Течение – это объединение писателей одного поколения, разделяющих общие эстетические принципы. А школа – это дружеское объединение писателей, они объединяются не только в творческом, но и бытовом. У них вырабатываются общие вкусы, позиции литературные. Я знакомлю вас с важнейшим термином. Я стараюсь читать вам историю литературы на теоретической подкладке.
Вяземский был одним из самых ярких участников Арзамаса. был одним из самых ярких участников течения легкой поэзии. Его элегии, дружеские послания, сатиры, злые эпиграммы на беседчиков передавались из уст в уста, переписывпались в альбомы. Кто помнит эпиграф к первой главе романа Пушкина Евгений Онегин.
(пропуск) У него была замечат.жена, кот.родила ему много детей, разделяла его интересы.
читайте воспоминания. Они дают замечательную картину времени, картуину арактире.
20 лет прошло, завершился период ВР.
Пушкин погиб, Лермонтов,Ж Грибоедов погиб. Прошлое обрушилось в какую-то пропасть. Вязямский открыто выступает в с воих сатирах и эпигаммах против демократической лит-ры, рпотив натур.школ. С 1855 (после смерти Николая 1) года занимает высокое положение в гос.аппарате и при дворе. И поздняя лирика князя Вяземского - это вершина всего его творчества. Обычно все-таки поэзия – удел молодых. А к старости поэтический огонь угасает. А у вяземского он разгорится.
«Грусть», «Осень», «Былое», «Бессонница», «Старость», «Хандра», «Поминки», «Кладбище», «Эпитафия самому себе». Я нашел 2 параллели в рус.лит к этому несобренному циклу Вяземского: стихи позднего Тютчева и стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.
3. Течения и школы ВР (высокого романтизма)
Элегический романтизм. Пушкин. Баратынский, Вяземский, Дельвиг. Эстетич.принципы (параграф 1). Печатались в вестнике Европы. В альманахе (сборник лит.произведений, кототрый в пушкинское время издавался к новому году. Вообще альманах по-арабски – календарь. Мы знаем, что отрывные календари, там каждый день – статейка. Отсюда – альманахи.) «полярная звезда» - альманах декабристов Рылеева, Кюхельбекера. И в лит.газете они печатались ,уже после восстания декабристов Пушкин с Дельвингом стали издавать лит.газету.
Др.течение – младшие архаисты. Архаистами были беседчики, а это – следующие архаисты, кот.ориентировались на классицизм. Но в полит. - были революционерами. Их творчество называется иначе гражданский романтизм. Это Федор Глинка, Рылеев, Кюхельбекер, близок к ним был Грибоедов, они печатались тоже в полярной звезде и в «Мнемозине».
Философский романтизм. Школа любомудров. Это Баратынский, Тютчев – но они вне любомудрия. А принадлежали школе любомудрия Владимир Федорович ОдОевский, ВенеВИтинов, ХоменкОв, Шевелев?
Они печатались в Мнемозине и создали свой журнал, который поддерживал Пушкин своим участием. У Карамзина был Вестник Европы, а они свой назвали – Московский вестник.
Фольклорный романтизм. Весь романтизм опирался на фольклор Но есть писатели ,кот целиком выросли из фольклора. Это молодой Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Кольцов. Они печатались в «Отечественных записках», в лит.газете,
Во второй половине 20-30-е годы – бунтарский романтизм.Лермонтов. Полежанов. Печатались в «Отечественных записках», в «Вестнике Европы».
Романтизм эпигонский. Эпигон – «рожденный после». Но в истории литературы эпигонами называют подражателей. Это Бестужев-Марлинский, прозаик, Бенедиктов, поэт. Они печатались в «Полярной звезде», в «библиотеке для чтения» (очень популярный журнал, враждебный Пушкину).
Лекция next.
В прошлый раз я начал говорить о высоком романтизме, рассчитывал сегодня кончить, но, когда готовился, оказалось, что материала так много, что я могу и не успеть расскахать все.
Я должен был выбрать какое-то одно течение. И выбрал то, что будет нашей темой.
ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ РУССКОГО РОМАНТИЗМА. (стр.Баевского о Баратынском, Тютчеве и в целом). + книга Маймина «О русском романтизме» и его же «Русская философская поэзия». М.1976г.
О Тютчеве есть огромная литература. Я выбрал 2 статьи. Был у нас такой замечательный исследователь русской лит.в сер.19в Борис Яковлевич Бухштиб. У него есть книга «Русские поэты». Ленинград, 1970г. Там 4 поэта и вот главу о Тютчеве я вам горячо рекомендую. А другая статья – моя собственная. Есть у нас такой журнал «Известия Академии Наук» и там разные серии, по разным специальностям. «ИАН серии языка и литературы»2004 год, №1. Статья довольно сложная. Но Тютчев - сложный поэт.
1. Введение.
Философская поэзия (фп) уже это сочетание слов представляет нелегкую проблему. Философия - это учение об отношениях человека с Богом, человека со Вселенной, человека с человечеством. Изначально для выражения человеческих чувств люди прибегали к поэзии. А для выражения мыслей - к прозе. Пушкин когда-то написал: «Проза требует мысли и мысли. Поэзия – дело другое». А тут получается, что в поэзии в стихах нужно излагать мысли. У нас иногда слова «философская поэзия» «философская лирика» употребляют необдуманно. Стоит какому-нибудь поэту задуматься, говорят – этот поэт - философ. И объявляют философом Есенина, например. И тем более о поэтах меньшего масштаба иногда пишут «поэт-философ», что совершенно не соответствует действительности. У нас есть поэзия размышлений. И для поэзии размышлений у нас есть термин «медитативная». Это от фр. «медитасьон». Был такой замечательный фр.поэт-романтик Ламартини. И он опубликовал книгу, приобредшую мир.известность: «медитасьон поэтик». «Разымшления о поэзии».
Философская поэзия затрагивает самые глубины отношения человека с Богом, с природой и с человечеством. И вот, впервые у нас поэявилась философская поэзия в конце двадцатых- 30-е годы 19в. Это «общество любомудрия», это Баратынский, это Тютчев. Обшество любомудрия основывалась на философии Шеллинга. Любомудрцы были Шеллигианцами. Сперва Пушкин их очень поддерживал, но потом разочаровался. Не было среди них такого поэта, который бы создал подлинную философскую лирику. Может быть ,и был такой – Веневитинов, но он очень рано умер.
2. Е.А.Баратынский. 1800-1844
У Б в течении его жизни вышло три сборника стихотворений. 1-я - в 27 году. Там еще нет философии, видна связь с легкой поэзии. Подлинным явлением рус.поэтич.фил.мысли стала 2 книга Баратынского опубликованная в 2 томах в 1835г. 1 том – лирика, а во 2 томе - поэмы. (ВЗЯТЬ У баЕВСКОГО). И замечательным явлением нашей поэзии стала последняя книга Баратынского «Сумерки». Она вышла в свет в 42 году, за 2 года до смерти поэта. Эта книга странная, там есть такие стихотворения как «Последний поэт», «Недоносок», от которых протягиваются нити традиций к творчеству символистов: Брюсова, Соллогуба, Блока. Баратынский сознательно строил поэзию мыслей. Он доходил до границ постижимого в человеческой личности, в природе, в искусстве.
Мне бы хотелось сравнить любовную лирику Пушкина с любовной лирикой Баратынского. Дело в том, что Пушкин сам сравнивал свою лирику с любовной лирикой Б. И П всегда был так щедр на похвалы настоящим поэтам, что о Б он сказал, что его элегии - совершенство. «После него никогда не стану печатать своих элегий». П писал, что Б – единственный у нас оригинален, потому что он мыслит. П писал : Гамлет – Баратынский. Гамлет – традиционный уже образ человека мыслящего. Вот, скажем, стихотворение Пушкина: «Когда в обьятия мои твой стройный стан я заключаю (читает)». И дальше Пушкин обьясняет : она зранит воспоминания о былых изменах и неверит новым уверениям в любви. П выражает в малеьнком стихотворении и нежность, и любовь, и восторг, и печаль, и уныние, и коварство. Эти чуства прямо названы в 20 строчках. А Б говорит о чувствах и их анализирует. Элегия «признание». Она начинается с обращения к женщине. Ей не следует требовать нежности. Он ее разлюбил и его признания, его нежность могут быть только лицемерны, притворны. Любовь прошла. И он обьясняет, почему. Дело не в сопернице. Просто его душа устала любить. Таким образом, если П говорит о чувствах и этим ограничивается – поэзия – область чувств, то Б в поэзию переносит психологический анализ. И кончает свою элегию таким выводом: «Не властны мы в самих себе и в молодые наши Леты даем поспешные обеты, смешные, может быть, всевидящей судьбе. Именно после появления в печати этой элегии Пушкин и выразил те слова.
Баратынский – пессимист. Он чувствует, что золотой век русской культуры проходит. «Век шествует путем своим железным, в сердцах корысть и общая мечта… (читает)». Время поэзии прошло, время его, Б, прошло. Он предвидит и предсказывает свою смерть. Но умирает с надеждой. «Мой дар убог и голос мой негромок, но я живу(читает). И Б нашел своего читателч в потомстве, у него никогда не было широкого круга читателей, но зато его читатели – подлинные знатоки поэзии.
3 . Ф.И. Тютчев. 1803-1873.
Т в русской поэзии стоит особняком. Это был странный человек. Его поэзия полна противоречий. И жизнь его полна противоречий. Т , друзья мои, один из 3 великих лириков 19в. Его имя стоит рядом с именами Пушкина и Лермонтова. Это не моё субъективное мнение. Некрасов когда-то написал статью о Тютчева в которой сказал, что в своей области (он не назвал эту область, но я могу вам сказать – это область философской лирики) Тютчев равен Пушкину. Этот гениальный русский поэт порою выглядит как немецкий поэт романтик. Его знакомые шутили, что Тютчев - это немецкий поэт, который случайно пишет по-русски. Т был дипломатом, жил в Германии, был знаком с Шеллингом, дружил с Гейне. Был женат на немке. По-русски он говорил только с теми, кто не мог говорить по-немецки или по-французски. А вообще русский язык для него был только языком поэзии. Поэзия Тютчева тоже пессимистична. Но не так пессимистична как поэзия Баратынского. Баратынского угнетает то, что проходит золотой век культуры, а Тютчева угнетает то, что человечество стоит на грани уничтожения. Что распадется вселенная. Распадается время, уничтожается пространство. В 1921 г Андрей Белый, очень необыкновенный и поэт, и прозаик, и философ написал поэму «Первое Свидание», в которой заглянул на четверть века вперед написал: «Мир рвался в опытах кюри Атомной лопнувшею бомбой». Он написал роман «Москва под ударом», сюжет которого состоит в том, что 1 рс.ученый изобрел атомную бомбу а немецкий шпион стремится ее похитить. Это- Андрей Белый. Тютчев, конечно, атомной бомбы не предвидел, но сходные картины