Смекни!
smekni.com

Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке. (стр. 29 из 32)

И теперь видно: что Гоголь перевел русскую литературу от изборажения Онегиных и Печориных к Чичиковым и Плюшкиным.

Почему Гоголь назвал свое произведение поэмой?

Во-первых – связь с Данте. Но этого недостаточно.

Дело в том, что в «Мертвых душах» Гоголь вполне раскрылся как поэт. Оказывается, его область поэзии – эта все та же русская жизнь, но показанная с другой стороны. Один из распространенных приемов в гоголевской поэзии – амплификация.

Амплификация - развертывание образа.

Эти амплификации переходят у Гоголя в лирические отступления.

В главе о Плюшкине, завершающей первую половину тома, есть отступление «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных…».

Возможно, здесь Гоголь себе противопоставляет своего друга, Жуковского

Смирнова. Поэма гоголя Мертвые души. Комментарий. Превое издания – 87-й год.

Это жанр литературного комменатрия..

ВМ. Жирмунгский - идея такая – ритм прозы Гоголя основывает на повторении сходных синтаксических конструкций.

ДРАМАТУРГИЯ ГОГОЛЯ

  1. Из литературы.
  2. Ранний период.
  3. «Ревизор».
  4. Средства юмора.
  5. После «Ревизора»

1. Юрий Владимирович Манн - один из крупнейших исследователей Гоголя. «Комедия Гоголя «Ревизор»». Первое издание – М, 1966 год.

Войтловская Э.Л. «Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарий». Л. 1971.

a.Гоголь проявлял интерес к театру начиная с Нежина. Он даже играл в ученическом театре. И очень рано приехав в Петербург, немного осмотревшись, он задумывает свою первую пьесу – комедию «Владимир третьей степени». Название несколько необычное – Гоголь любил сразу поразить читателя. В Российской империи был орден святого Владимира, который имел несколько степеней, третья- высокая, предпоследняя, носили на шее, на ленте. Восьмого декабря 1832 года Петр Александрович Плетнев, ректор университета, пишет Жуковскому о том, что Гоголь задумал «Владимира третьей степени». В 1847 году Гоголь написал последнее свое драматическое произведение. Таким образом, драматургия Гоголья укладывается в 15 лет. Это был период творческого расцвета. Ранний период Драматургического творчества Гоголя – 1832-1835 годы. Это период замыслов. Период драматургических опытов. Гоголь в это время намечает все свои драматургические сюжеты. Дальше Гоголь их уже разрабатывает (за пределами раннего периода). «Владимир Третьей степени» Гоголь не дописал. Он довольно много успел сделать и бросил свою комедию. Неясно, почему он ее оставил – на этот счет есть два предположения у исследователей Гоголевской драматургии. Одни биографы предполагают, что Гоголь задумал большую комедию с несколькими сюжетными линиями и не сумел с нею справиться. Другая точка зрения состоит в том, что Гоголь понял, что его «Владимир Третьей степени» не пропустит цензура. Роба эти фактора, может быть, действовали совместно.

Живет чиновник Петербургский, Петр Петрович Бурдюков, типичный взяточник, карьерист. И мечтает получить Владимира Третьей степени. Умирает его тетушка, оставляет большое наследство. Завещание написано в его пользу. Но вот беда – это завещание подписано вместо имени тетушки Евдокия словом Обмакни. И брат Петра Петровича, Христофор Петрович, приезжает из Тамбова в Петербург, чтобы отсудить наследство себе, брата, Петра Петровича, обвинить в уголовном преступлении – подделке завещания, и завязывается очень острый конфликт. И у того и у другого – свои сторонники. В том числе некая пожилая дама, Марья Александровна, у которой своя забота – сын, Михаил Андреевич, он полюбил бедную девушку, мечтает на ней жениться, а мать ни за что не хочет этого допустить, и она находит проходимца, который берется за деньги скомпрометировать эту девушку в глазах жениха. Вторая сюжетная линия в сущности не пересекается с первой.

Когда Гоголь понял, что не будет дописывать «Владимир Третьей степени», он выкроил четыре сцены, которые ему было жаль выбрасывать. Кроме того, сохранилось письмо Михаила Семеновича Щепкина, артиста, друга Гоголя, с которого начался реализм на русской сцене. Так вот, сохранилось письмо, какую замечательную заключительную сцену написал Гоголь для своей комедии. Петр Петрович Бурдюков, не дождавшийся Владимира Третьей степени, сидит у себя дома перед зеркалом, в чиновничьем мундире, и любуется орденом Владимира Третьей степени, который существует только в его воображении. Он сошел с ума, да так сошел с ума, что уже считает себя Владимиром Третьей степени – гротеск, полное искажение действительности. И Щепкин пишет приятелю, с каким нетерпением он ждет возможности сыграть Бурдюкова и эту заключительную сцену. К сожалению, Щепкину никогда не пришлось играть в этой комедии.

У Гоголя есть письмо, в котором он говорит, что теперь он пишет комедию, с «сюжетом, которым и квартальный не мог бы обидеться». Комедия называется «Женихи». Скорее все-таки по цензурным соображениям Гоголь оставил «Владимира Третьей степени». Потому что больше никогда в жизни пьес о жизни столицы он не писал. Дело в том, что цензура по-разному относилась к изображению столицы и провинций – изображение плохого в столице вызывало грустные мысли о всей империи, в провинции – нет. Следующая комедия – «Женихи». Действие происходит в провинциальном городе, есть невеста и несколько претендентов на ее руку. Невеста – купеческая дочь, у нее богатое приданое. Но и эту комедию Гоголь оставил на половине работы Тут легче сказать причину. Так как намечены характеры – они очень прямолинейны и примитивны, а гоголь очень быстро творчески рос, и, видимо, не успев написать эту комедию, он уже в ней разочаровался.

В это время, 35-й год, Гоголь испытывает судьбу на поприще профессора всеобщей истории и одновременно он задумывает трагедию из английской истории под названием «Альфред». Образцом ему служит Шекспир, первые два акта были почти готовы. Но в амплуа профессора Гоголь потерпел неудачу, он оставил всеобщую историю и оставил своего «Альфреда». Он берется за драму из украинской истории – то, что ему ближе. Однако драма у него не пошла. Он все-таки комедиограф, он почувствовал это, оставил «Альфредо», драму из украинской истории, и возвращается к жанру комедии. Работает над комедией «Игроки». Сюжет комедии прост – есть шулер, который останавливается в гостинице, чтобы подловить какого-нибудь простофилю-помещика с деньгами и обчистить его. А тут ему так повезло, что целая компания помещиков – трое. И он садится с ними играть. И на его беду оказывается, что они тоже шулера. На сюжете обманутого обманщика строится эта комедия. Но дописал ее Гоголь позже. А сейчас – как раз Пушкин дал ему сюжет «Ревизора» и он создает первую редакцию «Ревизора» - первое драматическое произведение, которое Гоголь завершил. Начал он в 35-м году, завершил в 36-м.

    «Ревизор» Гоголь намеренно погружает в глухую провинцию: «три года скачи – отсюда до границы все равно не доскачешь» - чтобы исключить цензурные придирки. «Ревизор» не только одно из величайших произведений русской драматургии, но и мировой. Это слова иностранных драматургов. Джон Пристли, 1п 20 века, например.»Он пришел» и «Время и семья Конвей». Пристли написал, что учился на «Ревизоре» Гоголя, и «Он пришел» в некотором отношении напоминает «Ревизора». «Ревизор» - пьеса совершенная. Завязка намечена в первой реплике комедии. Открывается занавес, комната в доме городничего, городничий, чиновники, которых он пригласил, и первая его фраза: «Я пригласил вас господа для того, чтобы сообщить пренеприятное известие – к нам едет ревизор», чиновники в испуге – и пошло действие. И здесь Гоголь выступает безукоризненным мастером, он овладел драматургическим искусством, комедия держится на сложной фабуле, происходит много перипетий. Казалось бы, уже она подходит к концу, уже выяснилось, что Хлестаков – самозванец, уже чиновники пережили и насмешки Хлестакова, и с облегчением вздохнули, и вот последняя фраза: появляется жандарм и докладывает городничему: «Чиновник, по высочайшему повелению явившийся из Петербурга, требует вас немедленно к себе». В комедии очень важны мотивировки. Как могло случиться, что какой-то Хлестаков, щелкопер, совсем молодой, был принят за важного ревизора из Петербурга да еще и городничим, который гордится тем, что сколько он ни нарушал законы, ни разу не попался, и даже двух губернаторов обманул. Гоголь это мотивирует строго: он показывает, что эти чиновники так погрязли в казнокрадстве, взяточничестве, что смертельно испугались. И уже не смотрят ни на возраст Хлестакова, ни на поведение его. У них задача – принять его, напоить до пьяна, под видом дачи взаймы сунуть ему побольше денег и выпроводить из своего города.

Откуда сюжет комедии? Когда Пушкин ездил по местам пугачевского восстания, в одном городке был принят за ревизора. Гоголь создает гротеск и вместе с тем заботится от правдоподобии, о мотивировке событий и характеров. Комедия стала произведением большой обличительной силы. В воспоминаниях современников рассказывается, что на премьере присутствовал Николай Первый. И смеялся, и аплодировал. А по окончании спектакля сказал: «Всем досталось, а мне больше всех». А когда позже в губернии одной его знакомили с чиновниками он сказал – а я этих господ знаю. Он сказал позже – а я их знаю по «Ревизору» господина Гоголя. У Гоголя были свои средства, с помощью которых он пытался убежить зрителей, читателей, с помощью которых он стремился убедить читателейц в типичности своих комедий. У Гоголя было любимое имя – Иван. В «Ревизоре» - Иван Кузьмич Шпейсер и.т.п. Наряду с этим есть и такие фамилии, как ДержиМорда.

    О том, что такое юмор написано много и очень умными людьми. У Анри Бергсона, который опирается и на примеры из Гоголя. Его идея: юмор заключается в том, что писатель низводит человека с его положения самого высокого в мире». А писатель наделяет его свойствами либо животного, либо механизма. Развенчивает его положение. Это – основной принцип юмора. Один из приемов низведения человека с его высокой позиции – удвоение. Человек, каждый из нас, единственен и неповторим. Если писатель вводит пару, он тем самым уже снижает человека. «Повесть о том ,как поссорились…» - это сопоставление проходит через всю повесть. В «Ревизоре» действует Петр Иванович Бобчинский и Добчинский. Это уже наполовину марионетки – никакой человеческой индивидуальности у них нет.

Другой важный прием снижения персонажа – изображение человека с поврежденной психикой. Изображение уже неполноценного человека. Или человека, вроде нормального – Хлестаков, ничего не понимая, пускается во все тяжкие,пускается за женой Антоновича Антоновича, городничего. А умный Осип наблюдает за этим и говорит своему барину, что нужно уезжать из этого города как можно быстрее, пока их не разоблачили. Городничий очень умен, он пройдоха, но под влиянием страха и он теряется, теряет человеческий облик, узнает о том, что приехал ревизор и в ужасе перечисляет свои грешки и в том числе, что приказал высечь унтер-офицерскую вдову. А когда появляется «ревизор», - городничий говорит: «вам доложили, что по моему приказу высечена унтер-офицерская вдова, так вы не верьте, это она сама себя высекла!».