Смекни!
smekni.com

Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке. (стр. 22 из 32)

М.Ю.Лермонтов (1814-1841)

Издания: Собрание сочинений в 6 томах, М-Л.: Изд-во АН 1954-1957.

Собрание сочинений в 4 т. Л. Изд-во «Наука» 1979-1981.

Кроме того, прекрасная Лермонтовская энциклопедия.

Две прекрасные статьи Белинского, с которых, можно сказать, началось изучение творчества Лермонтова. Одна – «Стихотворения М.Лермонтова», Белинский ее опубликовал в связи с выходом в свет стихотворений Лермонтова, вторая – «Герой нашего времени. Роман М.Лермонтрова».

Б.М.Эйхенбаум. Небольшая книга «Лермонтов. Опыт историка-литературной оценки». Она вышла в двадцатые годы, а сейчас ее можно прочитать в книге Эйхенбаума «О Литературе» М, 1987.

И еще – яркая, живая книга, автор - Сергей Николаевич Дурылин «Как работал Лермонтов». М, 1934г.

Тема сегодняшнй лекции: ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА.

1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ЛИРИКУ ЛЕРМОНТОВА.

В детстве у Лермонтова было влечение к живописи, он талантливый живописец, созранились его картины и рисунки. Его привлекала к себе военная служба. Он кончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. И он непрофессионально относился к своему поэтическому творчеству. Он принадлежал к аристократическому дворянству. Огромную роль в становлении Лермонтова-поэта сыграл Байрон. Неизвестно, что было бы, если бы Лермонтов в пятнадцать лет не начал изучать английский язык и ему в руки не попала большая книга, только что изданная в Лондоне Томасом Муром, другом Байрона, содержавшая дневники и письма великого английского поэта.

Лермонтов читает эту книгу и поражается тому, как много общего у него с Байроном. Сохранились обрывки его дневника, где он об этом говорит. Байрон –аристократ, и он - аристократ. Байрон – из не вполне благополучной семьи, и он. Байрон горд и одинок, и он. Байрон свободолюбив, и он свободолюбив.

«Кипят на сердце звуки

И Байрона достигнуть я б хотел

У нас одна душа, одни и те же муки,

о, если б одинаков был удел».

Сопоставление своей сдуьбы с судьбой Байрона проходит через всю короткую жизнь Лермонтова («Нет, я не Байрон…»).

Лермонтов чувствует себя избранником.

9/10 написанного Лермонтовым было опубликовано через десятки лет после его смерти. При жизни вышла маленькая книжечка стихотворений, он не включил туда стихотворения «Нищий», «Парус», считая их недостойными публикации.

«Я раньше начал, кончу ране».

Байрон умер в двадцать четвертом году. В возрасте 36 лет. Лермонтов считал, что он умрет раньше. И, мы знаем, он умер в двадцать семь лет. «Мой ум немного соверщит». Вот тут Лермонтов ошибся. За свою кратчайшую жизнь он продвинул русскую поэзию далеко вперед после Пушкина. Мережковский сказал, что «Пушкин - дневное светило русской поэзии, а Лермонтов – ночное».

А дальше – «В душе моей, как в океане/Надежд разбитый груз лежит». Лермонтов сравнивает свою душу с океаном. Это сравнение проходит через все его творчество. Океан, с его бурями, его подводными течениями, с его огромностью – вот такой чувствовал свою душу Лермонтов. «Кто толпе мои расскажет думы» - Лермонтов противопоставлял себя «толпе», всему миру. И в конце он ставит себя рядом с Богом!

И отсюда – сознание великого долга, возложенного на него его гением – поведать миру о своей душе.

В Лермонтове поражает полная независимость его творчества от внешних условий. Как будто бы есть внешний человек, который живет в условиях окружающей его действительности, а есть внутри какой-то орган, который творит. Это необычно. Пушкину нужна была осень, одиночество, самые большие его достижения связаны с двумя болдинскими осенями. В другое время он жалуется, что нет подходящих условий для работы. Гоголю, для того, чтобы написать книгу о России, нужно было жить в Италии, в Риме. Лев Толстой больше всего любил работать в Ясной Поляне – там его ничто не отвлекало. И когда он вынужден был жить в Москве, Софья Андреевна следила, чтобы его не отрывали (в том числе игрой на рояле).Толстой работал в кабинете, а Софья Андреевна сидела в комнате перед кабинетом, и следила, чтобы кто-нибудь не вошел в комнату перед кабинетом!

Лермонтов писал на школьной скамье, в юнкерском училище, на гауптвахте, во время бала, на биваке во время похода, когда все отдыхали. Светская дама, или девица, подносила ему альбом, и он записывал свой экспромт. А когда он был арестован после написания стихотворения «смерть поэта», после гибели Пушкина, было рарешено передавать ему обеды из дому, он велел, чтобы слуга заворачивал хлеб в светлую бумагу (дело было зимой, топилась печь), Лермонтов брал золу, разводил в воде и щепкой писал на этой бумаге стихотворение. Там он написал таким образом одно из лучших своих стихотворений – «Когда волнуется желтеющая нива». Там он написал «я, матерь Божия, ныне с молитвою…».

Лермонтов пришел в гости к Александру Николаевичу Муравьеву, религиозному писателю-путешественнику. А его не было дома. Лермонтов остался ждать в его кабинете. Муравьев побывал в Палестине и привез с Палестины ветку. Лермонтову скучно стало ждать, он взял лист бумаги и написал: «Скажи мне, ветка Палестины…».

Не дождавшись хозяина, написал этот экспромт и ушел.

Многие стихотворения для нас навсегда пропали – Лермонтов запишет на клочке бумаги и…бросит. С ним подружился журналист Краевский, издатель «Отечественных записок». Краевский был замечательный журналист, он сделал «Отечественные записки» лучшим журналов 40-х годов, ценою эксплуатации писателей, в первую очередь - Белинского. Он сблизился с Лермонтовым. И напечатал многие замечательные произведения Лермонтова, в том числе и «Повести Героя Нашего Времени». Лермонтов бросал клочки бумаги, со своими стихами, а Краевский подбирал.

В 1839 году Лермонтов предпринял отчаянный шаг. Любимым детищем Лермонтова была поэма «Демон».

Но цензура не разрешала ее публиковать – воспевать в поэзии демона, дьявола, врага Бога, цензура позволить не могла. И Лермонтов решился передать эту поэму великим княжнам, в надежде, что они уговорят отца, Николая Первого, разрешить публикацию поэму. Из замысла ничего не вышло, но этот список поэмы надолго пропал. Лермонтов не мог даже попросить его обратно.

Список был найден уже в советское время, когда царские архивы были изучены. А Краевский возмущался: «Лермонтов отдал бабам читать своего «Демона», из которого хотел печатать отрывки, а бабы черт знает куда дели его. А у Лермонтова не осталось черновиков – такой мальчик уродился».

Если Пушкин начал высокий романтизм в России элегией «Погасло дневное светило» и поэмой «Кавказский пленник», то Лермонтов завершил высокий романтизм балладой «Пророк» и поэмой «Мцыри».

Можно сравнить их с Эльбрусом и Казбеком.

А грузинский поэт, уже советского времени, Бесо Жгенти написал однажды: «Лучшее, что написал Лермонтов, написано о Грузии или в Грузии».

Пушкин у своих современников получил прозвище Протей, это Гнедичев его так первым назвал. Протей – древнегреческий бог, очень изменчивый, без постоянной формы. Лермонтов, противоположность Пушкину, монолитен. Лирика Лермонтова основана на образе лирического героя.

Термин идет от Тынянова, имеется ввиду, что у лирического поэта прообразом его излюбленного героя является он сам. Поэт в своей лирике изображает разные стороны своей личности. Мы говорим о лирическом герое не одного стихотворения, а всего творчества или книги стихов.

О лирическом герое Пушкина было бы невозможно говорить – настолько разнообразен он в своем творчестве. А Лермонтов – монолитен и мы ясно видим его лирического героя. В основе лежит личность Лермонтова, но в каждом стихотворении он высветляет какую-то особую сторону характера.

2.РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА.

Детские или полудетские стихотворения Лермонтова еще носят на себе следы предромантизма. Но очень рано он становится на путь высокого романтизма. Этот путь открыл ему Пушкин.

Эти стихотворения о Байроне – это высокий романтизм Лермонтова. Дальше в творчестве Лермонтова все больше нарастают темы мировой скорби. Мировая скорбь – это термин немецкого романтизма - Weltschmerz. Что это значит? «И скучно, и грустно…».

Лирический герой Лермонтова одинок. Он свободолюбив, но находится в оковах. Он рвется к свободе, зная, что свободу можно добыть только ценою жизни. Он бунтует, романтизм Лермонтова – бунтарский романтизм, но он не верит, что бунт его окажется действенным.

Вот вариация на тему Печроина и Лермонтова. «Сон». Вот, можно сказать, апофеоз, вершина Лермонтовского романтизма, одно из самых полных выражений Лермонтовского лирического героя. Сон – одна из самых любимых тем романтизма. Ведь это на грани яви и видений, жизни и смерти. А у Лермонтова – сон во сне. Это тоже один из важнейших приемов, образов высокого романтизма.

Творческий путь Лермонтова отчетливо подвергается периодизации.

Начало относят к 28-му году. Хотя за перо Лермонтов взялся раньше.

28-32-й годы - ранний период.

36-41 годы – зрелый период.

А промежуточные 4 года – это школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, увлечение светской жизнью, работа над прозой, работа над так называемыми «юнкерскими поэмами», весьма фривольными по содержанию. К основному творчеству Лермонтова творчество этих четырех лет не относится.

С 36-го года начинается зрелый Лермонтов. И тут большую роль сыграло «Философическое письмо» Чаадаева.

Как многие лучшие люди русского общества, Лермонтов жил под сильным впечатлением взглядов Чаадаева.

В первый период творчества Лермонтов написал триста стихотворений, во второй – сто, в промежутке – 13, главным образом – экспромты и шуточные стихотворения.

В зрелом творчестве Лермонтов перед нами - не только поэт-романтик, но и реалист.

3. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Как у Лермонтова все необычно, так и здесь – не было такого положения, чтобы Лермонтов порвал с романтизмом и начал писать только романтические произведения. Во-первых, появляются произведения, где у него переплетавются романтическое и реалистическое начала. Во-вторых у него происходит «переслоение» романтизма в реализм. Он может написать романтическое произведение, а потом, едва ли не на эту же тему - реалистическое.