Но есть и высокий романтизм: Чацкий одинок, он восстает против отвратительного ему Московского общества, он угнетен всем злом, всей несправедливостью, которые видит вокруг себя, с негодованием говорит о нравах своих современников, бичует их. Он сознает себя человеком нового времени. В комедии сопоставляется «Век нынешний» и «век минувший» устами Чацкого. Век нынешний- время Александра Первого, время между наполеоновскими войнами и восстанием декабристов. Десятилетие от середины десятых годов до середины двадцатых. Но есть там такие хронологические пометы, которые позволяют еще более точно датировать время действие комедии: это самое начало 20-х годов, то время, когда Грибоедов кончил комедию. А век минувший – 18 век, последняя его треть, царствование Екатерины Второй. И там, в монологах Фамусова перед нами разворачивается колоритная картина нравов того времени. Чацкий чувствует себя представителем нового времени. Он отказывается от погони за чинами, богатства, низкопоклонства, от всего, чем живет Фамусов и его окружение.
Мы подошли к жанровому своеобразию комедии. Первоначально она задумывалась как трагедия, и следы этого заметны. Так, Чацкий одинок. Трагический герой всегда одинок. Он противостоит всем остальным персонажам. Судьба его вызывает не смех, а совсем другие реакции, и произведение это называется «ГОРЕ от ума».
В комедии есть такое место, где Софья говорит: «Он сошел с ума». Она не думает, что Чацкий сумасшедший, она говорит это просто так. А гость подхватывает: «Как, разве Чацкий сумасшедший» и распространяет эту сплетню. И когда появляется Чацкий, то все от него шарахаются. И потом он узнает, что это Софья обвинила его в сумасшествии.
Грибоедов гениально предугадал судьбу Чаадаева. Прообраз Чацкого, Чаадаев, опубликовал такой философский трактат, он его назвал «Философическое письмо», что Николай Первый распорядился объявить Чаадаева сумасшедшим. Человек в здравом уме не мог выступить так против официальной идеологии, как это сделал Чаадаев.
В произведении есть такие несообразности, которые показывают, что Грибоедов перестраивал свою комедию несколько раз, и не доделал это до конца. А между тем Софья говорит Чацкому, что «мы в трауре, так бала дать нельзя».
«Горе от ума» положило начало русского реалистического театра. Отсюда тянутся нити к Островского, от Островского – к Булгакову.
Мой курс состоит из 3 частей: до Пушкина, Пушкин, после Пушкина. Мы кончили в прошлый раз первую треть и сегодня начинаем вторую треть курса.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
(1799-1837)
Пушкин – центр русской литературы. Не только центр русской литературы, но и центр всей русской культуры. Поэтому его мы изучаем подробнее, чем других писателей. Пушкин изучается во всем мире. Есть 4 перевода «Евгения Онегина» на английский язык, один из переводов - Набокова. Есть собрание сочинений Пушкина в переводах на японский язык, а на европейские языки Пушкин переведен очень полно. В чем разница между университетом и детским садом? В детском саду воспитательница сообщает детям знания, в университете мы не только даем знания, но и учим вас самим добывать знания.
Поэтому я даю вам библиографию:
Источники. Пособия. Исследования.
I. Источники. Это тексты произведений Пушкина. В отличие от Грибоедова Пушкин относился к своим рукописям как профессионал. Он их хранил, часто к рукописи возвращался, часто через день, через месяц, год, несколько лет, и дорабатывал то, что бросил. И рукописи произведений Пушкина дошли до нас в большом количестве и относительном порядке. Это особенно важно, потому что Пушкин мыслил с пером в руках. Вот он работает над чем-то, пишет какое-то стихотворение – естественно, он записывает. Вспомнил он друга, - и тут же на полях набрасывает пером профиль своего друга. Вспомнил молодую женщину, о которой они с другом разговаривали когда-то: появляется ее портрет. Пушкин был прекрасный рисовальщик. Недавно вышла такая книга, на английском языке, где собраны все рисунки Пушкина. Выходные данные: М, «Воскресение», 1999. «Thecompletecollectionofdrawings». Пушкинские рукописи хранятся в Петербурге, в Пушкинском Доме. Иначе это учреждение называется ИРЛИ: Институт Русской Литературы Академии Наук. Там есть специальный отдел по изучению творчества Пушкина и бронированная комната, где хранятся в оригинале все рукописи Пушкина и все рукописи Лермонтова. Там поддерживается определенная температура, влажность воздуха, и все-таки бумага стареет. Некоторое время назад перестали выдавать пушкинские рукописи. Если нужно – то рукописи фотографируют и дают фотографии. И вот, некоторое время назад, Россия и Англия заключили договор о том, чтобы издать факсимильно все рукописи Пушкина. Факсимиле происходит от двух латинских слов: «фак» «симле» - «делай также». Делается это в Англии под покровительством принца Уэльского. Кроме пушкинских рукописей для нас очень важным источником его произведений являются прижизненные издания его работ. Иногда Пушкин вносил исправления в последнюю минуту. Так что беловая рукопись показывает один текст, а печатный текст дает уже другое прочтение. Там есть важные источники: черновые рукописи (они показывают замысел автора), беловые рукописи, и, наконец, прижизненные печатные издания, за которыми наблюдал сам Пушкин. Вот один пример: Пушкин пишет трагедию «Борис Годунов», первую реалистическую трагедию на русском языке. Она посвящена Смутному времени, установлению российского государства, династии Романовых, и Пушкин в рукописи кончает так: «Выходит боярин к народу в Кремле и говорит, что сын Бориса Годунова погиб, и «Кричите: «Да здравствует Дмитрий Романович!»». Далее у Пушкина ремарка: Народ: «Да здравствует царь Дмитрий Романович». А первое прижизненное издание «Бориса Годунова» кончается там иначе: «Народ безмолвствует». Таким образом Пушкин показывает волю народа. Наконец, для нас большое значение имеет первое посмертное собрание сочинений Пушкина. Оно вышло в 11 томах. Николай Первый распорядился о его публикации с тем, что вся прибыль вырученная пойдет в пользу семьи поэта: Натальи Николаевны, вдовы его, и четверых детей. 11 томов, и многие произведения опубликованы впервые. Следующий важный этап: Павел Васильевич Анненков издал новое собрание сочинений Пушкина в семи томах. Томов меньше, но произведений больше (более мелкий шрифт), Анненков провел большую собирательскую работу, включил целый ряд произведений, которые до сих пор опубликованы не были. Это собрание сочинений вышло в в 1855-1857 годах. Это важно, так как в 1855 году умер Николай Первый, самый суровый, жестокий царь. Были смягчены цензурные правила, начались либеральные реформы. И можно было публиковать то, что не разрешалось при Николае (как раз в это время вышла книга «Горе от ума»). Полное академическое собрание сочинений Пушкина (большое), оно было начато в 1937 году, к столетию со дня смерти Пушкина, и закончено в 1949 году, к стопятидесятилетию со дня рождения. Оно издано в 16 томах. И еще – дополнительный том, вышедший в свет в 1959 году. Основную часть составляет указатель имен. Допустим, кто-то пишет курсовую работу, скажем…о Дельвиге. Можно открыть алфавитный указатель и найти там все упоминания Дельвига. Одновременно выходило десятитомное собрание сочинений Пушкина, десять небольших томиков. Большой академический Пушкин издан без комментариев, над подготовкой этого собрания сочинений работали крупнейшие наши ученые: Борис Викторович Томашевский, Мадзалевский, Оксман, Ахматова и другие. Когда первый том был подготовлен, его повезли показывать Сталину. Сталин посмотрел, увидел подробные комментарии и велел их убрать. Шел тридцать седьмой год, шли повальные аресты, разгул сталинского террора, а как только писатель или научный работник бывал арестован, из библиотек изымали его книги. А Сталин понимал, что кое-кто из тех людей, которые сегодня готовят собрание сочинений, завтра будут арестованы и уничтожены. Поэтому большой академический Пушкин вышел без комментариев. А малый академический Пушкин подготовлен единолично Борисом Викторовичем Томашевским. Здесь небольшие комментарии, но есть. В полном собрании сочинений печатаются не только художественные сочинения, но и письма, и в обоих изданиях напечатаны все письма. Но в большом академическом издании опубликованы не только все письма Пушкина, но и все письма к Пушкину. И еще: в большом академическом приведены все разночтения. В малом –нет. Разночтения – это когда дается основной текст произведения и указывается, какие отступления от этого текста были в беловой рукописи, потом – в черновых рукописях.
II. Пособия. Есть замечательные пособия по изучению Пушкина. Например: Тсявловский. Он подготовил труд, который называется «Летопись жизни и творчества Пушкина». У нас в науке есть такой жанр - летопись жизни и творчества писателя. Тсявловский не довел до конца свой труд, он умер. Но после его смерти другие пушкинисты завершили его работу. И сейчас у нас есть «Летопись жизни и творчества Пушкина». В четырех томах. Есть замечательный средневековый латинский афоризм: Quodnonestinactis, nonestinmundo: «Чего нет в документах, того нет в жизни». Конечно, есть двухтомник «Пушкин в воспоминаниях современников». Было несколько изданий. Есть четырехтомный словарь языка Пушкина. Черийский Л.А. «Пушкин и его окружение», Ленинград, Наука, 1989. Был такой инженер, Черийский, всю жизнь работал инженером, но так полюбил Пушкина, что всю жизнь собирал материалы о людях, с которыми Пушкин встречался на протяжении всей своей жизни. А когда вышел на пенсию - подготовил эту книгу. Сколько людей он нашел, которые, по документам, были знакомы с Пушкиным, и включил в свою книгу? Две с половиной тысячи! О каждом из людей сказано, когда впервые он встретился с Пушкиным, какие были самые важные встречи, что это был за человек и указано, в каких документах говорится о контактах этого человека с Пушкиным. Еще одна необыкновенная книга: «Пушкин (далее – фр.)». Указывается адрес каждого слова книги. Сперва корконданции стали делать для Библии. Часто бывает – нужно найти адрес какого-то высказывания в Библии. В конце девятнадцатого века стали составлять корконданции уже к произведениям писателей. К каждому слову указано, где оно находится. «Энциклопедический словарь для школьников». Пушкин написал шестьсот стихотворений и о каждом из них есть информация в этой книге. И о людях, с которыми общался Пушкин.