стихотворение "Домой!" (под заглавием "Маркита";) на вечере в
Политехническом музее. Исходя из этого, можно заключить, что стихотворение
"Домой!" закончено 18-19 декабря 1925 года.
В журнале и газете стихотворение было опубликовано с четырнадцатой
заключающей строфой, которая впоследствии была отброшена поэтом. В 1928 году
Маяковский писал об этом: "Ноющее делать легко - оно щиплет сердце не
выделкой слов, а связанными со стихом параллельными ноющими воспоминаниями.
Одному из своих, неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский
хвостик:
Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят -
что ж.
По родной стране
пройду стороной,
Как проходит
косой дождь.
Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за
платки), я эти красивые, подмоченные дождем перышки вырвал" (см. "Письмо
Равича и к Равичу" в т. 12 наст. изд.).
Помимо заглавия "Маркита", из афиш вечеров поэта известны также два
других варианта заглавия стихотворения "Домой!": "Возвращение" и "Заданья на
год".
Строки 56-62. ...слов ржавеет сталь, чернеет баса медь. Почему под
иностранными дождями вымокать мне, гнить мне и ржаветь? - Длительное
заграничное путешествие вызвало у поэта чувство глубокой тоски по родине.
Позднее он вспоминал в своей автобиографии "Я сам": "...После полугода езды
пулей бросился в СССР. Даже в Сан-Франциско (звали с лекцией) не поехал" (т.
1 наст, изд., стр. 27). Незадолго до отъезда из Нью-Йорка Маяковский
телеграфировал Л. Ю. Брик: "Очень скучаю... Здесь отвратительно" (см. В.
Катанян, Маяковский. Литературная хроника. Государственное издательство
художественной литературы, М. 1956, стр. 449).
Строки 111-112. ...вышедовоенной нормы... - то есть выше уровня 1913
года, последнего года перед первой мировой войной.
Стихотворения (1926)
Краснодар (стр. 96). Журн. "Красная нива", М. 1926, No 24, 13 июня (под
заглавием "Собачья глушь"); "Избранное из избранного"; Сочинения, т. 5.
В журнале напечатано с посвящением Л. Ю. Брик.
Связано с поездкой в Краснодар 12-15 февраля 1926 года.
По словам одного из присутствовавших на вечере Маяковского в
Краснодаре, "когда он признался, что пишет стихи об этом городе, с разных
мест понеслось: "
- Прочтите их, прочтите!
- Нет, товарищи, стихотворение только вылупляется" (журн. "30 дней", М.
1937, No 4).
Строка 38. Этцетера (латинск.) - и прочее.
Строго воспрещается (стр. 98). Беловой автограф в записной книжке 1926
г., No 34 (БММ); газ. "Известия Одесского окружкома КП(б)У, окрисполкома и
ОПБ", вечерний выпуск, Одесса, 1926, No 931, 24 июня; журн. "Красная нива",
М. 1926, No 30, 25 июля; Сочинения, т. 5.
В первой публикации датировано: "Одесса 23.VI.26 г." Однако
стихотворение написано раньше. Уже в конце февраля 1926 года оно было сдано
в газ. "Заря Востока" (Тбилиси); напечатано там не было (см. В. Катанян,
Маяковский. Литературная хроника, Государственное издательство,
художественной литературы, М. 1956, стр. 262-263).
В статье "А что вы пишете?" Маяковский заявляет:
"Настоящая поэзия всегда, хоть на час, а должна опередить жизнь. Я
стараюсь сейчас писать как можно меньше, выбирая сложные, висящие в воздухе
вопросы, - чиновничество, бюрократизм, скука, официальщина.
Этот ряд стихов я начал с маленького "Строго воспрещается", выходящего
в "Красной ниве". Это стих о вывеске краснодарского вокзала "Задавать
вопросы контролеру строго воспрещается" (см. т. 12 наст. изд.).
Сергею Есенину (стр. 100). Беловой автограф (БММ); газ. "Заря Востока",
Тифлис, 1926, No 1152, 16 апреля; отдельное издание; газ. "Ленинградская
правда", 1926, No 117, 23 мая; газ. "Смена", Л. 1926, No 117, 23 мая; журн.
"Новый мир", М. 1926, No 5, май; Сочинения, т. 5.
Маяковский работал над стихотворением около трех месяцев (см. статью
"Как делать стихи?" в т. 12 наст. изд.). Рукопись сдана в издательство
"Заккнига" 25 марта 1926 года.
Стихотворение "Сергею Есенину" Маяковский считал "наиболее действенным"
из своих стихов первой половины 1926 года. "Для него, - писал поэт, - не
пришлось искать ни журнала, ни издателя, - его переписывали до печати; его
тайком вытащили и напечатали в провинциальной газете, чтения его требует
сама аудитория, во время чтения слышны летающие мухи, после чтения люди жмут
лапы, в кулуарах бесятся и восхваляют, в день выхода появилась рецензия
одновременно из ругни и комплиментов" ("Как делать стихи?", см. т. 12 наст.
изд.).
В той же статье, представляющей собой очень ценный авторский
комментарий к стихотворению, Маяковский рассказывает, "как работался этот
стих".
"...Конец Есенина, - писал Маяковский, - огорчил, огорчил обыкновенно,
по-человечески... но утром газеты принесли предсмертные строки:
В этой жизни умереть не ново,
Но и жить, конечно, не новей...
После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом.
Сразу стало ясно, скольких колеблющихся этот сильный стих, именно -
стих подведет под петлю и револьвер.
И никакими, никакими газетными анализами и статьями этот стих не
аннулируешь.
С этим стихом можно и надо бороться стихом, и только стихом"...
"...Осматривая со всех сторон эту смерть и перетряхивая чужой
материал,- я сформулировал и поставил себе задачу... обдуманно парализовать
действие последних есенинских стихов, сделать есенинский конец неинтересным,
выставить вместо легкой красивости смерти другую красоту, так как все силы
нужны рабочему человечеству для начатой революции, и оно, несмотря на
тяжесть пути, на тяжелые контрасты нэпа, требует, чтобы мы славили радость
жизни, веселье труднейшего марша в коммунизм".
В другой статье ("А что вы пишете?"), рассказав о своих последних
стихах, посвященных борьбе за качество поэзии, Маяковский продолжает:
"Рядом с этой работой приходится выполнять и работу, потребованную
нашими днями:
Стихотворение "Сергею Есенину", имеющее целью разбить поэтическую
цыганщину и пессимизм..."
Строки 1-3. Вы ушли, как говорится, в мир в иной. - Выдающийся
советский поэт Есенин Сергей Александрович (1895-1925), покончил с собой 27
декабря 1925 года.
Приведя в статье "Как делать стихи?" несколько вариантов первых трех
строк стихотворения, Маяковский пишет: "И вот окончательная редакция: "Вы
ушли, как говорится, в мир в иной". В томе 5 Сочинений осталось: "в мир
иной". Здесь эта строка печатается по тексту "Как делать стихи?".
Строки 16-20. Вижу - взрезанной рукой помешкав, собственных костей
качаете мешок. - Есенин повесился, написав предсмертное письмо кровью из
вскрытой вены.
Строки 41-42. ...а главное, что смычки мало. - Смычка - термин,
выражавший в первые годы после революции идею союза рабочего класса с
крестьянством ("смычка города с деревней").
Строки 45-48. Дескать, заменить бы вам богему классом..."Богемой" в
буржуазном обществе называют людей "свободных профессий" (писателей,
художников, артистов), ведущих беспорядочный, рассеянный образ жизни. "Слово
"богема" стало нарицательным для всякой художественно-обывательской
бытовщины", - писал Маяковский ("Как делать стихи?").
Строки 56-58. Дескать, к вам приставить бы кого из напостов... -
Напостовцы-писатели и критики, группировавшиеся вокруг журнала "На посту" (с
1925 года - "На литературном посту"), руководящего органа РАПП (Российская
ассоциация пролетарских писателей); считали себя призванными направлять
развитие всего литературного процесса в СССР и нередко применяли "методы"
командования вопреки указаниям партии о необходимости проявлять тактичность
по отношению к литературным группам и объединениям, близким Советской
власти.
Строки 66-68. ...утомительно и длинно, как Доронин. - Доронин, И. И.
(р. 1900) - советский поэт, опубликовал в 1925 году поэму "Тракторный
пахарь". В статье "Как делать стихи?" Маяковский писал: "4000 строк Доронина
поражают однообразием 16 тысяч раз виданного словесного и рифменного
пейзажа".
Строка 84. "Англетер" - гостиница в Ленинграде, в которой покончил с
собой Есенин.
Строки 111-112. И несут стихов заупокойный лом... - Смерть Есенина
вызвала широкий отклик в литературе. "Появились стихи, воспоминания, очерки
и даже драмы. По-моему, 99% написанного об Есенине просто чушь или вредная
чушь" ("Как делать стихи?").
Строки 134-135. ...ваше слово слюнявит Собинов... - Собинов, Л. В.
(1872-1934) - выдающийся русский певец; выступал 18 января 1926 года на
вечере памяти Есенина в МХАТе. Объясняя свой полемический выпад, Маяковский,
по словам П. И. Лавута, говорил:
"Вскоре после смерти Есенина в помещении Художественного театра
состоялся вечер его памяти. На фоне тощей, надломившейся березки выступали с
"прочувствованными" речами ораторы. Затем Собинов тоненьким голоском запел:
"Ни слова, о друг мой, ни вздоха, мы будем с тобой молчаливы"... хотя
молчалив был один Есенин, а Собинов продолжал петь. Вот вся эта обстановка
произвела на меня удручающее впечатление" (журн. "Знамя", 1940, No 4-5, стр.
209-210).
Строки 138-140. "Ни слова, о друг мой, ни вздоха". - Романс П. И.
Чайковского на слова А. Н. Плещеева.
Строки 141-144. Эх, поговорить бы иначе с этим самым Леонидом
Лоэнгринычем! - Одной из лучших ролей Леонида Витальевича Собинова считалась
роль Лоэнгрина в одноименной опере Вагнера.
Строки 160-165. ...чтобы врассыпную разбежался Коган, встреченных увеча
пиками усов. - Коган, П. С. (1872-1932) - советский критик и историк
литературы. В статье "Как делать стихи?" Маяковский подчеркивает, что образ