Смекни!
smekni.com

Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке. (стр. 31 из 32)

Какова была эстетика натуральной школы? Знаменем

Натур.школы был Гоголь.Кроме Гоголя опирались на Пушкина, Лермонтова, Гюго, Бальзака, Дюма, Диккенса.

Натура с латыни - природа. Натуральная школа - это та школа в литературе, которая стремится воссоздать жизнь Такой, какой она является в действительности. Идея заимствована у французов , более у Бальзака,термин то же.

В полит.отношении в России было время николаевской реакции и самых суровых цензурных запретов. Поэтому писатели должны были воздерживаться от изображения темных сторон рус.жизни. Писатели не хотели отказываться от этого. И они изображали городскую бедноту, котОрая на грани нищеты ютилась по подвалам и чердакам. Это были, например, мещане, добывавшие средства ремеслом.

Писатели натур.школы изображали крепостных крестьян. Для тоГо, чтобы цензура пропустила, они избегали создавать широкие полотна русской жизни. То есть романов и поэм не писали. Их излюбленным жанром стал физиологический очерк. Очерк-это произведение, которое воссоздает факты жизни. А физиологический - метафора: изучается организм общества и показывается, как он работает.

За 10 лет расцвета натуральной школы бы опубликовано свыше 700 физиологических очерков. Это был ведущий жанр.

Публиковались в первую очередь в отечественных записках, в других, и в альманахах.

Альманах - арабское слово. Аль -артикль, а манах - Месяц. Альманах - календарь. Было принято помещать в календарях небольшие рассказики. Как бы в подражание к Новому году стали выпускать толстый сборник художественных произведений.

Писатели пытались освободиться от власти Краевского. Новые журналы бы запрещено выпускать - где им публиковаться? В альманахах.

1844 год. Выходит альманах физиология Петербурга, часть первая. 1845 - вторая. 1846 - петербургский сборник. На 1847 Белинский собирает альманах под названием Левиафан.Альманах издан не был.

Кто составлял ядро натуральной школы?

Из самых первых - Некрасов, Достоевский, Гончаров, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой.

Достоевский поступил в военное инженерное училище. Его товарищем был Григорович. Оба были небоГаты, поселились вместе, сняли квартирку. Григорович скоро стал писателем натуральной школы. Он написал физиологический очерк Петербургский шармАнщик.Григорович познакомился более чем с 30 шарманщиками. Очерк опубликовали. А Достоевский тайком от Григоровича писал сВой первый роман Бедные люди. И Достоевский решился показать свой роман приятелю. Григорович в восторГе обещал показать Некрасову, а тот был знаком с Белинским. Ворвались к нему Григорович и Некрасов с криками новый Гоголь родился! А Белинский ответил , мол , у вас Гоголи как грибы растут. Прочитав, потребовал Достоевского.

Пути Достоевского и Белинского скоро разошлись. Белинский был за революцию, Достоевский больше приходил к консерватизму.

Это один пример того, каК Белинский вводил писателей в литературу.

В конце 40х годов обстоятельства складывались так, что сВергнуть власть Краевского писателям натуральной школы было необходимо. Белинский был болен чахоткой. Он и его друзья решили, что нужно найти такой журнал, который можно бы бы взять в аренду. Был один журнал, который прозябал. Издавал его Плетнев...это был Пушкинский Современник. И вот Некрасов и Панаев, дворянин, который дал деньги, Некрасов использовал деловую хватку, они пришли к Плетневу и преожили ему большую сумму, чтобы он передал журнал им. Некрасов использовал материалы, которые Белинский собрал для Левиафана и в 1847 году вышел журнал под новой редакцией Некрасова и Панаева.

В это время натуральная школа вошла в жизнь настолько, чтО был сочинен Каратыгиным водевиль с таким названием.

Журнал Современник в руках Некрасова расцвел и стал ведущим журналом на 20 лет, пока не был закрыт правительством. Дальше помогали Чернышевский, Добролюбов. Но это уже за пределами натуральной школы, время ее подходило к концу. Последними были Салтыков-Щедрин с Губернскими очерками и Толстой с Детством и СевастОпольскими рассказами.

Умер Николай Первый, взошел на престол Александр 2, была отмена крепостного права, ослабела цензура. И первые ласточки - поэма Некрасова Саша, роман Тургенева Рудин -уже за пределами натуралтной школы, которая подготовила русский роман 2п19в., высшее достижение русской литературы за все время ее существования.

Виссарион Григорьевич Белинский

1811-1848

Лит:

Борис Федорович Егоров Литературно-критическая деятельность Белинского, М, 1982.

Белинский - первый писатель-разночинец, с которым мы встречаемся в этом курсе. Он сын военно-морского лекаря. Получил слабое образование. Не кчил московской гимнащии, был принят в Московский университет, написал антикрепостническую драму Калинин. Драма подражатнльная, но политическая. Он представил пьесу в цензуру, главным московским цензором был ректор. Ограничились исключением из университета.

По природным данным он выдающийся, но недруги попрекали его тем, что был недоучкой.

Будучи студентом, он подружился со Станкевичем, Шеллинг сказал:такие люДи много делают уже тем, что живут на земле. Вокруг Станк вича собрался кружок университетской молодежи.

Станкевич с друзьями изучал Гегеля.

В Москве началась деятельность Белинского в качестве литературНоГо критика. Здесь Белинский развивал идеи примирения с действительност ю. Гегель учил, что все действительное-разумно, а все разумное-действительно.

Когда Белинский попал вмПетербург, он познакомился с Герценом который, наполовину немец, п екрасно знал Гегеля.

Он понял, чтО децствительно и будущее-революция.

Между Герценом и Белинским были ожесточенные споры, наконец, Белинский воспринял революционную идеи и Стал ее гячо проповедовать.

В Пете бурГе Белинский собирает натуральную школу.

Белинский является основоположником русской наУки о литературе, истинной русской критики. До него критика была на субъективном уровне.

Белинского иногда называют Пушкиным русской критики. Как Пушкин положил начало новой русской литературе, так Белинский положил начало науке о критике и науке о литературе.

Белинский использовал историзм, введенный Гегелем. Он создал историко-литературНую концепцию. Классицизм он назвал Ломоносовским пЕриодом, Карамзинским периодом-сентиментализм, Пушкинский период- здесь есть разномыслие:в некотОрых стат ях Жуковский относится тО к Карамзинскому периоду, то к Пушкинскому. Гоголевский период и натуральная школа.

Второе:он каждого писателя стал соотносить с Исторической шкалой.

Другая часть науки о литературе - учение о пафосе. Здесь Белинский тоже опирается на Гегеля.

Дерива ция - развития значение.

Начальное значение пафоса - стРадание. Но Аристотель дал слову пафос [патос-греч] другое значение: сильное влияние, которое художественное произведение оказывает на читателя или зрителя.

Гегель это воспринял, но дал несколько другое толкование -как возникает фос.Это стало одним из центров теории Белинского, у котороГо пафос - это то зерно, из которого вырастает произведение или все творчество писателя.

Уче ие о пафосе подробнее всего он изложил в Статьях о Пушкине. Белинский требовал, чтобы читатель проделывал тот же путь, что и автор, но в обратном направлении. У автОра возникает пафос, разрастается, стРоится фабула с перипетиями, образы. А читатель знакоми ся с этим произведением, и под конец добирается до пафоса.

Он на деле показал, что его метОд постижения литнратурного произведения работает.

Как Белинский применял это в литературном анализе.

У Белинского есть статья О делении литературы на родЫ и виды. КаждыЙ Из видов делится на жанры. Вооруженныц теорией, Белинский характеризует русских писателей. В Отечественных записках Белинский пишет 11 статей о Пушкине. Он говорит, чтО Пушкин как море, другие писатели-реки, которые впадают в это Море. Пушкин-первый поэт-художник[ради удовольствия читаем].

Пушкин-первый нар дный поэт.

И, наКонец, фос творчества Пушкина - художесвенность. Это универсальност в жанрах и поэтических родах. Во-втОрых, художественность включает в себя гумАнность. До Пушкина у каждого писателя были сВои темы и образы. Пушкин - перй писатель, которому подвластно все.

Позже ДостОевский пустил в ход замечательное слово о Пушкине - всечевечность. Белинский подчеркнул- Пушкин не Байр н. Байрон великий поэт, но односторонний. Переходя к Евгению Огину Белинский говори , что он вместе с Горем от ума по ожил начало новой литературе. Историческое - потому чтО в Евгении Онегине показано русское общество, показан русский человек в один из важнейших пЕриодов русской жизни.

Белинский решается сказат Такие слова, чтО Евгений Онегин - это шаг вперед в развитии всего русского общества.

Лермонтов.

Основн й пафос творчества Лермонтова по Белинскому - субътивность, все, чтобы ЛермонтОв не изображал, он изображает со своей, субъективной точки зрения.

Чем выше поэт, тем теснее он связан с обществом. Он делает поправку, что основной пафос творчества Лермонтова - тОска по жизни.

В тОже время в творчестве Лермонтова ест И переход к гармонии, примире ию с жизнью. Гого ь - трей великий писатель о котором он говорил. Основной фос твчества Гоголя

- субъективность, но иная, чем у Лермонтова. У Гоголя субътивност - стРастность гражданина, Гоголь - русский национальный поэт. Мертвые души п одиктованы болью за Россию. С горечью Гоголь изображает Мертвые Души помещиков, чиновников. Белинский высоко ставил Гоголя, но отмечал и слабости.

Белинский не п инимал в Гоголе его уступки слянофилам. Несколько раз Гоголь, по мнению Белинсеого незаслуже но воспевает Русь. Белинский находит высокомерие, кое-где находит интонацию поучения.

В заключение - письмо Белинского к Гоголю из Зальцбрунна 15 июля 47 года по поводу Выбранных мест Из пЕреписки с друзьями.

Он резко обвиняет Гоголя- он проповедует мистицизм, а Россия видит свои успехи не в нем. Народу нужно чувство человеческое достоинство. России нужно соблюдение хотя бы тех законов, котые Имеются, а есть огромные кпорации служебных воров.