Есть у Лермонтова и стихотворение – отражение Максим Максимыча. «Завещание».
«Сон» - романтическая стилистика, а «Завещание» - реалистическая: отказ от экзотики, там в центре – Кавказ, здесь – Россия, изображение русской жизни, русского характера. Реализм подразумевает историческую конкретность. Здесь мы видим кавказского офицера в годы войны за покорение Кавказа. В других стихотворениях Лермонтова выступает на первое место тема социальная. Уезжая на Кавказ, Лермонтов пишет: «Прощай, немытая Россия». Очень много стоит за эпитетом «немытая», можно сказать, что одно это слово сосредоточило в себе весь пафос «философического письма» Чаадаева. Голубые мундиры – форма жандармов
В основе стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» лежит стихотворение ЛАмарти. Лермонтов до не узнавания изменил и совместил разные времена года.
ПОЭМЫ ЛЕРМОНТОВА.
Лермонтов был совершенно необыкновенный человек, совершенно необыкновенный поэт. Лермонтов писал поэмы 12 лет. Начиная с 15 лет. До этого он переписал поэму Пушкина «Кавказский пленник», поэму Байрона «Шильонский узник», но не просто переписал, а со своими исправлениями. А уже с пятнадцати лет он писал самостоятельные произведения. И за это время он написал 30 поэм. Эти поэмы сначала писались в русле высокого романтизма, а потом Лермонтов перешел к реалистическому стилю.
Четыре самых характерных поэмы мы рассмотрим.
В 1837 году Лермонтов пишет «песню про царя Ивана Васильевича, про удалого опричника Киребеевича и про купца Калашникова». Не случайно поэмы написана в 1837 году. Эта поэма – другой отклик Лермонтова на гибель Пушкина. Первый был в стихотворении «Смерть поэта», а другой – «Песня про царя Ивана Васильевича».
Перед нами эпическая поэма, это было уже не характерно для эпохи романтзма, который вводил в поэму субъективное начало, личностное начало автора, а Лермонтов демонстративно устранился. Это казалось бы странным, если бы Лермонтов не опирался на фольклор.
В начале 19 века был опубликован в России сборник былин и исторических песен, сборник Кирши Данилова. Этот сборник открыл замечательные сокровища именно эпической народной поэзии. В том числе там были исторические песни об Иване Грозном. На них и опирается Лермонтов в организации стихотворной речи своей поэмы, в ее эпическом строе, в ее народности.
Народность, учил Белинский, состоит в том, чтобы изображать жизнь с точки зрения народа и в интересах народа.
И в этой поэме жизнь показана с точки зрения народа. Лермонтов начинал поэму в народном стиле не на ровном месте – к этому времени Пушкин опубликовал «Песни западных славян», «Песни о Стеньке Разине» - произведения, в которых Пушкин подражал народному эпическому творчеству. Белинский в своей статье о стихотворениях Лермонтова усмотрел связь поэмы «Про царя Ивана Васильевича» с лермонтовской «Думой». В «Думе» Лермонтов осуждает свое поколение и упоминает о прошлом: «К добру и злу постыдно равнодушны…» - вот какие мы, а наши предки были другими. Еще он соотносит «Песню про царя Ивана Васильевича» с «Бородином»: «Да, были люди в наше время…». Как в «Бородине» Лермонтов показывает, как нужно сражаться за свои идеалы, так и в «Песне про царя Ивана Васильевича».
В поэме показан царь Иван Васильевич, на пиру, в окружении своих опричников, т.е. самых близких людей. Опричники – это были вооруженные люди, воины, которые должны были защищать царя, убивать его врагов, выполнять все его приказы. Это была гвардия Ивана Грозного.
И вот один из его опричников на веселом пиру сидит грустный. Царь удивляется, спрашивает в чем дело, готов любыми средствами этого человека обрадовать, поддержать, помочь ему. Он, конечно, думает, что Кирибеевич грустит, что влюблен безответно – и в чем же дело, надо ей подарки дорогие сделать. А Кирибеевич объясняет, что она – мужняя жена. Такова завязка.
А дальше мы видим Степана Парамоновича, купца Калашникова, который ждет от обедни из церкви жену, Алену Дмитриевну, она опаздывает. А когда приходит – она возбуждена, расстроена, в слезах, просит защиты. Ее осрамил царский опричник. На улице стал признаваться ей в своей страсти, обнимать ее.
Стрепан Парамонович решил постоять за честь жены и за свою честь. А на реке Москве зима, кулачный бой, Кирибеевич вызывает любого соперника. Степан Парамонович выходит и предупреждает, что будет биться с обидчиком насмерть.
В образах народной поэзии описан бой. Степан Парамонович убивает Кирибеевича. Царь говорит, что за храбрость окажет милость купцу Калашникову, наградит его двумя столбами с перекладиной. Повесит. И утешает, что о жене и о детушках позаботится, так что купец Калашников может не беспокоиться.
Белинский не мог, или не хотел говорить о связи этого стихотворения с гибелью Пушкина. Но связь была. Пушкина убил гвардеец царя. Царь обещал поддержать после смерти семью Пушкина. Пушкин погиб, защищая честь своей жены и свою.
Поэма «Демон».
Эту поэму Лермонтов начал в 1829 году. И писал ее всю жизнь. Он ее не завершил. Известно 8 редакций этой поэмы. Образ демона был необыкновенно близок душе поэта. Лермонтов вынашивал его всю жизнь, образ этот менялся вместе с Лермонтовым, это необыкновенно личный, интимный образ. И вместе с тем – за образом Демона стоит огромная мировая культура, традиция –( Мильтон «Потерянный» и «Возвращенный» рай, Гете «Фауст», произведения Байрона, Пушкина). Несмотря на все попытки Лермонтову не пришлось увидеть при жизни опубликованной эту поэму. Впервые она была опублкиована в Германии в 1856 году по-русски, и в следующем году – перездана. А в России – только в 1860.
Почему демон стал интимно-близким образом Лермонтова? Невозможно представить себе более полное воплощение романтического одиночества. Демон – это ангел, восставший против самого Бога, низвергнутый Богом в ад, обреченный на вечную жизнь и на вечное страдание.
В одной из редакций дествие происходит в Испании, в более поздних – на Кавказе. Вначале – еще не так ярко выражена эта центральная идея полного одиночества и противопоставленности центрального образа всему остальному миру. А в последних редакциях это все есть.
Начинается поэма с того, как Демон скитается над миром. Дальше – воспоминания, чудесный картины Кавказа.
А дальше мы видим двор богатого князя Гудала, он выдает замуж свою дочь, красавицу Тамару. Конечно, это предельный, даже запредельный романтизм – абсолютному одиночеству демона противопоставлена Тамара с ее красотой – Лермонтов выписывает романтический портрет: это такая красавица, которой еще не было на земле. И конечно, эту необыкновенную красавицу полюбил необыкновенный демон.
А дальше, оказывается, отец уже просватал свою дочь за грузинского князя, властителя Сенадала, и жених со свитой спешит на свадьбу в дом Гудала. И он так спешил…
Там есть такая деталь – Лермонтов прекрасно знал Кавказ – на Кавказе на дороге стоит часовня. В другом месте. На пересечении дорог – крест. Это странники по какому-нибудь поводу водружают – или спасся от смерти, или в память об умершем, а уже другие странники, которые проходят мимо часовни и креста, останавливаются и молятся. А жених Тамары так спешил, что не остановился у креста. Он не помолился Богу и оказался во власти злой силы, Демона. Прямо не говорится, но нужно понимать так, что демон подослал засаду. Отряд жениха был атакован и перебит. Жених приехал на свадьбу – конь приволок его тело. Мертвого.
Демон ее утешает – так в восьмой редакции кончается первая часть.
А вторая происходит уже в монастыре. Тамара ушла в монастырь, потеряв любимого жениха. Но в монастыре не находит покоя – к ней является демон и искушает ее страстью.
Ему противостоит херувим, который защищает Тамару. Демон предъявляет свои права на Тамару, и херувим удаляется. Демон целует Тамару, поцелуй демона смертной девушке приносит смерть.
Тамара умирает и по ее душу является ангел. И дальше такая картина – ангел несет в небо душу Тамары, и из бездны, из ада, вздымается демон и говорит: «Она моя!». Но в этот раз ангел ее не оставляет.
«Демон» - одна из последних романтических поэм в русской поэзии вообще. В 40-е годы романтические поэмы писали уже только эпигоны. Моэно сказать, что эта заключительная сцена завершает не только поэму Лермонтова, но и романтическое движение в России: «Она страдала и любила, и рай открылся для любви».
«Тамбовская казначейша».
Эту поэму Лермонтов написал довольно быстро, не так, как «Демона». Он ее писал в конце 37-нач.38 года. Это поэма реалистическая. Она носит на себе все приметы раннего русского реализма. Здесь изображена жизнь не экзотическая, не демон, не грузинская красавица, а жизнь обыкновенных русских людей в Тамбове, в российской глубинке. Не убийства, не судьбы душ после смерти, а бытовой анекдот лежит в центре сюжета.
Слово анекдот в 1п.19в. было ближе к своей этимологии: по древнегречески значит «неопублкиованный». Это какое-то известие, которое передавалось из уст в уста и не было опубликовано. В начале 19 века любили анекдоты в таком значении. Пушкин их записывал. Теперь они, конечно, многократно опубликованы.
Мемуаристы 1п19в любили вводить в свои мемуары анекдоты, записывать то, что в документах не отражалось, а передавалось в семье, в кругу друзей, знакомых.
И вот на таком анекдоте построил свою поэму Лермонтов. Поэма эта отражает пушкинское влияние. Вот Пушкин умер – Лермонтов пишет»Песню про царя Ивана Васлильевича». «Тамбовскую казначейшу», которая по фабуле напоминает «Графа Нулина». И Лермонтов не только не скрывает совю связь с Пушкиным, но подчеркивает ее. Поэма имеет эпиграф: «Играй до не отыгрывайся» и подпись – пословийа. Здесь можно увидеть подражание Гоголю: Гоголь выбирал для эпиграфа «на зеркало нечего пенять, коли рожа крива».