Смекни!
smekni.com

Масоны (стр. 35 из 152)

- Дома, - отвечал швейцар, одетый в почтамтскую форму и как бы смахивающий своим лицом на Антипа Ильича, камердинера Марфина. - А ваша фамилия? - спросил он, совлекая с Крапчика его модный белый сюртук.

- Действительный статский советник и губернский предводитель дворянства Крапчик!.. - произнес уже несколько внушительно Петр Григорьич.

- Князь вас ждет!.. Пожалуйста к нему наверх.

Слова швейцара князь вас ждет ободрили Крапчика, и он по лестнице пошел совершенно смело. Из залы со стенами, сделанными под розовый мрамор, и с лепным потолком Петр Григорьич направо увидал еще большую комнату, вероятно, гостиную, зеленого цвета и со множеством семейных портретов, а налево - комнату серую, на которую стоявший в зале ливрейный лакей в штиблетах и указал Крапчику, проговорив:

- Князь здесь!

Крапчик с снова возвратившеюся к нему робостью вошел в эту серую комнату, где лицом ко входу сидел в покойных вольтеровских креслах небольшого роста старик, с остатком слегка вьющихся волос на голове, с огромным зонтиком над глазами и в сером широком фраке. Это именно и был князь; одною рукою он облокачивался на стол из черного дерева, на котором единственными украшениями были часы с мраморным наверху бюстом императора Александра Первого и несколько в стороне таковой же бюст императора Николая. Бюсты эти как бы знаменовали, что князь был почти другом обоих императоров.

Крапчик на первых порах имел смелость произнести только:

- Губернский предводитель дворянства Крапчик!

- Да, знаю, садитесь!.. - сказал князь, приподнимая немного свой надглазный зонт и желая, по-видимому, взглянуть на нового знакомого.

Крапчик конфузливо опустился на ближайшее кресло.

- Я по письму Егора Егорыча не мог вас принять до сих пор: все был болен глазами, которые до того у меня нынешний год раздурачились, что мне не позволяют ни читать, ни писать, ни даже много говорить, - от всего этого у меня проходит перед моими зрачками как бы целая сетка маленьких черных пятен! - говорил князь, как заметно, сильно занятый и беспокоимый своей болезнью.

- Вероятно, все это происходит от ваших государственных трудов, - думал польстить Крапчик.

Но князь с этим не согласился.

- Государственные труды мои никак не могли дурно повлиять на меня! - возразил он. - Я никогда в этом случае не насиловал моего хотения... Напротив, всегда им предавался с искреннею радостью и удовольствием, и если что могло повредить моему зрению, так это... когда мне, после одного моего душевного перелома в молодости, пришлось для умственного и морального довоспитания себя много читать.

- А, это именно и причина! - подхватил Крапчик. - Чтение всего вреднее для наших глаз!

Князь, однако, и с этим не вполне согласился.

- Тут тоже я встречаю некоторые недоумения для себя, - продолжал он. - Окулисты говорят, что телесного повреждения в моих глазах нет - и что это суть нервные припадки; но я прежде бы желал знать, что такое, собственно, нервы?.. По-моему, они - органы, долженствующие передавать нашему физическому и душевному сознанию впечатления, которые мы получаем из мира внешнего и из мира личного, но сами они ни болеть, ни иметь каких-либо болезненных припадков не могут; доказать это я могу тем, что хотя в молодые годы нервы у меня были гораздо чувствительнее, - я тогда живее радовался, сильнее огорчался, - но между тем они мне не передавали телесных страданий. Значит, причина таится в моих летах, в начинающем завядать моем архее!

- Для кого же архей не великое дело! - воскликнул с чувством Крапчик.

- Да, - подтвердил князь, - жаль только, что на горе человечества не отыскан еще пока жизненный эликсир!

- Нет-с, не отыскан! - повторил опять с чувством Крапчик.

- А скажите, где теперь Егор Егорыч? - переменил вдруг разговор князь, начинавший, кажется, догадываться, что Крапчик был слишком дубоват, чтобы вести с ним отвлеченную беседу.

- Он в Москве и пишет, что скоро приедет сюда! - счел за лучшее выдумать Крапчик, так как Егор Егорыч не только этого, но даже ничего не писал ему.

- Буду ждать его с нетерпением, с большим нетерпением! - проговорил князь. - Для меня всякий приезд Егора Егорыча сюда душевный праздник!.. Я юнею, умнею, вхожу, так сказать, в мою прежнюю атмосферу, и мне легче становится дышать!

Крапчик, хотя прежде и слыхал от Егора Егорыча, что князь был очень благосклонен к тому, но чтобы они до такой степени были между собою близки и дружны, Петр Григорьич даже не подозревал, и потому немедленно же поспешил рассыпаться с своей стороны тоже в похвалах Марфину, льстя вместе с тем и князю:

- Если уж вы, ваше сиятельство, так понимаете Егора Егорыча, то каким он должен являться для нас, провинциалов? И мы, без преувеличения, считаем его благодетелем всей нашей губернии.

- Почему же именно благодетелем? - поинтересовался князь.

- Да потому, что он, например, вызвал ревизию на нашу губернию.

- А это вы считаете благодеянием? - спросил с живостью князь.

- Решительным благодеянием, если бы только ревизующий нашу губернию граф Эдлерс... - хотел было Крапчик прямо приступить к изветам на сенатора и губернатора; но в это время вошел новый гость, мужчина лет сорока пяти, в завитом парике, в черном атласном с красными крапинками галстуке, в синем, с бронзовыми пуговицами, фраке, в белых из нитяного сукна брюках со штрипками и в щеголеватых лаковых сапожках. По своей гордой и приподнятой физиономии он напоминал несколько англичанина.

- Очень рад, Сергей Степаныч, что вы урвали время отобедать у меня! - сказал князь, догадавшийся по походке, кто к нему вошел в кабинет, а затем, назвав Крапчика, он сказал и фамилию вновь вошедшего гостя, который оказался бывшим гроссмейстером одной из самых значительных лож, существовавших в оно время в Петербурге.

Петр Григорьич, как водится, исполнился благоговением к этому лицу.

- Но что же наш аккуратнейший Федор Иваныч не является? - проговорил князь, взглянув на часы.

- Я его обогнал на лестнице вашей; он тащит какую-то картину! - сказал Сергей Степаныч, едва кивнувший Крапчику головой на низкий поклон того.

Вслед за тем вошел и названный Федор Иваныч в вицмундире, с лицом румяным, свежим и, по своим летам, а равно и по скромным манерам, обнаруживавший в себе никак не выше департаментского вице-директора. В руках он действительно держал масляной работы картину в золотой раме.

- Я чуть-чуть не запоздал и вот по какой причине! - начал он с приятной улыбкой и кладя на стол перед князем картину.

- Евангелист Иоанн, как вы говорили! - сказал тот, всматриваясь своими больными глазами в картину.

- Иоанн евангелист... и что дорого: собственной работы Доминикино{179}! - доложил с заметным торжеством Федор Иваныч.

- Но где же вы сумели достать это? - вмешался в разговор Сергей Степаныч. - Подлинный Доминикино, я думаю, очень редок!

- Нет, не редок, - скромно возразил ему Федор Иваныч, - и доказательство тому: я картину эту нашел в маленькой лавчонке на Щукином дворе посреди разного хлама и, не дав, конечно, понять торговцу, какая это вещь, купил ее за безделицу, и она была, разумеется, в ужасном виде, так что я отдал ее реставратору, от которого сейчас только и получил... Картину эту, - продолжал он, обращаясь к князю, - я просил бы, ваше сиятельство, принять от меня в дар, как изъявление моею глубокого уважения к вам.

- Но, милейший Федор Иваныч, - произнес несколько даже сконфуженный князь, - вы сами любитель, и зачем же вы лишаете себя этой картины?

- Я, ваше сиятельство, начинаю собирать только русских художников! - объяснил Федор Иваныч.

- Русских художников! - воскликнул Сергей Степаныч. - Но где же они?.. По-моему, русских художников еще нет.

- Нет-с, есть! - произнес опять с приятной улыбкой Федор Иваныч.

- Но что же вы, однако, имеете из их произведений? - допытывался Сергей Степаныч.

- Мало, конечно, - отвечал Федор Иваныч, севший по движению руки князя. - Есть у меня очень хорошая картина: "Петербург в лунную ночь" - Воробьева{180}!.. потом "Богоматерь с предвечным младенцем и Иоанном Крестителем" - Боровиковского{180}...

- Но разве это православная божья матерь? - перебил его Сергей Степаныч. - У нас она никогда не рисуется с Иоанном Крестителем; это мадонна!

- Мало, что мадонна, но даже копия, написанная с мадонны Корреджио{180}, и я разумею не русскую собственно школу, а только говорю, что желал бы иметь у себя исключительно художников русских по происхождению своему и по воспитанию.

- А, то другое дело! - сказал с важностью Сергей Степаныч. - Даровитые художники у нас есть, я не спорю, но оригинальных нет, да не знаю, и будут ли они!

- Даровитых много, - подтвердил и князь, - что, как мне известно, чрезвычайно радует государя!.. Но, однако, постойте, Федор Иваныч, - продолжал он, потерев свой лоб под зонтиком, - чем же я вас возблагодарю за ваш подарок?

Федор Иваныч зарумянился при этом еще более.

- Одним бы сокровищем вы больше всего меня осчастливили, - сказал он, поникая головой, - если бы позволили списать портрет с себя для моей маленькой галереи.

- Готов... когда хотите... во всякое время!.. - говорил князь. - Только какому же художнику поручить это?

- Брюллову{180}, полагаю! - отвечал Федор Иваныч.

- Непременно ему! - подхватил Сергей Степаныч. - Кто же может, как не Брюллов, передать вполне тонкие черты князя и выражение его внутренней жизни?

- Попросите его! - отнесся князь к Федору Иванычу.

- Непременно, завтра же! - поспешно проговорил тот. - Одно несчастье, что Карл Павлыч ведет чересчур артистическую жизнь... Притом так занят разными заказами и еще более того замыслами и планами о новых своих трудах, что я не знаю, когда он возьмется это сделать!

- Это бог с ним, - отозвался князь, - пусть он и позамедлит; не нынешний год, так в будущем, а то и в последующем!..

- La table est servie!* - раздался голос вошедшего метрдотеля, очень жирного и в ливрее.

______________

* Кушать подано! (франц.).

Князь вежливо пустил всех гостей своих вперед себя, Крапчик тоже последовал за другими; но заметно был смущен тем, что ни одного слова не в состоянии был приспособить к предыдущему разговору. "Ну, как, - думал он, - и за столом будут говорить о таких же все пустяках!" Однако вышло не то: князь, скушав тарелку супу, кроме которой, по болезненному своему состоянию, больше ничего не ел, обратился к Сергею Степанычу, показывая на Петра Григорьича: