3.Мир европейской культуры в романе.
Та часть русского дворянства, которая была сформирована европейской клуьтурной традицией, тоже сформирована противоречиво. Татьяна, начитавшись французских и английских романов (английский она, очевидно, читала в французских переводах) ничего не понимает в Онегине. Увидев его, она вообразила его героем французского или английского бытового любовного романа. Степень оторванности Татьяны от русской культуры необходимо осознать. Она пишет любовное письмо Онегину. И Пушкин говорит: «Еще предвижу затрудненье…» - о том, что письмо будет необходимо «перевесть», т.е. она писала по-французски. Более того, Татьяна «изъяснялася с трудом на языке своем родном». О Ленском рассказано так: «В свою деревню…». Далее, когда они с Онегиным проводят вечера, бывает, Ленский увлечется, и читает немецкие стихи по-немецки, а Онегин «хоть их немного понимал/ прилежно юноша внимал». Об Онегине можно и не говорить – его воспитание на французский лад описано в начале романа. Ресторан – так ресторан французского ресторатора, театр – так это французский балет, бал - тоже на французский лад.
В одном из журналов того времени Баевский нашел описание двойного лорнета и поведения денди в театре. Пушкин полностью по журналу описывает поведение Онегина. Двойной лорнет – это не очки на ручке, а что-то вроде миниатюрной подзорной трубки.
Можно ли сказать, что Пушкин решительно осуждает европейскую культурную дворянскую традицию его времени? Нет. Восхищается? Нет. Снова взгляд Пушкина многосторонен, противоречив, он показывает и достоинства этой культуры и ее недостатки. Из-за чего гибнет Ленский – он приревновал Онегина к Ольге и вызвал его на дуэль – порождение европейской дворянской культуры. Можно сказать, что из-за того, что он не знает русского быта, русских людей, ведет себя по западно-европейским меркам…и гибнет.
Почему Онегин гибнет? Он не нашел себе места в жизни…
Но вместе с тем Пушкин описывает впечатления своей музы, то есть свои собственные: «Ей нравится порядок строгий…».
Онегин уехал, Татьяна по-прежнему любит его, и посещает его дом. Читает его книги, а на этих книги есть его пометы, и через книги она понимает своего героя, понимает, что Онегин строил свою личность по образцу английских и французских денди. Она не излечивается от любви (она натура глубокая и полюбив раз, полюбила навсегда. Один исследователь сказал, что роман о том, как Татьяна была верна Онегину в любви и мужу в браке), но она по крайней мере поняла, по ком ей суждено вздыхать.
Пушкин то и дело сопоставляет своего героя с философами. Сначала он говорит: «Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет». Далее «Второй Чаадаев, мой Евгений». Далее 6 «В своей глуши мудрец пустынный».
С нескрываемым восторгом он говорит о театральной культуре. Он страстно любил театр, и нас заставляет любить театр.
4.дьявольская разница.
4 ноября 1823 года, т.е. через полгода после того, что он начал писать свой роман, Пушкин из Одессы пишет кн.Вящемскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!».
Мы рассмотрим, каким и художственными средствами, приемыми, Пушкин создал свой роман. В чем эта дьявольская разница?
В стихах предшественники Пушкина описывали свои чувства, в прозе – о повседневной жизни. Пушкин смело соединил и то, и другое. Он в стихах первым стал говорить о повседневной жизни. Он избрал четырехстопный ямб, который уже разработал в южных поэмах. Но изобрел новую строфу. Сохранился листок бумаги, на котором Пушкин записывал разные варианты онегинской
А
Б
А
Б
С
С
D
D
Е
F
F
E
P
P
Пушкин составил свою строфу из четверостишия перекрестной рифмовки, парной рифмовки, опоясывающей и из двустишия. Над чем же Пушкин долго бился? Трудность была в том, что необходимо было соблюсти несколько правил: необходимо, чтобы строфа оканчивалась мужским стихом. И нельзя было, чтобы рядом стояли два мужских стиха на разные рифмы или два женских стиха на разные рифмы. Совместить эти правила было трудно, а Пушкину изначально была нужна большая строфа – он ведь задумал большой роман. Представьте себе «Евгения Онегина», написанного четверостишиями. А так каждая строфа- маленькое стихотворение.
В первом двустишии намечается тема. На протяжении первого четверостишия эта тема развивается. Во втором четверостишии – вторая тема, в третьем – они переплетаются. В заключительном двустишии – разрешаются. Аналогия с формой сонатного аллегро, если сравнить с музыкальной школой.
Рифменная система у Пушкина очень богатая. Пушкин любил играть рифмой.
Пушкин построил весь свой роман как легкую дружескую беседу. Это беседа автора с читателем. В самом начале Пушкин рассказывает о том, как Онегин скачет на лошадях и говорит о Онегине, как о реально существующем приятеле. Роман – это дружеская беседа Онегина с Ленским, Татьяны с няней, помещиков между собой, это и внутренние монологи героев. Это заключительное объяснение Онегина с Татьяной. Это обмен письмами - тоже своеобразная беседа. От того, что в романе присутствует интонация дружеской беседы – легкость романа, разговорность. Это пришло из легкой поэзии.
«Пишу теперь новыую поэму, в которой забалтываюсь донельзя» - пишет Пушкин Дельвигу примерно в то же время, что и Вяземскому.
Прозаический жанр романа в стихотворной форме, необыкновенное сочетание разговорной интонации со стихом. И все-таки, почему роман не рассыпается, почему современники Пушкина с нетерпением ждали каждую новую главу, а светские дамы выспрашивали его, что будет с Онегиным и Татьяной. Роман скрепляет единство автора. Весь роман пронизан авторскими отступлениями. Эти отступления посвящены и выдающимся историческим событиям, таким, как победа над Наполеонам, и героям, вымышленным автором. Пушкин может воскликнуть: «Я так люблю Татьяну милую мою!». И замечательные отступления о театре.
А когда Пушкин описывает именины Татьяны, начинаются танцы, начинают танцевать мазурку. Он тут же делает отступление в прошлое, о том, как раньше танцевали мазурку. Единство личности поэта скрепляет пушкинский роман.
«Евгений Онегин» оказал огромное влияние не только на всю русскую литературу, но и на русскую жизнь. Белинский охарактеризовал его так6 «Это был шаг вперед в развитии всего русского общества». Не только литературы – всего общества!
Пушкин научил людей культуре чувств.
ПРОЗА ПУШКИНА.
1. Лежнев, Исследователь прозы Пушкины.
Проза Пушкина исследована подробно, есть несколько хороших книг. Особо можно порекомендовать одну книгу…
Абрам Захарович Лежнев, известный литературный критик 20-30-х годов, был арестован в 37-м году и расстрелян в 38-м году.
В этих случаях книги «врага народа» изымались из библиотек. «Проза Пушкина», «Об искусстве», «Два поэта: Тютчев и Гейне». После 2-го съезда партии он был посмертно реабилитирован и «Проза Пушкина» была переиздана. Она ничуть не устарела.
2. Общие принципы и приемы прозы Пушкина.
В молодости, начиная с лицейских лет, Пушкин овладел всеми поэтическими жанрами. Позже он овладел драматическим родом («Борис Годунов»). Но, когда говорилось о творческой биографии Пушкина, уже было указано, что Пушкин все время расширял жанровый репертуар своего творчества. Куда ему было идти дальше, если освноена вся лирика, поэмы, драма? Осталась проза.
Позже, чем к лирике и драматургии, Пушкин обратился к художественной прозе. Думал о художественной прозе он еще на лицейской скамье. Но всерьез взялся за разработку прозаических жанров только начиная с 1827 года, когда уже была написана большая часть лирики, поэм, Борис Годунов, почти весь Евгений Онегин. Пушкин пишет роман «Арап Петра Великого». Роман о своем предке.
Роман этот остался незавершенным, через 2 года Пушкин начинает произведение, которое он так и назвал: «Роман в письмах», 29-го года. Бытовой роман с любовной интригой. Едва написав несколько страниц, Пушкин его навсегда оставил.
Еще через год он опять берется за прозу, в 1830 году, в Болдине, впервые создает законченные прозаические произведение: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Пять небольших повестей (теперь бы мы называли их новеллами или рассказами – размер небольшой). Если обобщить, то можно сказать, что это пять повестей о том, что в жизни человека господствует случай. Фабула построена на случайных перипетиях. Вслед за этим Пушкин сразу начинает писать «История села Горюхина», которую бросает незавершенной, на следующий год начинает, видимо, роман «Рославлев», но оставляет, едва начав.
Как настойчиво он добивается своей цели – создания основательного прозаического произведения – и как трудно ему дается!
В следующем году пишет роман «Дубровский». Он производит впечатление завершенной вещи, но в действительности это- только часть задуманного романа. И только еще через год, во вторую Болдинскую осень, в 1833 году Пушкин начинает и завершает повесть «Пиковая дама». Повесть о том, что в жизни человека господствует случай, и в этой повести получают развитие некоторые элементы, которые только намечались у Пушкина в «Повестях Белкина», т.е. мистика. Это мистическая повесть.
И в следующем году Пушкин пишет небольшую повесть «Кирджали». Полуисторическая, полумифическая личность, болгарин, разбойник. Сюжетом служит народное восстание в борьбе за освобождение Болгарии и Греции от турок.
У Пушкина в прозе появляется тема народного восстания.
В следующем году - очень своеобразную повесть «Египетские ночи», незавершенную, в которой соединяются проза и стихи. Несколько больших поэтов за Пушкина завершали эту повесть - до того она увлекательна. Это 35-й год.