Смекни!
smekni.com

Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке. (стр. 12 из 32)

Этот бесценный друг русского поэта стал декабристом. 14 декабря 1925 года он был на Сенатской площади. Когда восстание было разгромлено, он вернулся домой и ждал ареста. Но совершенно неожиданно к нему пришел Горчаков. Принес ему деньги и заграничный паспорт, чтобы он мог бежать. Он рискнул всем своим будущим, чтобы помочь лицейскому товарищу. А Пущин отказался. Он не хотел, чтобы Горчаков из-за него рисковал своим будущим, и ему было стыдно спасаться, когда товарищи по восстанию останутся и погибнут. И он на 30 лет пошел на каторгу и в ссылку. А после смерти Николая Первого получил свободу и написал воспоминания о Пушкине. Жуковский, Батюшков – крупнейшие поэты этого времени, посещали Пушкина в лицее. Сначала они старались развивать его поэтический дар, а потом увидели, что они ничего не могут дать юному поэту, но им было дорого общение с этим гением. Батюшков к этому времени уже почти не писал, а Жуковский всякий раз читал Пушкину свои новые стихи. Пушкин тут же их рассказывал Жуковскому, запоминая с одного прочтения. Иногда бывало, что, тут же рассказывая наизусть, он одно слово заменит. Тогда Жуковский менял это слово.

Пушкин готовился к новому экзамену Жуковскому и батюшкову. На освоение традиций легкой поэзии, традиций предромантизма. Пушкин пишет послание «городок». В этот раз он для образца взял стихотворение Батюшкова «Мои пенаты», в 316 строк. Пушкин пишет свое послание в 430 строк. Он точно следует образцу Мы говорили, что в ЛП сложился образ героя, который чуждается столицы, двора, читает стихи, живет налоне природы, наслаждается радостями жизни. И в этом, а не в погоне за славой, за богатством, видит смысл творчества. Пушкин в своем послании следует установившейся традиции. Стихотворение написано короткими стихами, трехстопным ямбом. Эти стихи вдвое короче, чем александрийский стих классицизма. А здесь - живой, подвижный разговор. Пушкин создает условный образ. Его герой – в маленьком городке, снял себе неприхотливый домик и там осуществляет идеал легкой поэзии. Центральная, самая большая часть стихотворения, такая – Пушкин перебирает русских и французский поэтов, которые были любимцами его и его современников. Он вспоминает Вольтера, Тассо, Ореоста, Горация, А дальше вспоминает Дмитриева, Карамзина, Крылова, Фонвизина, Княжнина, и каждому дает сжатую юмористическую характеристику. Доходит до своего дядюшки, Василия Львовича Пушкина, известного в ту пору поэта.

Он с удовольствием описывает времяпрепровождение своего героя, его прогулки и мечты, и завершает стихотворение настойчивым приглашением в гости. Но в лицее Пушкин в конце отходит от лирики, обращаясь к поэме, стихотворному эпосу. На протяжении лицейских лет он несколько раз затевал писать поэму, но не был к этому готов. А в конце, в последний лицейский год, затевает поэму Руслан и Людмила и пишет успешно. И это только начало.

Каждый воспитанник получал чин в зависимости от успехов. Чин Пушкина был небольшой, и он все-таки был прикомандирован к министерству иностранных дел. Где-то служить был обязан каждый дворянин.

В 1817 году Пушкин расстается с лицеем. Отсюда он унесет дружбу с Кюхельбекером, Дельвигом. Последнего он вспоминал, умирая. Начинается новый период жизни поэта

Петербург. 1817-1820.

В лицее Пушкина увлекала в основном лирика. В Петербурге лирическое творчество Пушкина разворачивается по-прежнему и с новой силой. Те жанры, которые он развивал, остаются с ним на всю жизнь. Но каждые несколько лет он завоевывает новые жанры. В Петербурге все три года, создавая лирику, Пушкин работает над поэмой «Руслан и Людмила». Значит, в Петербургский период два больших жанра находятся в поле творчества Пушкина: лирика и поэма. Творчество Пушкина в это время разворачивается в русле все того же предромантизма, все той же легкой поэзии, что и в Лицее.

Когда Пушкин оказался в Петербурге, то с головой окунулся в светскую жизнь. Пушкин много ездил верхом, прекрасно стрелял, в деревне иногда работал по 12 часов в день (писал. И это – огромное напряжение!). В 30 лет уже начиналась лысина. Современников поражала небрежность одежды наряду с дендизмом Пушкина. Обращали внимание на сбитые подошвы и каблуки, по поведению нельзя было догадаться, что это – дворянин древнего рода.

Его идеалом в петербургские годы был именно денди, франт. Нужно было быть высокомерным, утонченно одетым, по последней моде, и вести соответствующий образ жизни. В 1820 году Пушкин был сослан на юг, оказался в Кишиневе, потом в Одессе, и начал писать роман «Евгений Онегин». И в первой главе романа он описал день петербургского молодого человека.

Но образ Пушкина несколько отличается от описанного. Проснувшись, он иногда даже не вставал с постели, брал в руки бумагу, перо, чернильницу, и работал. А потом уже начинал свой день денди.

Что же Пушкин работал?

Именно в эти три петербургских года Пушкин создал большую часть своей вольнолюбивой, порой революционной лирики. Чаадаев был гвардейским офицером. Его полк стоял в царском селе, где была летняя резиденция императора, Александра Первого. Лицеисты общались с передовыми офицерами, которые прошли всю Европу и из Парижа принесли идеи французской буржуазной революции и передали эти идеи лицеистам.

И вот теперь Пушкин сдает свой следующий экзамен. Он сдает экзамен Чаадаеву на усвоение революционных идей. И Пишет свое «Послание к Чаадаеву»№1. Во втором и третьем он прямо отказывается от революционных идей. Если сначала :» На обломках самовластья», то потом: «На камне дружбы освященной напишут наши имена».Пушкин пишет оду «Волность» само название которой - волность. Ода эта основа на передовых идеях французских философов восемнадцатого века. На теории общественного договора. Согласно теории общественного договора власть императора основана на договоре с народом. Народ передает монарху власть, для того, чтобы монарх правил государством в интересах народа.

А вот если царь начинает править не в интересах народа, а в своих интересах, народ не только может, а обязан низвергнуть такого царя. И вот Пушкин свою оду «Вольность» строит на этой теории. Сперва он ее излагает в прекрасных стихах, а потом говорит, что в Англии в 17-м веке король нарушил договор, был свергнут и казнен, во Франции в 18-м веке король нарушил договор, был свергнут и казнен. Так будет и с любым другим. «Деревня» - вроде бы элегия. «Увижу ли, друзья, народ неугнетенный, и рабство, падшее по мании царя?».

Так кончилось ученичество Пушкина. Он выходит на абсолютно самостоятельную дорогу. Ему двадцать один год. Только что закончена поэма «Руслан и Людмила». Жуковский поражен. Жуковский в восторге.

Так, он подарил Пушкину свой портрет «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму».

Но радость этой большой поэтической победы была омрачена для Пушкина политической грозой, которая над ним разразилась. До царя доходили и вольнолюбивые стихи Пушкина, и высказывания, и поступки. Царь приказал подвергнуть Пушкина допросу и провести у него обыск. Но Пушкин сам написал все свои стихотворения, т.к. обыск ничего бы не дал, т.к. в бумагах у него ничего не было. Когда это было представлено царю и доложено о поведении поэта, он сказал: «Положим, это благородно, но его надо сослать в Сибирь». Благодаря заступничеству друзей, ссылка была заменена следующим наказанием: Пушкин был отправлен чиновником в Кимшинев. Это было окраинное генерал-губернаторство.

ЧЕТВЕРТЬЫЙ ПЕРИОД . 1820-1824. ЮГ.

Это период высокого романтизма .Период начала Пушкинского реализма.

Этот период еще называют «байронизмом». Пушкин восторженно воспринимает поэзию Байрона и подражает ей. Первое произведение Пушкинского байронизма – «Погасло дневное светило». Когда Пушкин заболел по дороге, его встретила (случайно) семья Раевского.

Эта элегия навеяна стихами Байрона, с нее начался русский романтизм. Поэт прощается с берегом. Он изображает дело так, будто бы он добровольно покидает родину. «Искатель новых впечатлений, я вас бежал, полуденны края».

Это первый раз в жизни Пушкин пересматривает свой путь. Он несколько раз подводил итоги, он оглядывался назад и стремился разобраться, как он жил – правильно, или неправильно. И вот первый такой обзор мы видим в этой элегии. В ней трижды повторяется рефрен «Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, … океан».

За первой элегией последовали другие замечательные элегии, первоначально жизнь поэта на юге складывалась очень благоприятно, Раевские были образованные люди, дети генерала Раевского учили Пушкина английскому языку (на стихах Байрона). Затем Пушкин был должен наконец поехать в Кишинев, генерал Кинзов жалел его. Приглашал его к себе домой постоянно. Пушкин постоянно у него обедал, что у него имело значение: всю жизнь Пушкин остро нуждался в деньгах.

Начиная с Кишинева и до самой смерти он нуждался и все больше и больше погружался в долги. И то, что Гинзов его подкармливал - имело значение.

Пушкин на юге.

  1. Кавказ.
  2. Плавание вдоль берега Крыма.
  3. Направление к месту службы и жизнь в Кишиневе.
  4. переезд в Одессу.

Это был необыкновенно важный период в жизни поэта.

В годы южной ссылки (1820-1824) Пушкин пережил глубокий кризис (глубокое изменение, перелом). Кризис, который пережил Пушкин, был благотворным для него. Он возмужал. До юга была юность Пушкина, после южного кризиса мы видим Пушкина зрелым человеком и зрелым писателем. ДО ссылки у Пушкина был идеал дружбы. После ссылки у Пушкина другой идеал: лицейские друзья сохранились, но другие друзья вызвали у Пушкина глубокое разочарование, на юге он познал измену. И после ссылки на место дружбы у Пушкина встает идеал своего дома, своей семьи. До ссылки, в молодости, Пушкин – атеист, вольтерьянец. После кризиса мы видим постоянный путь поэта к Богу. До ссылки сознание Пушкина проникнуто революционностью, после ссылки идеалом Пушкина становится внутренняя свобода, не политическая.