Для обеспечения качественного и своевременного процесса расследования по уголовному делу необходимо определить пространственные пределы действий полномочий конкретного органа предварительного расследования. Правильный выбор места расследования уголовного дела обеспечивает наибольшее воспитательное воздействие процесса производства по уголовному делу на его участников, способствует наиболее быстрому и полному рассмотрению дела, обеспечивает максимальное сокращение государственных средств, а также времени, затрачиваемого на его расследование. Территориальный (местный) признак подследственности теснейшим образом связан с принципами уголовного процесса, обеспечивая защиту прав и интересов участников уголовного судопроизводства путем непосредственного, полного и быстрого расследования уголовного дела, содействуя, таким образом, достижению назначения уголовного судопроизводства[8].
Соблюдение данного признака направлено на обеспечение гарантии соблюдения интересов обвиняемого, который чаще всего заинтересован в том, чтобы дело расследовалось там, где всем известна его жизнь, где в процессе расследования будут учтены все объективные и субъективные причины и условия, приведшие его к совершению преступления.
В соответствии с действующим законодательством определен район, который должен обслуживать конкретный правоохранительный орган. Границами района обслуживания для районного или городского правоохранительного органа (без районного деления) являются границы муниципальной территории. Территорию можно рассматривать в узком и широком смысле. Если речь идет о расследовании дела районным или городским правоохранительным органом, то в этом случае территория рассматривается в узком смысле. Если речь идет о расследовании дела следственной частью правоохранительного органа субъекта Российской Федерации, то речь идет о территории в широком смысле. В указанном случае границами территории, обслуживаемой правоохранительным органом субъекта Российской Федерации, будут выступать территориальные границы данной области, края, республики, автономной области и т.д[9].
Основным критерием определения подследственности уголовного дела по территориальному признаку является место совершения преступления. В связи с тем, что по делу может возникнуть множество препятствий для расследования дела по месту совершения преступления, выделяются различные критерии признака территориальной (местной) подследственности. Данные признаки выделяются по аналогии с признаками территориальной подсудности.
В соответствии с положениями ст. 152 УПК РФ предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения данной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Дела, к примеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, о злоупотреблении должностными полномочиями, о получении и даче взятки, о служебном подлоге и других преступлений, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено уголовное дело.
Специальные правила подследственности это те правила, которые позволяют определить подследственность в тех случаях, когда имеет место конкуренция родовой подследственности нескольких органов предварительного расследования и в законе не имеется указаний на персональную подследственность. Что создает некую проблему опять же и требует процессуального закрепления в УПК РФ.
Правило о подследственности по связи дел содержится в ч.6 ст.151 УПК. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 285.1, 285.2, 286, 290 - 293, 306 - 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело[10].
Следователь любого следственного аппарата может расследовать эти дела, причем как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания - в частности, по делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.150 УК.
Особо надо указать на то обстоятельство, что ст.ст.290-293 УК приведены в перечнях статей уголовного закона, относящихся к родовой подследственности и следователей органов внутренних дел (п.3 ч.2 ст.151 УПК), и следователей прокуратуры (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ). Если в данном указании законодателя заложен определенный смысл, то можно говорить об ограничении действия рассматриваемого правила о подследственности уголовных дел. Впрочем, здесь скорее следует говорить о небрежности законодательной техники. Нельзя разумно объяснить, почему по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 290-293 УК РФ, предварительное следствие не могут производить следователи ФСБ или Госнаркоконтроля. Правило о подследственности по связи дел не должно иметь такого рода изъятий.
Сложнее сделать вывод относительно определения подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ (подследственность органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст.211 УК РФ (подследственность органов прокуратуры и ФСБ), ст.227 УК РФ (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры), ст.304 УК РФ (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры) и ст. 359 УК РФ (подследственность органов прокуратуры и ФСБ). Предметные подследственности в приведенных случаях перекрывают друг друга.
Кроме того, как следует из п.1 ч.3 ст.150, пп.3, 4 ч.3 ст.151, а также ч.5 ст.151 УПК, по делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.188 УК, может производиться дознание дознавателями органов ФСБ, или дознавателями таможенных органов, или следователями органа, выявившего эти преступления. Причем последние могут проводить по ним и предварительное следствие.
Полагаем, что во всех приведенных случаях конкуренции подследственности применимо правило об альтернативной подследственности.
Правило об альтернативной подследственности приводится в ч.5 ст.151 УПК. Суть этого правила состоит в том, что предварительное расследование производится дознавателем или следователем органа, выявившего данное преступление. Согласно ч.5 ст.151 УПК по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.159 (чч.2 и 3), 160 (чч.2 и 3), 171 (ч.2), 171.1 (ч.2), 172-174, 174.1, 176, 183, 185, 187, 188, 190, 191 (ч.2), 192, 193, 195-197, 201, 202, 204, 206, 208-210, 222 (чч.2 и 3), 226 (чч.2-4), 272-274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 (ч.2), 327.1 (ч.2) УК, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления[11].
Помимо случаев, специально указанных законом, данное правило применяется для разрешения и других случаев конкуренции предметных подследственностей нескольких органов предварительного расследования, которые выше были приведены нами. Это правило позволяет компетентному органу, так сказать, явочным порядком распространить свою подследственность на то или иное дело.
Конечно, значение этого правила не абсолютно. Ибо, как уже указывалось, прокурор обладает универсальными (исключительными) полномочиями на определение подследственности уголовных дел.
С учетом сказанного отметим, что в современных условиях правило об альтернативной подследственности проявляется двояко. Во-первых, правило об альтернативной подследственности прямо сформулировано для случаев, которые непосредственно указаны в ч.5 ст.151 УПК, а во-вторых, это правило фактически действует в ситуациях реальной конкуренции предметных подследственностей двух и более ведомств.
В последнем случае окончательное решение по определению подследственности остается за прокурором. Прокурор определяет орган, да и саму форму предварительного расследования, что вытекает из его процессуальных полномочий, приведенных в пп.2, 4, 8, 9 ст.37 УПК РФ.
§ 3. Порядок передачи уголовных дел по подследственности
Несмотря на то, что определение подследственности уголовных дел является одним из общих условий предварительного расследования, знание его положений необходимо уже в стадии возбуждения уголовного дела. Дело в том, что правила, устанавливающие, должностные лица какого именно правоохранительного органа, и его службы, подразделения, должны расследовать уголовные дела конкретного вида преступления, не менее актуальны и для данной стадии.
Для наиболее эффективной деятельности по полученному сообщению и дальнейшему производству по уголовному делу (в случае принятия решения о его возбуждении), крайне важно, чтобы с самого начала работу по ним осуществлял тот орган, который будет впоследствии расследовать данное уголовное дело.
При приеме сообщения о преступлении крайне сложно учесть все обстоятельства определяющие подследственность, а то и невозможно, принимая в расчет: скудность первоначальной информации, а также вероятность изменения формы, в которой должно быть расследовано уголовное дело, либо подследственности при соединении уголовных дел. Однако стремиться к максимально точному определению подследственности и формы предварительного расследования на начальном этапе производства все же необходимо.
Статья 151 УПК РФ определяет, к компетенции какого именно правоохранительного органа (СК прокуратуры, ОВД, ФСБ, ФСКН и др.) относится расследование преступления в зависимости от его квалификации.