Смекни!
smekni.com

Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке. (стр. 28 из 32)

МЕРТВЫЕ ДУШИ

    История создания

Гоголь задумал «Мертвые души» под влиянием Пушкина, который убедил его взяться за произведения большого объема. На жалобы Гоголя об отсутствии сюжета – подсказал сюжет «Мертвых душ». И Гоголь очень буквально воспринял слова Пушкина. Он решил написать произведение, которое могла бы равняться с «Дон Кихотом» и «Божественной комедией».

«Мертвые души» в том виде, в каком мы их знаем, представляют собой пародию на «Дон Кихота», пародию в высоком смысле слова. Пародию в том смысле, что произведение построено на противоположных образах, противоположных мотивах. У Сервантеса какой мотив? Дон Кихот – совершенно бескорыстный, возвышенный духом, ищет свой идеал. ВО имя идеала – странствует по Испании. А Гоголь сделал своим героем приобретателя, которого никакие возвышенные идеи и образы не привлекают. Можно сказать, что Чичиков – полная противоположность Дон Кихота. Но как Дон Кихот странствовал по Испании, так же Чичиков странствовал по России. И как во время странствия Дон Кихота перед читателем встает образ Испании, так перед читателем «Мертвых душ»встает образ России.

Вот что дал Гоголю пример Сервантеса. «Божественная комедия» выразила мировоззрение европейского человека на рубеже между Средними веками и возрождением. В соответствии с мировоззрением человека тринадцатого века, «Божественная комедия» состоит из трех частей. Как в представлении христианства мир делится на ад, чистилище и рай, так свою поэму строит Данте.

И Гоголь решил написать о русской жизни божественную комедию, но наоборот. В одном письме у него есть, что он поставил себе задачу: показать всю Русь со всех сторон.

Первая часть должна была показывать ад русской жизни, вторая – чистилище, и третья – рай. По мере работы Гоголь убеждался, что осуществить такой замысел не в его силах. С одной стороны, такой замысел превосходил человеческие возможности, с другой – русская жизнь не давала Гоголю материала для воплощения этого замысла. У Данте материал Чистилища и особенно – Рая – мифологический. А Гоголь по характеру своего дара был реалистом. А найти в русской жизни элементы рая было трудно. И тогда – это тоже есть в одном письме – Гоголь решил показать всю Русь с одного боку, ее беды. Но он никогда не отказывался от первоначального замысла. И в первом томе мы встретим ростки второго и третьего.

Гоголь успел написать второй том и уничтожил его. Остались отдельные главы, которые в ранних редакциях он дарил своим друзьям, прежде всего, Аксакову. Они всегда печатаются приложением к первому тому.

И там ясно виден такой момент – как Чичиков, этот прожженный негодяй, мошенник, проходит Чистилище. Он разоблачен губернатором, несет наказние и перерождается. Конечно, это все только в намеках, нескольких эпизодах, но мы знаем целый замысел.

Работа над «Мертвыми душами» заняла у Гоголя все лучшие годы его жизни. Он задумал их в 35-м году, и работал до самой смерти, до 52-го года.

    Затекст.

Затекст – та реальность, которая стоит за художественным произведением.

Во времена крепостного права были сословия верхние, освобожденные от податей, а было – податное сословие, крестьяне.

Крепостной крестьянин никакой самостоятельной роли в жизни государства не играл. За них подати вносили помещики, которые ими владели. Они выколачивали средства из крестьян и часть средств вносили в казну. Чтобы узнать, кто из помещиков за сколько крестьян должен вносить податей, раз в несколько лет проводилась ревизия – перепись крепостных крестьян. Примерно раз в 10 лет.

Каждый помещик сам подавал ревизскую сказку. Ревизская сказка – список крепостных крестьян. Крепостными считались взрослые мужчины. В ревизской сказке указывались только мужчины-крестьяне. Сказка подавалась во время ревизии и до следующей ревизии помещик платил подати за то количество крестьян, которых он показал в ревизской сказке. Конечно, за 10-12 лет кто-то из крестьян умирал, кто-то бежал, зато мальчики входили в возраст и становились тягловой силой, а помещик платил все то же.

И Чичиков решил на этом сыграть. Вот он приезжает к Плюшкину, который жалуется на бедность (от жадности).

Чичиков предлагает взять плату за беглых и мертвых крестьян на себя – только нужно составить документ, будто Чичиков купил у Плюшкина крестьян. Регистрируют документ и с этой минуты крестьяне проданы Чичикову. Суть аферы Чичикова – он решил, что он приобретет бесплатно документы на владение крепостными душами. У него были мысли о 200, может, больше. Существовал дворянский банк. Банк этот был основан правительством для поддержки дворян, которые часто плохо вели свое хозяйство, им нужны были деньги, дворянский банк давал дворянам ссуду под залог крепостных крестьян. Можно было заложить душу в банк и получить за нее, например, 100 рублей – большие деньги.

А Чичиков основывал свой расчет на важных распоряжениях правительства. В 18 веке и начале 19 русское государство завоевало много земель на побережье Черного моря. Надо было их осваивать. Их бесплатно давали помещикам, с условием, чтобы они туда переселяли часть своих крестьян и чтобы крестьяне эти земли обрабатывали. И Чичиков говорит чиновникам и помещикам, что он покупает крестьян на вывод, т.е. для вывода их какую-то южную губернию.

А в действительности план у него другой – заложить приобретенные души в банк, получить огромную сумму и исчезнуть на просторах России.

Вот та русская реальность, которая стоит за «Мертвыми душами».

    Поэтика.

Первый том «Мертвых душ» построен гармонично. Первая глава показывает нам, как господин, ни молодой, ни старый, ни худой, ни толстый, в своей бричке въезжает в губернский город. На протяжении 19 века был обычай – совершенно незнакомый человек, если он дворянин, приехав в город, являлся с визитом к губернатору и чиновникам представиться и засвидетельствовать свое почтение.

Чичиков является с визитами, он ловкий пройдоха, умеет каждому польстить, Гоголь непревзойденный юморист, рассказывает о том, что губернатор вышивает по тюлю, а Чичиков восхищается вышивкой.

И вот он получает приглашение на бал.

Такова первая глава. Он на бале, знакомится с помещиками, Чичиков получает приглашение от Манилова в гости, так начинается его афера.

Дальше – пять глав повествуют о том, как Чичиков посещает Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина.

Имеет значение порядок. Если мы после Манилова видим Коробочку, то особой разницу между ними нет. Манилов долго не может понять, чего от него хочет Чичиков, а Коробочка вообще спрашивает, будет ли он их выкапывать. Если сопоставить Коробочку с Ноздревым – тоже разница в их умственных способностях не бросается в глазах. Но если сопоставить Манилова и Плюшкина, то видно, что, по мере перехода от одного помещика к другому мы видим пять этапов падения человека, утраты человеком человеческих черт.

О Манилове Гоголь говорит, что у него в лице немного передано сахару. А на другом конце этой цепи стоит Плюшкин, который вообще не человек, а прореха на человечестве.

У Гоголя- ряд характерных приемов.

Гоголь показывает деревню, в которой живут крепостные. У Собакевича – все основательно, у Ноздрева – кое-как, у Плюшкина – разваливаются избы крестьян. Это уже характеристика помещика. Дальше – дом помещика снаружи, что тоже соответствует характеру. Дальше – интерьер, внутреннее помещение. У Собакевича неудобная мебель, но прочная.

Очень важно проследить за угощением, которое каждый помещик предлагает Чичикову. У Ноздрева- «французские вина», отдающие русской сивухой, а Плюшкин велит принести пряник, который дочь привезла в прошлом году, только счистить плесень, которую не выбрасывать, а дать кормом курам.

Очень важный момент – момент передачи мертвых душ от помещиков к Чичикову. Манилов сперва не может понять вообще, что Чичиков от него хочет, а когда понимает, у него в сознании закрадываются опасения – не противоречит ли это видам правительства?

Чичиков Отвечает – нет и для Манилова этого достаточно. В губернском правлении нужно платить пошлину за покупку мертвых душ, обычно – кто покупает, тот и платит. А Манилов так полюбил Чичикова неизвестно за что, что пошлину взял на себя.

Коробочка, которую Чичиков про себя назвал «дубинноголовая», - тоже не понимает, а потом продает Чичикову, а потом приезжает в губернский город узнать, не продешевила ли она.

Ноздрев - отпетый мошенник, и он хочет как-то обобрать Чичикова. Он предлагает ему всякие обмены – на бричку, потом предлагает играть в шашки. И Ноздрев мухлюет.

Ноздрев Чичикову мстит – он приезжает в губернский город и рассказывает, что Чичиков скупает мертвые души.

Собакевич… очень интересно показано, как он продает мертвые души. Чичиков ему объясняет, что он хочет, и Собакевич совершенно спокойно это воспринимает. Самое поразительное место – когда эти два сквалыги торгуются ради продажи/приобретения несуществующих людей.

Так, глава за главой, Гоголь раскрывает жизнь России – с одной стороны - помещики, с другой - души тех крепостных, которыми идет торговля.

После шестой главы идет 4 главы, в которых описывается, как Чичиков в губернском городе оформляет свои покупки, как его разоблачают Коробочка и Ноздрев, идут сплетни. Причем Гоголь поднимается до такого гротеска, который кажется невероятным, но показывает ничтожество человека: кто-то предполагает, что Чичиков – Наполеон. Кто-то – что он – безногий Копейкин, кто-то – что он Ринальдо Ринальдини.

И наконец, Гоголь рассказывает о детстве своего героя. Очень колоритно – отношение Чичикова к учителю, в отличие от мальчиков, которые шалили, Чичиков был ласков. И когда учитель состарился, ученики помогали, а Чичиков пожалел. Так что перед нами дорисован образ, который постепенно раскрывался.

Чичиков – приобретатель, такое слово для него находит Гоголь. И говорит, что обычно писатель берет какого-то героя в качестве главного действующего лица, а он вот взял человека совершенно ничтожного, нехорошего, дрянного.