В биографии Пушкина есть загадочная страница. Вот состоялась дуэль, Пушкин смертельно ранен, два дня длилось умирание в страшных мучениях, Николай Первый прислал своего врача. Присылает ему письмо, в котором говорит, что о жене и детях поэта он позаботится. И он выполнил свое обещание: дети были помещены на государственный счет в привилегированное заведение, Наталья Николаевна – любовницей Николая, а затем женой придворного. Пушкину передали письмо, и спросили, что передать. Пушкин ответил: «Передай, что жаль умирать. Был бы весь его». В советское время, когда Пушкина делали революционером, эти слова шли вразрез с тем представлением, которое формировалось о поэте. И пушкинисты некоторые говорили, что Жуковский это выдумал, чтобы царь был милостив к жене и детям поэта. Но Жуковский был не такой человек, чтобы выдумывать такие вещи, он понимал, что говорит перед историей. Он был глубоко верующим человеком. Дело в том, что в этих словах Пушкина проявился его этатизм. После ссылки для Пушкина такими краеугольными камнями были идеи семьи, государства и Бога. И царь, какой бы он ни был, - глава государства. Отсюда – и «клеветникам России», и «Бородинская годовщина», и «стансы», и «друзьям».
Четвертый несобранный цикл – «Призвание поэта». Для каждого истинного, большого поэта проблема его творчества, его призвания – одна из самых коренных в его жизни. И у Пушкина есть целый ряд мощнейших стихотворений, посвященных этой теме. Первое – «Разговор книгопродАвца с поэтом». В этом стихотворении у Пушкина есть такое двустишие: « Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Мысль такова: поэт должен быть профессиональным литератором. В 18 веке господствовал тип поэта-дилетанта, который писал стихи время от времени, часто – по внешнему поводу. А Пушкин на это место выдвигает поэта-профессионала.
И дальше он показывает, что поэт ни от кого не зависит, подчиняется только вдохновению. Иными словами- только Богу. «Песнь о вещем Олеге», «поэт», «Поэту», «Чернь», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В советское время отношение Пушкина к задаче поэта изображалось так, что между Пушкиным и Маяковским никакой разницы не было. Когда Пушкин писал «Поэт, не дорожи любовию народной», то объявляли – здесь речь о придворном обществе.
В действительности у Пушкина были основания для полной независимости от народа. В тридцатые годы, в расцвет Пушкинского веяния, критика Пушкина травила, произведения его плохо продавались, журнал «Современник», который он затеял, не окупался, вместо дохода принес долги. Он чувствовал себя одиноким, и писал – «пока не требует поэта/ к священной жертве Аполлон». Это стихотворение как бы продолжает сонет «Поэту». К этому циклу непременно относится стихотворение «Осень» 33-го года (и пальцы просятся к перу, перо-к бумаге). Оно стоит несколько особняком, т.к. не посвящено проблеме поэта и читателя, в нем Пушкин открывает нам самый заветный уголок своей души – он рассказывает нам, как он творит.
История стихотворца (18)
Внимает он привычным слухом
Свест
Марает он единым духом
Лист
Потом всему терзает свету
Слух
Потом печатает и в лету –
Бух.
Любовный несобранный цикл. У Пушкина много любовных стихотворений. Почти все они посвящены, вроде, какой-то даме…или девице. Был такое период (в 20е годы), когда в нашей науке господствовал биографический метод (биографию из произведений, а произведения – биографическими фактами). И оказалось, что у каждого стихотворения, которое приписывали той или иной женщине, есть несколько кандидатур. Дело в том, что даже любя конкретную женщину, Пушкин, когда брался за перо, то создавал идеализированный образ. Кроме того, порядочность не позволяла Пушкину сколько-нибудь узнаваемо изображать предмет любви.
«К…» (у нас : «К А.П.Керн»). Откуда взялась Керн? ыв
Красивая, была выдана в пятнадцать лет за нелюбимого человека средних лет, генерала Керна, рано овдовела, больших средств к существованию у нее не было, доживала свою жизнь на медные деньги, подрабатывала литературным трудом. Написала воспоминания. И рассказала, как Пушкин, когда она приехала к своей родственнице Протасовой, а Пушкин был в ссылке в Михайловском, встретился с нею наедине, подарил ей только что вышедший из печати брошюру главы «Евгения Онегина», там в качестве предисловия было стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» и был вложен листок, на котором было написано рукой поэта «Я помню чудное мгновенье». А Пушкину у нее в этот миг выхватил этот листок и не хотел отдавать. С огромным трудом она выпросила этот листок. А там было написано: «К…». Она отдала листок Глинке, тот написал романс, а листок не вернул.
Но образ «гений чистой красоты» был у Жуковского. Как правило, рисовался образ МУЗЫ. Белинский предполагал, что Крен могла и выдумать. К лирике еще «я вас любил. Любовь еще быть может…»
И, наконец – философская лирика. Смысл жизни, человек и Бог – вот проблематика этого несобранного цикла. Здесь – КаменоострОвский. К стихотворениям философским относятся «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». И эти стихотворения показывают, что к концу своей жизни, короткой, прекрасной, бурной, глубоко творческой, Поэт пришел к Богу. Даже такая параллель у Пастернака.
Баевский пришел. Сел. Заметил, что много отсутствует, хотя и больше, чем на контрольной.
И сказал ,что один древнегреч.автор сказал, что все они питались крохами со стола Гомера. И каждый берет столько, сколько может.
И из университета каждый из нас вынесет столько, сколько сможет…
Тема сегодняшней лекции: поэмы Пушкина.
Будет состоять из трех разделов.
Пушкин за свою жизнь написал 10 завершенных поэм. Чуть больше осталось незавершенными. Завершены «Руслан и Людимила» (сам Пушкин обозначил жанр словом поэма). Это предромантизм. Слово поэма указывает для Пушкина еще и на какую-то связь с классицизмом. Это самая большая Поэма Пушкина (тоже связь с классицизмом). Вторая поэма – «Кавказский пленник». Жанр Пушкин определяет так: повесть. Это первая байроническая поэма. Байрон свои поэмы называл «повестями». Третья поэма – «Гавриилиада». Пушкинский подзаголовок, определяющий жанр, опять - поэма. Это сатирическая поэма, весьма фривольная по содержанию и языку, кощунственная, т.е. высмеивающая святыню христианской веры. Это в то время было преступлением против государства, т.к. православие было официальной религией. Сегодня на эту поэму можно смотреть как на проявление ренессансной культуры на русской почвы. Ренессанс был самой яркой эпохой в культуре. Россия, вследствие особенностей своей истории, Ренессанса не знала, не пережила. Но отблески Ренессанса в более позднее время были. Ренессанс – 14-15 века. А в России яркой ренессансной линчостью были Петр Первый, Ломоносов, Пушкин – 18-нач.19века.
Четвертая – «Бахчисарайский фонтан». Байроническая поэма, но Пушкин никакого определения жанра не дает. Далее - последняя байроническая поэма Пушкина «Цыганы». Это он кончает уже в селе Михайловском.
Далее - «граф Нулин» - первая реалистическая поэма в творчестве Пушкина и в русской литературе вообще. Далее – «Полтава». Там есть романтическая струя – Мазепа и Мария. У Марии был реальный прототип – дочь Кочубея по имени Матрена, но в романтической поэме героиню не могут звать Матреной. Это романтическая, трагическая струя. И есть реалистическая линия: Петр Первый – с одной стороны, и изменник Мазепа, и Карл 13 - с другой. Замечательная реалистическая линия.
Тоже Пушкин оставляет без определения жанра. Далее он пишет «Домик в Коломне». Юмористическая поэма, Коломна здесь – не город под Москвой, а окраина Петербурга. Она тоже осталась у Пушкина без определения жанра.
Далее - поэма «`Анджело». D 1933 году Пушкин пишет последнюю поэму: «Медный всадник» и дает подзаголовок: «петербургская повесть».
ГРАФ НУЛИН.
В тридцатые годы Пушкин написал заметку о «Графе Нулине» и там лаконично рассказал о том, как была написана эта поэма.
Пушкин жил в ссылке, в Михайловском, и в декабре 25 года приехал из Петербурга приказчик Осиповой и сообщил, что умер государь-император, и что новый царь пока не ступил на престол. Константин отрекся, должен вступить на престол, Россия – пока без царя. Пушкин сообразил, что умер тот царь, который держал его в ссылках. Кинулся в Петербург, ради осторожности не останавливался в гостинице (хозяин д.б.доносить о всех приезжих), а у друга-поэта Рылеева. И если бы его план осуществился, он бы попал к Рылееву 12 декабря, на собрание декабристов (14-го – восстание).
Но он не попал в Петербург – когда он выехал из дому, ему стретился монах (это считалось дурным предзнаменованием). Он решил повернуть назад, но, так сильно желая ехать в Петербург, велел кучеру ехать дальше. И им дорогу перебежал заяц (второе дурное предзнаменование). Пушкин вернулся домой. В мыслях о судьбе России. О том, как дальше сложится ее история.
И дальше, говорит он, в два дня написал эту повесть – «Граф Нулин». А кончает такой фразой: «Я имею обыкновение выставлять даты под своими сочинениями. Граф написан 13-го и 14-го декабря 1825 года. Бывают странные сближенья».
Сюжет поэмы как будто бы пустяковый. Начинается она с рассказа о том, как помещик собирается на охоту. Но прошу представить себе, что это первый раз в истории русской литературы описывается, как помещик собирается на охоту. В первый раз рассказывается о быте.
Посреди скуки жена, Наталья Павловна, слышит звук колокольчиков тройки. А тут ей так повезло, что напротив ее имения сломалась коляска, в которой путешественник едет.
Она посылает слуг звать в дом путшественника, это оказывается молодой дворянин, за ним идёт слуга-француз, происходит знакомство, и Наталья Павловна узнает, что это граф Нулин едет из Парижа. С багажем одежды, последней парижской моды. Граф Нулин начинает разговор за обедом, бранит Россию, хвалит Францию, ее театры, литературу. Графу нравится Наталья.