Графу Нулину не спится и ему приходит мысль навестить Наталью Павловну =). И что же? Он отправляется : к Лукреции Торквиний новый.
Пушкин пишет, что эту поэму он пишет «под влиянием плохой поэмы Шекспира «Лукреция». Сюжет известный, исторический: в Риме царствовал Торквиний, ему понравилась жена придворного, Лукреция. Он услал Колортино прочь по гос.делу, сам надругался над Лукрецией, она покончила с собой, Колортин вместе с другом Брутом поднял восстание, Торквиний был свергнут, убит. В Риме кончилась монархия и утвердилась республика. У Пушкина был приятель, Вульф, сын соседки Протасовой. Он возвращался домой из Дербского университета на каникулы, остановился в соседней деревне на ночлег, попросился в дом к священнику и он ночью к попадье, жене священника отправился. Но получилось нечто другое, чем в древнем Риме – она отвесила ему пощечину, он убрался восвояси, а потом рассказал Пушкину и они вместе посмеялись над этим приключением. И Пушкин описал этот эпизод в своей поэме. И Наталья Нулину – пощечину.
Далее Пушкин рассказывает как они встретились за завтраком и в это время приехал муж с охоты. Наталья Павловна их знакомит, муж говорит, что коляска графа починена, Нулин уезжает, Наталья рассказывает о ночном прилючении. С женой смеялся «Лидин, их сосед, помещик двадцати трех лет». =)))
У этой веселой истории есть очень серьезная подоплека. Пушкин задумался – а чтобы было, если бы Лукреция догадалась дать пощечину Торквинию? Он бы над ней не надругался, она б не покончила с собой, муж не поднял бы восстание, не утвердилась бы республика… неужели так идет история? Вот о чем думал Пушкин, когда писал свою поэму.
3.Медный всадник.
Поэма написана во вторую болдинскую осень, с 6 по 31 октября 1833. Николай Первый печатать ее не разрешил. В следующем году в журнале был опубликован небольшой отрывочек из вступления. А после гибели поэта Николай Первый разрешил опубликовать поэму, но с тем условием, что Жуковский, сделал довольно значительные поправки, «исправив» те места. Которыми был недоволен Николай Первый.
Эта поэма представляет собой завершщение темы Птера Первого: Пушкин одновременно показывает суровое величие и жестокость петровским реыорм, которые повернули Россию с азиатского пути на европейский. В этойпоэме Пушкин ставит проблему маленького человека в его отношениях с государством. В этой поэме отразился мятеж Польши – в аллегорической форме. Он показывает наводнение Петербурга, но в такой форме, что в наводнении угадывается восстание. Показывается и обреченность восстания и подспудная мощь его. Еще один слой – судьба самого поэта, проблема «маленький человек, противостоящий государству» приобретает особое ответвление – «Пушкин в противостоянии своему жестокому, железному веку». Пушкин писал о Птере первом – «Он» , с заглавной буквы. А во времена Пушкина так пислаи только о Боге.
В этой поэме Пушкин возвращается к 4-му ямбу, после графа Нулина. И кА изумительно он звучит!
После вступления идут 2 части. В 1-й поэт знакомит нас с героем поэмы, которого зовут Евгений. Но он очень далек от Евгения Онегина. Он дворянин, но принадлежит к роду разорившемуся, он бедный чиновник. Живет на окраине. Вот тот маленький человек, который волею судьбы вступает в противоборство с могущественнейшим государством. Он живет в Коломне и мечтает жениться. Есть у него невеста. Если романтическая непременно Мария, то реалистическую зовут Параша. Она живет с матерью, на петроградской стороне (низкая часть Петербурга, кот.во вр.наводнения заливает водой). И вот Евгений всей душой привязался.
Изображается семейная идиллия, а не кавказские горы и не океан. Вот чем любуется Пушкин, и в этом его собственный идеал. Здесь, сквозь судьбу Евгения, просвечивается мечта Александра.
Далее он показывает, как страшно рухнула мечта Евгения и в этом провидит страшную свою судьбу.
1724, 1824,1924- году страшного наводнения, кот.описывает Пушкин (1824). Кот.смывает полгорода. Это -проклятие старообрядцев…
Пушкин описывает страшное наводнение, Евгений беспокоится о судьбе Параши, сам он чуть не утонул,
И вот на площади Петра дворец, львы сторожевые по бокам ,на одном из львов сидит Евгений. Вода уже подбирается к нему, и он как будто околдован. (примечание: кумир – памятник по старославянски).
Так кончается первая часть.
Во второй части наводнение спало. Евгений нанимает лодку, лодочник перевозит его на Петроградскую сторону. И вот бежит уж он предместьем…
Дома не было. Евгений сошел с ума.
И однажды он забрел на петровскую площадь, на ту самую площадь. Евгений вздрогнул, прояснились мысли…
И там Евгениц, жалкий безумец, посмел угрожать императору – Петру Великому. – аллегория восстания декабристов.
У Ахматовой есть статья: Пушкин и невское взморье. Известно, что Пушкин долго искал могилу декабристов – когда Николай велел повесить пятерых, велел позоронить их так, чтобы никто не нашел.
И Пушкину не удалось отыскать могилу. И Ахматова в этой статье говорит, что безымянная могила Евгения – это параллель к неизвестной могиле декабристов, что судьба Евгения- судьба восстания, и его безвестная могила- безвестная могила декабристов.
Евгений Онегин.
1. Источники текста и литература
Пушкин осторожно относился к своим текстам. До нас дошли и черновые, и беловые рукописи. Пушкин задумал десятую главу, где говорится о декабристах, но он не мог открыто писать об этом и зашифровал текст. До на дошло только начало и шифр был разобран только через столетие.
При жизни Пушкин трижды опубликовал свой роман в стихах. Первое издание – поглавное (1-я: 25, 2-я: 26…8-я:32 годы). В тридцать третьем году он выпустил второе издание, уже цельным томиком. В конце 36-го года он готовил третье издание, подготовил его и вышло оно 29 января 1737 года, в день смерти Пушкина. И, конечно, мгновенно его раскупили.
Современные издания: «Онегинская энциклопедия» в трех томах. В первом есть статьи Баевского (особенно выделяется «Байрон»). Ю.М.Лотман «Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комменатрий». Есть несколько «Комментариев», но «Комментарий» Лотмана есть «Комментарий» Лотмана. В.С.Баевский «Сквозь магический кристалл» М, 1990.
Есть пять статей на тему как читался шестой стих 33-й строфы 2-й главы «Евгения Онегина», в том числе статья Баевского. Роман изучается во всем мире, в особенности в США. Есть семь полных переводов «Евгения Онегина» на английский язык. Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни», а Пастернак сказал, что «Евгений Онегин» не потому волнует всех, что это – энциклопедия русской жизни, а потому, что там – любовь и смерть.
2. Идиллический мир в романе.
Пушкин ученик Жуковского и Батюшкова, в его произведениях сильна традиция романтической идиллии .Дом, родная страна, рождения и смерти, дети, старики, простая жизнь в деревне – это в большой степени идеал самого поэта и он этот идеал воплощает в своем романе. В большом, холодном, чуждом мире встречаются уголки тепло, любвиЮ счастья – вот что такое идиллия. Ларины, фамилия, от нмени богов домашнего очага древних римлян: древние римляны называли их Лары. Лары были покровителями бракосочетания, трапезы, рощ, смерти. Для идиллии в смерти нет ничего ужасного. В конце второй главы Пушкин рассказывает, как Владимир Ленский приехал домой, в свою деревню, из Герамнии, где учился в Геттенгенском университете. Он приходит на кладбище. Где похоронены отец Татьяны и Ольги, Дмитрий Ларин, его родители… «И долго сердцу грустно было/ «Пой Йорик», - он сказал уныло».
В романе есть няня Татьяны и ольги. Это эпизодический персонаж, она появляется один раз в эпизоде и несколько раз просто упоминается. Но она стоит в центре идиллического, патриархального мира. Наполовину этому миру принадлежит Татьяна…»Она любила на балконе предупреждать зари восход…». Она бродит по рощам, лугам, полям, и жадно расспрашивает няню, как она жила, как венчалась, выходила замуж. Реализм Пушкина формировался на путях историзма. Характер Татьяны объясняется через прошлое ее семьи. А что говорится о ее родителях?
«Отец ее был добрый малый/ В прошедшем веке запоздалый…».
Отчасти и Ленский принадлежит этому патриархальному миру. Онегин удивляется, где Ленский проводит вечера в этой деревне.
Но даже Онегин полюбил деревенскую жизнь. В главе четвертой опосана жизнь Онегина в деревне – Пушкин свою любовь к деревне передает. Но было бы неверно думать, что симпатии Пушкина полностью принадлежат иддилическому миру. Привлекательным иддилический мир видется изнутри. Извне патрархальная идиллия оборачивается отвратительной стороной: Онегин, приехав, облегчает судьбу крестьян, сменяя оброк барщиной. Во сне Татьяны приезд гостей оборачивается в шабаш ведьм. Татьяна отчасти принадлежит патриархальному миру, а отчасти «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Приезжают гости – Татьяна проклинает их досуги. Когда гости приедут, родители прикажут Ольге чай готовит – строгое соблюдение этикета в то время нарушено – Татьяна старшая сестра, она должна была выполнять это.
Ленский тяготеет к деревенской идиллии - он любит Ольгу, полностью принадлежащую к патриархальному миру. А за пределами своего чувства он совершенно иначе относился к этому миру (цитата).
И тем более противостоит миру идиллических отношений Евгений. И почему он так обозлился, когда Ленский завлек его на именины Татьяны? Потому, что он попал в совершенно чуждую ему сестру патриархального помещичьего быта. Вот пушкинский реализм – показывает жизнь во всех ее противоречиях. В конце он пишет: «Противоречий очень много/но их исправить не хочу» - он специально насыщал роман противоречиями. Мы видим и привлекательный и отталкивающий мир деревенской идиллии.