан" и "Христофор
Коломб" - с просьбой передать их в журналы и газеты {*}. До возвращения
поэта в Москву эти стихи - за исключением стихотворения "Испания" - были
опубликованы в советской печати (см. прим. к этим стихотворениям).
{* В письме Маяковского говорится по этому поводу: "Шлю стихи и
беспокою тебя страшными просьбами:
1. "Открытие Америки" дай Лефу.
2. "Испанию" дай "Огоньку".
3. "Монашек" попробуй "Известиям". | или
4. "Атлантический океан" - "Прожектору": | наоборот.
5. Все вместе предложи "Радио Роста".}
В течение декабря 1925 - февраля 1926 года Маяковский опубликовал в
газетах и журналах остальные пятнадцать стихотворений. Кроме того, 3 января
1926 года поэт сдал в Госиздат сборник "Испания. Океан. Гавана. Мексика.
Америка" (вышедший в том же году), в который вошли все "американские" стихи,
за исключением стихотворения "Вызов".
Но работа поэта над стихами об Америке на этом не прекратилась. Весной
1926 года Маяковский в статье "А что вы пишете?" говорит, что он продолжает
"дорабатывать стихи об американском путешествии" (см. т. 12 наст. изд.). В
течение весны - лета 1926 года Маяковский закончил и опубликовал еще четыре
стихотворения Об Америке: "Сифилис", "Свидетельствую", "Мексика - Нью-Йорк",
"Тропики".
Следует отметить и неосуществленный замысел, о котором он упоминает в
статье "Как делать стихи": "Есть темы разной ясности и мутности. 1) Дождь в
Нью-Йорке. ..." (см. т. 12 наст. изд.). Кроме того, по свидетельству
американской газеты, поэт собирался написать стихи о Детройте (см. "Русский
голос", Нью-Йорк, 1925, No 561, 28 сентября).
В 5 том своего Собрания сочинений Маяковский включил все стихи,
связанные с поездкой, кроме стихотворения "Вызов", и объединил их в разделе
"Стихи об Америке". Этот раздел представляет цикл, последовательно
рассказывающий о путешествии поэта.
В данном томе, в соответствии с общим построением томов настоящего
Полного собрания сочинений, стихи об Америке размещаются в хронологическом
порядке их написания. Но четыре стихотворения, написанные в 1926 году,
расположены в той последовательности, какая была установлена для них самим
автором в 5 томе его Собрания сочинений.
Большинство стихотворений, написанных в США, поэтом не датировано. В то
же время можно почти с полной уверенностью сказать, что порядок размещения
черновиков этих стихотворений в записной книжке поэта точно соответствует
последовательности их написания. Первое ("Бродвей") и последнее ("Кемп "Нит
гедайге") из написанных в США стихотворений датированы; это позволяет
установить, что стихотворения о Соединенных Штатах написаны в Нью-Йорке в
период с 6 августа по 20 сентября.
Публикуя стихи об Америке, Маяковский в ряде случаев давал к ним
примечания. Эти примечания воспроизводятся s комментариях к отдельным
стихотворениям.
Ряд важных пояснений к стихотворениям читатель найдет также в очерках
"Мое открытие Америки", помещенных в данном томе.
При подготовке текстов стихотворений (а также очерков) об Америке были
упорядочены некоторые написания иностранных слов и собственных имен. Одни из
этих написаний выправлены по рукописям и авторизованным публикациям
произведений Маяковского, другие уточнены в соответствии с современными
правилами транскрипции. Изменения эти (за исключением отдельных случаев) не
оговариваются.
Испания (стр. 7) {При составлении примечаний к этому стихотворению и к
ряду других стихотворений американского цикла ("Мелкая философия на глубоких
местах", "Мексика", "Барышня и Вульворт", "100 %", "Бруклинский мост" и
"Кемп "Нит гедайге"), а так же к очеркам "Мое открытие Америки" были
использованы материалы, предложенные C. С. Кэмрадом.}. Беловой автограф в
записной книжке 1925 г., No 33 (БММ); газ. "Новый мир", Нью-Йорк, 1925, No
871, 14 августа; "Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка"; "Избранное из
избранного"; Сочинения, т. 5.
Написано на борту парохода "Эспань" и датировано в записной книжке:
"22.VI. Santander".
В газете "Новый мир" - органе русской секции Рабочей (коммунистической)
партии США - было напечатано вместе с приветствием Маяковскому на странице,
специально посвященной его приезду в Америку.
Поэт неоднократно читал это стихотворение после возвращения из Америки
во время своих выступлений в различных городах СССР. (В афишах оно иногда
названо по последней строке: "Как собаке здрасите".) По свидетельству
организатора этих выступлений П. И. Лавута, Маяковский обычно перед чтением
этого стихотворения говорил:
"- Я должен сказать вам несколько слов по поводу этой самой Испании. Ко
мне часто обращаются, особенно девушки: "Ах, какой вы счастливый, вы были в
Испании, какая очаровательная страна! Там тореадоры, быки, испанки и вообще
много страсти". Я тоже был готов к тому, чтобы увидеть что-нибудь в этом
роде. Но ничего подобного. Пароход подплыл к испанскому берегу, и первое,
что мне бросилось в глаза, это довольно прозаическая вывеска грязного склада
"Леопольдо Пардо". Правда, веера у испанок есть, - жарко, вполне понятно. А
так ровно ничего примечательного, если не считать, что по-русски - телефон,
а по-испански - телефонос..." (П. Лавут, Маяковский едет по Союзу, журн.
"Знамя", М. 1940, No 4-5, стр. 202).
Santander (Сантандёр) - портовый и курортный город в Испании на берегу
Бискайского залива. В письме, отправленном отсюда в Москву, Маяковский
писал: "Так как показалась Испания, пользуюсь случаем известить вас, что я
ее благополучно сейчас огибаю и даже захожу в какой-то маленький портик,
смотри на карте Santander" (см. В. Катанян, Маяковский. Литературная
хроника. Государственное издательство художественной литературы, М. 1956,
стр. 231).
Строка 4. Бард - странствующий поэт, певец.
6 монахинь (стр. 9). Черновой автограф в записной книжке 1925 г., No 33
(БММ); жури. "Прожектор", М. 1925, No 16, 31 августа (под названием
"Монашки" и с обозначением места написания: "Атлантический океан. Пароход
"Эспань"); "Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка"; Сочинения, т. 5; сб.
"Антирелигиозный чтец-декламатор", изд. "Безбожник", М. 1929.
Нью-йоркская газета "Новый мир" (1925, 3 октября) сообщала: "Сегодня