Смекни!
smekni.com

Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке. (стр. 30 из 32)

Бергсон показывает, что чем внезапнее переход от человеческого к низкому, тем сильнее юмор. И Гоголь знал это своей гениальной интуицией – он завершает свою комедию немой сценой. Вот является жанрдарм, докладывает, что приехал из Петербурга чиновник. И Гоголь описывает, что из груди всех чиновников вырывается крик и они застывают в нелепых позах, в которых их застал жандарм.

Немую сцену смог поставить только Мейерхольд.

    «Ревизор» – один из 3 столпов, на которых держится здание русского театра (Еще «Недоросль» и «Горе от ума». На этих трех китах – театр Островского.

Гоголь возвращается к «Игрокам», оканчивает эту комедию, совершенно без соц.смысла. Он возвращается к комедии «Женихи», создает, дорабатывает ее, получая превосходную комедию «Женитьба». 1842:Гоголь пишет и печатает пьесу «Театральный разъезд после представления новой комедии». Прошло 3 года после «Ревизора» и Гоголь подводит итоги. Открывается занавес, зрители видят фойе, где стоит автор и слушает, как публика воспринимает идущую пьесу. Спектакль кончается, публика выходит, автор прислоняется к колонне и слушает. Речь, конечно, о тех оценках «Ревизора», которые Гоголь слышал и видел в печати. Перед автором проходит множество лиц, пара аристократов, офицеры, чиновник,2 бекеши,Автор разочарован – ничего не слышно о пьесе.

Идут двое. И от них – разумные речи. Кто хвалит, кто спорит, но в общем оценки доброжелателные.

Гоголь удивлен, что никто не увидел положительного лица в пьесе - смеха. Высмеивая, он стремится излечить. Здесь заканчивается центральный период творчества Гоголья: 35-42годы. В драматургии Гоголя наступает длительный перерыв, через 4 года он пишет одноактную сценку под названием «Развязка Ревизора». Вслед – еще одноактную пьесу «Дополнение к «Развязке «Ревизора»». В дорев.театре был обычай устраивать для актеров бенефисы. В течение каждого сезона – 1 бенефис, весь сбор – актеру. Но в бенефисы полагалось ставить пьесу, которую еще нигде не ставили. Щепкин попросил о пьесе Гоголя. Тот написал развязку ревизора. Щепкин отказался ставить эту сцену в бенефис. Обычно Ревизора заканчивали приездом настоящего ревизора.

Гоголь сетует, что никто не понял ,что Город, изображенный в пьесе, не существует в России. Город – наша душа. Чиновники – наши низменные страстишки, Хлестаков – нечитсый дух, искушающий, Ревизор – совесть. Гоголь придает своей комедии мистическое значение, наст.ревизор – Бог. У такой трактовки большая история, она восходит к Блаженному Августину, одному из отцов церкви, одному из 1 христиан, он жил 4-5в.н.э., его книга – «Исповедь».

Незадолго до смерти он написал трактат «О граде Божьем». Там он и говорит о том, что задача каждого из нас – строить в своей душе град Божий. Мысль Баевского: комедию можно понимать и так и так.

Западники и славянофилы.

1.Лит.

2.Зап.

3.Славянофилы.

Источники:

Киреевский Иван Васильевич «Критика и эстетика», М., 1979г.

Аксаков Константин Сергеевич «Литературная критика», М., 1981.

Пособия:

Василий Иванович Кулешов : 1) «Славянофилы и рус.лит» М., 1976.

2)»Лит.взгляды и творчество славянофилов» М., 1978.

2. Западники:

Философическиое письмо Чаадаева вызвало кристаллизацию общественных взглядов в образованном русском обществе. Некоторые считают, что с Чаадаева, западников и славянофилов началась русская интеллигенция. Статья Чаадаева заставила каждого задуматься над судьбами своей родины, принять их близко к сердцу. Историософские взгляды Чаадаева были предопределены положением России между Европой и Азией, Западом и Востоком. Нужно было ответить на вопрос – хорошо или плохо поступил Петр1, повернув Россию на европейски путь.

Очевидно, что стали развиваться науки и.т.п., возникло дворянство, привелегированный класс служилых людей, который как-то сразу стал особым народом в русском народе, даже язык свой – французский. Достижения Петровы - дорогой ценой. Как взвесить и на каких весах?

Об этом и спорили славянофилы с западниками.

Западники: Герцен, Огарев, Белинский, Анненков, Тургенев И.С, Сергей Тимофеевич Грановский, Михаил Бакунин.

Вскоре выяснилось, что по политическим взглядам они не едины. Они ориентировались на Запад, то есть в истории русской выделяли 2 события: принятие христианства и петровские реформы в 18веке. Западники считали, что плохо, что Русь приняла христианство не из Европы, а из Византии – на Руси – православие, на Западе – католицизм. Поэтому русская культура была отделена от западноевропейской культуры.

По политическим взглядам западниуи разделились в 1840.

Стало ясно, что Герцен с Огаревым – революционеры, Бакунин – революционер, а Грановский, Тургенев, Анненков – либералы-постепеновцы. Белинский занимал промежуточное положение.

Западники-революционеры видели себя наследниками декабристов, а либералы – нет. Дело дошло до откровенного разрыва. Большое значение имели публичные лекции Грановского. Естественно-научные статьи публиковал в «Отечественных записках» Герцен, но главное в деятельности западников именно то, что они создали замечательную литературную школу 40-х годов, натуральную школу.

Западникам ожесточенно противостояли славянофилы.

3.Славянофилы.

Языков. В 1844-45 годах он опубликовал цикл эпиграмм, щедро распределяя хулы и похвалы. Языков был больной, полуслепой, вызвать на дуэль его было нельзя, тогда Грановский вызвал Хомякова. С другой стороны, Языков не скупился и на похвалы славянофилам. Их журнал – «Московитянин». Старшие славянофилы – Киреевские, Хомяков, Аксаков – были тесно связаны с западом, особенно – с Германией, в которой в 1п19в была яркая вспышка народного самосознания, там собирали фольклор, в этом отношении русские славянофилы брали с немцев пример.

В 40-е годы подводились итоги 1п19в в русской литературе.

В деятельности натуральной школы русский реализм из младшей линии переходит в старшую. А Аксаковы обрушились на реализм! Соловьев о славянофилах говорил: «Антиисторическое направление». Славянофилы призывали к объединению, но некоторые были под властью Турции. Нарушался принцип ….(?) А некоторые славянофилы похволяли себе писать (Тютчев), что столицей должен быть Константинополь.

Баевский

Натуральная шко а

Хорошая книга василия ив новича поляшова натуральная школа в рус.лит.19века, м, просвещение, 1965

Натуральная школа - важнейшее явление в рус.лит.сер 19 века.

Натуральная школа - этО лит.движение 40х годов 19 века, точнее вторая половина 30х годов - это подготовка натур.школы, 1841-1848- расцвет. и 1849-1855-завершение.

Школа -группа писателей, которые регулярно встречаются, обсуждают собственнные произведения, вырабатывая общее отношение к литературе, обсуждают чужие произведения...у них есть излюбленный стиль, жанры, темы, иногда даже образы. Они общаются в непринужденной обстановке.

Во второй половине 30х годов стали заметны существенные сдвиги в рус.лит. Их первым уловил Белинский. Имеется ввиду статья о русской повести и повестях господина Гоголя.

Это бы предчувствие натуральной школы.

В Москве быт Белинского был налажен очень плохо. Вообще Белинский был человеком безбытийным - он парил в мире литературы. Иногда жил впроголодь. А в Петербурге в это время очень преприимчивый журналист Краевский задумал издавать новый журнал, Отечественные записки. Дело было рискованное. В русской журналистике господствовали 3 журналиста, которых Пушкин называл сволочь нашей литературы Булгарин, Греч и Синьковский. Их газеты имели масссу подписчиков, публиковали низкого сорта ромАны, сатирические нападки на лучших писателей и поэтому привлекали внимание невзыскательных читателей. Только им разрешалось помещать иностранные известия, публиковать гос.документы.

И вот появляется человек, который осмеливается вступит в соперничество с этим триумвиатом. Он начал с того, что пригласил Белинского.

Белинский должен вести два раздела: критика и библиография- краткие сообщения обо всех книгах, которые издавались.

Отдел критики стал ведущим в этом журнале!

Для того, чтобы привлечь посетителей владельцы кафе выписывали журналы, чтобы их читали в ожидании. И молодежь приходила ради отечественных записок.

Кроме того, Краевский подружился с Лермонтовым.

Осенью 39 Белинский переехал в Петербург, утвердился в качестве ведущего критика и стал привлекать в журнал лучших современных писателей. А лучшие писАтели по его представлению были реалисты. Можно сказать , что Белинский повел за собой рус.лит. Он вывел реализм в старшую линию лит.процесса.

История совр.журналистики и отчасти история литературы есть История отечественных записок -писал он.