Смекни!
smekni.com

Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке. (стр. 21 из 32)

О Чаадаеве есть две основательные работы.

1. Михаил Осипович Гершензон

, религиозный философ нач.20-го века. Автор «Грибоедовской Москвы»М, 1916 и в этой же книге напечатана большая работа о Чаадаеве. Гершензон в начале двадцатого века издал «П.Я.Чаадаев. Собрание сочинений и писем». В 2 томах, 1-й том - оригинал, т.е. все произведения Чаадаева на французском языке, а второй том – в переводе на русский язык. Там же - вступительная статья (в 1 томе), которая уже в годы перестройки была напечатана вместе с «Грибоедовской Москвой». Это замечательное, серьезное, глубокое исследование. Гершензон первым показал, что Чаадаев был религиозным мыслителем. В советское время об этом постарались забыть. Но в 1965 году вышла книга Александра Александровича Лебедева в серии «Жизнь замечательны людей» , где все книги называются просто фамилией личности.

«П.Я.Чаадаев». Это была сенсация. Как-то удалось в толстом и добротном томе, пусть и с уступками цензуре, сказать очень много.

И еще одна книга – «П.Я.Чаадаев. Статьи и Письма» Напоминает Гершезоновское название. Здесь полно представлено все основное из написанного Чаадаевым.

А смысл деятельности Чаадаева в том, что он был первый русский философ.

На философских кафедрах русских универов конечно, были профессора, кот-е преподавали ф, но они не были создателями собственных ф.концепций. А Чаадаев был первый русский человек, который построил собственную философскую концепцию, ф.теорию.

Он принадлежал дворянской семье. Держался подчеркнуто-аристократически, получил такое воспитание, что плохо знал русский язык. Есть очень забавное место в его переписке с Пушкиным. Пушкин ему написал письмо по-французски. Чаадаев ему пишет: «напрасно вы пишете по-французски. Вы не должны пользоваться никаким др.языком, кроме языка вашего призвания». По французски написал.

Пушкин ответил: « Я буду писать вам по-французски, т.к. это язык европейский,он мне больше подходит и мы сможем возобновить наши разговоры, начатые в Царском селе».

Тем не менее, Чаадаев оказал огромное влияние на русскую литературу первой п.19в. Гершензон выразился так: «У Чаадаева не было последователей. Он был слишком оригинален.Но он был катализатором общественной и художественной мысли. И он возбудил значительные явления в русской общественной и лит-й жизни 1п.19в.». Он кончил Московский университет, учился там одновременно с Грибоедовым, и у Чацкого мы находим черты Чаадева. В самой ранней дощедшей до нас рукописи «Горе от ума» фамилия героя пишется Чадский.

Когда в первом действии Молчалин рассказывает, что до них дошли слухи, что в начале жизни Чацкий стоял на пути к блестящей карьере, знал министров, а потом порвал с ними – это из биографии Чаадаева. И в четвертом действии мы узнаем, что Чацкого принимают за сумасшедшего – это тоже из биографии Чаадаева. Но здесь Грибоедов не воспользовался фактами, а предсказал – Чаадаев был объявлен сумасшедшим после того, как было написано «Горе от ума».

Чаадаев был кавалерийским офицером, он перешел из одного полка в другой, из др.в третий, но был боевым офицером, участвовал в сражении при Бородине и в целом ряде сражений после Бородина. И с русской армией вошел в Париж. И вернулся на Родину, зараженный идеями фр.бурж.революции, ее лозунгами.

Он был принят в тайное общество, из которого четыре года спустя вышли декабристы. Он был в числе многих лучших молодых дворян, которые гордились победой над непобедимым до тех пор Наполеоном и хотели свободы своей родине. Об этом свидетельствует послание Пушкина к Чаадаеву – революционное стиховторение. Им Пушкин как бы сдал экзамен Чаадаеву на то, что он усвоил его рев.идеи.

Ив петербургский период Пушкин пишет надпись к портрету Чаадаева. Эти 2 обращения Пушкина к Чаадаеву носят революционный характер.

Чаадаев, который был на пути к блестящей карьере, подает в отставку. Начальство просит его, Чаадаев настаивает и уходит. В литературе было выскзаано много глупостей по поводу причин отставки. Их искали во внешних обстоятельствах.А Гершензон показал ,что в душе Чаадаева совершился духовный перелом. Было воспитание на Вольтере, на атеизме. ВВ лучшем случае дворянство соблюдало религ.обряды без веры. Пушкин написал Гаврилиаду, потом – дух.перелом. Немного раньше – в Чаадаеве. Гершезон проследил – перелом был вызван внутренним развитием, развитием души.

Чаадаев опирался на немецкую реалистическую литературу. Он не был богат, оставшись без службы, Чаадаев очень скоро почувствовал нужду. Он поселился в флигеле, единственном, что было по средствам ему снять. Но по понедельникам, во второй половине дня, у него в гостях бывали лучшие люди Москвы и лучшие люди Петербурга и провинции, которые приезжали в Москву.

В 1836 году в журнале «телескоп» публикуется трактат Чаадаева под названием «философическое письмо». Герцен в «Былом и думах» описал, как в ссылке он прочитал эту статью. Он был потрясен. Он нашел такие слова – «Это был выстрел в ночи николаевской реакции». Этот выстрел потряс Россию. Потрясение было такое – было непонятно, как цензура могла пропустить. Объясняется просто: это действительно письмо, написанное Чаадаевым соседке о имению, его тетушке, которую зовут Екатерина Дмитриевна Панова. Она была умная дама, с духовными запросами, глубоко верующая. Ей показалось, что Чаадаев недостаточно серьезно ее воспринимает. Она написала ему письмо, стараясь доказать, что она – серьезный человек. А Чаадаев написал ей большое письмо, чтобы уверить, что принимает ее серьезно. А потом написал еще семь писем, не все они дошли до адресата. Но цикл философических писем состоит из восьми трактатов. Опубликовано было первое. Николай Первый получил доклад Беккендорфа, ознакомившись с текстом письма, он объявил, что автор – сумасшедший. Приказал, чтобы военный врач московского гарнизона освидетельствовал Чаадаева и чтобы дальше каждое утро приезжал и освидетельствовал состояние здоровья (позже – раз в неделю ит.п.).

А муж Пановой отправил ее в сумасшедший дом. Поэтому не все письма дошли до адресата.

Первое письмо было написано, по-видимому, в 29-м году (т.к. переписка с Пушкиным приходится на 30-31 год). Потом еще два были написаны до того, как первое было опубликованы в «Телескопе».

Не только Николай 1 был возмущен. Общество разделилось. Одни были в восторге, преклонялись перед Чаадаевым. Он жил на улице Басманной – его прозвали басманным философом. К нему демонстративно съезжались лучшие люди, пренебрегая наказанием, наложенным Николаем Первым.

А были возмущавшиеся. Когда прошло несколько лет, и страсти улеглись, Чаадаев обратился к Николаю Первому с просьбой принять его на службу – ему не на что было жить. Был такой обычай – русскому царю (сначала – Беккендорфу) нужно было писать только по-русски. Чаадаев не сумел написать по-русски письма. Он пробовал, но кончил тем, что признался, что не в состоянии писать по-русски и просил Беккендорфа передать французский текст царю. Ответа он не получил.

Так, в бедности, он и прожил остальную часть жизни.

2.Мистицизм.

М- крайняя религиозность, так можно сказать школьникам.

Мистицизм – это такая вера в Господа, когда человек уверен, что может общаться с трансцендентальным, потусторонним миром. С душами умерших, с пресвятой девой Богородицей, с Иисусом Христом.

Чаадаев проникся такой верой. Здесь есть некоторая симметрия – Чаадаев – 1п18в, а во 2п19в мы застаем другого философа-мистика – В.Соловьева. Он стал непосредственным возбудителем русской религиозной философской мысли начала 20-го века. Но он опирался на Чаадаева. Так что роль Чаадаева тут огромна.

Духовный перелом Чаадаева, его приход к мистицизму как-то отразился и в отношении к нему Пушкина. Вообще, первая глава «Е.О», которая писалась в 23-м году, стоит под знаком Чаадаева. Пушкин пишет от имени вымышленного автора «Е.О.» - о себе и о Чаадаева (там, где планировалась совместная поездка заграницу). В «Е.О.» Пушкин рассказывает, как часто «Е.О» вместе с автором гулял по ночному Петербургу, как они были похожи, автор и «Е.О»: «И грусть страстей мы знали оба…».И прямо Пушкин говорит: «Второй Чаадаев, мой Евгений…».

И, находясь в Одессе, Пушкин обращает к Чаадаеву еще 2 послания.

И здесь уже другие темы, не революционные.

Чаадаев оказался декабристом без декабря – во время восстания он был за границей, а после – от рев.идей отшатнулся, т.к. им владел мистицизм.

3.Историософия.

Историософия – это отрасль философии, которая философски оценивает историческую науку.

В чем состоит судьба России, в чем состоит судьба русского народа? - вот основной смысл ф.учения Чаадаева. Он считает, что рус.народ призван исполнить божескую волю. Чаадаев видит, что на пути осуществления божственной воли стоят большие препятствия. Русь получила христианство от Византии.

Русская культура оказалась оторванной от культурной жизни зап.европы, кот.получила христианство непосредственно из Рима, от апостолов Иисуса Христа. Чаадаев иногда с насмешками говорил о русской жизни. Его утвеждения казались парадоксами. Человек говорит: Я люблю Россию, поэтому я ее хвалю. Чаадаев говорит – я люблю Россию, поэтому я ее критикую.

Чаадаев был огорчен и напуган резким неприятием его философического письма. Он не на такой прием надеялся. И он написал трактат в 37-м году: «Апология сумасшедшего». Апология – «защита и прославление».