Смекни!
smekni.com

Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке. (стр. 1 из 32)

«предромантизм».

«литература 1800-1810 годов

-научная литература. По обществу «Арзамас» есть «Арзамас» в двух книгах, М: Худ. Лит. 1994г. Первые годы девятнадцатого века – утро новой русской литературы. В последний год 18 века Карамзин завершил издание своего «Московского журнала». Последние слова были такие: «Драма кончилась, и занавес опускается». Причем здесь драма? Конец 18 века отмечен французской революцией, ее часто называют Великой. Она выдвинула те идеи свободы, равенства, братства, которые лежат в основе демократического движения на протяжении всего девятнадцатого и всего двадцатого века. (произнес лозунг по -французски)

В 1799 г (когда родился Пушкин)к власти пришел Наполеон. революция была очень кровавой.. В России конец 18 века был неблагоприятным. Царствовал Павел 1. Он был психически неуравновешенный человек. сын участвовал в заговоре против отца. 12 марта 1801 г на престол взошел император Александр 1. Он изображал справедливого и гуманного государя. Именно с этой эпохи начинается роман-эпопея Льва Толстого война и Мир.

Беседы любителей русского слова.

В литературе 1-е два десятилетия отмечены борьбою между архаистами и карамзинистами, как их чаще всего называли, сторонниками новой литературы. Архаисты - это были писатели, которые жили наследием классицизма, продолжали писать в лирике – оды, в эпосе – героические поэмы, в драматургии – трагедии, пользовались высоким стилем. Среди писателей был Шишков.

писатели-староверы стали собираться сначала у Шишкова, а потом Державин предоставил для этих собраний свой дворец. Все знали, что устав "беседы" утвержден Александром Первым, значит .это общество находится под покровительством императора. И быть приглашенным было очень лестно. там царила невероятная скука. Открытие Беседы состоялось 14 марта 1811 года. Сочинения публиковались в сборниках, которые назывались: «Чтение в беседе Любителей русского слова». Вышло 19 выпусков. Кроме Шишкова и Державина, членами беседы из известных вам людей были Крылов, крупнейший актер-классицист Дмитриевский и поэтесса Анна Бунина. Беседа просуществовала несколько лет после Отечественной войны, потом умер Державин, и закончилось существование Беседы.

3. «Арзамас».

Концу Беседы» много способствовал «Арзамас» – новое литературное общество. Это лит общество было построено на принципах прямо противоположных принципам Беседы. Ничего официального. Самое прозаическое название, непонятно, откуда взявшееся. Первое заседание состоялась 14 октября 1815 года. Велись протоколы, обычно в стихах, их вел Жуковский. После смерти Державина беседа ослабела и в 17году ее существование прекратилось А в 18-м году прекратилось существование и Арзамаса. Члены Арзамаса принадлежали к течению легкой поэзии. Сам термин заимствован во французской поэзии, (поэзия ускользающая, - говорит по-французски). Это поэзия, основанная на жанрах, которые отвергались классицизмом, которая не подчинялась разграничению на стили, поэзия дружеского обихода.

.

ЛЕГКАЯ ПОЭЗИЯ

Термин заимствован Во Франции (от французского - "ускользающая"). Она, легкая поэзия, возникла во Франции в 17в, в эпоху классицизма, но противостояла классицизму. В России легкая поэзия появилась в 18в (поэма Богданович «Душенька» - с нее все началось). В Легкой П много шутливого, важное место занимает эротическая тема, Если поэзия классицизма учит подчинять личность государству, верно служить монарху, то ЛП обращена к другу (от одного к другому), поэтому центральный жанр ЛП - дружеское послание.. Кроме дружеского послания широко была распространена эпиграмма – коротенькое сатирическое стихотворение. Романс – стихотворение о чувствах человека. Песня. Элегии. Сатира. Представители ЛП печатались в лучших русских изданиях. Например – «Вестник Европы», журнал, который издавал Карамзин.ЛП создала образ лирического героя.– это человек, живущий вдали от столицы , на лоне природы, в деревне, в хижине.

К.Н. Батюшков. 1787-1822-1855.

Б называли защитник Отечества и узник сумасшествия. Когда ему было 5 лет, сошла с ума и умерла его мать. Он рос, не зная материнской ласки и любви. Он не был богат, служил чиновником, но по хар-ру своему не был приспособлен к гос.службе. Но когда французы вторглись в Россию, Б дорбоовольцем вступил в армию. И только после войны он по-настящему отдался литературе. Известность ему принесла сатира (еще один жанр, типичный для ЛП) «Видение на берегах Леты». Когда он заболел, он с большим трудом, с помощью друзей, кот.ценили его поэт.дар, выхлопотал себе место чиновника в рус.посольстве в Италии. Врачи уверяли его, что замечательный климат его исцелит. Но болезнь все прогрессировала и в 22-м году он уже не мог служить. Б принадлежит и теоретич.обоснование легк.поэзии. Он говорит, что ЛП прокладывает новые пути в лит, сближает лит с жизнью, вводит в лит-ру жизнь, дает новые темы и образы. Большое место в тв-ве Б занимает жанр посланий. Его посл-я обращ-ны к Вяземск, Жуков-му, Гнедичу, он пишет эти послания 3-м ямбом. Это важная реформа. Для классицизма главным стих-м размером был александрийский стих, т.е. 6-й ямб. (Ломоновсое посл-е графу Шувалову). 3 стопы – цезура – 3 стопы-цезура.

самое знаменитое послание б «мои пенаты».

Послания Б писал главным образом в ранний период своего тв-ва. Главным жанром своей поэзии он считал элегии. И действительно, в области элегии Б достиг наивысших высот перед П.

Обычно элегия Б велика по размерам, это большое стих-е, и он прославился большими, историческими элегиями. Это «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции», «Смерть Тасса». Торквато Тассо – итальянский поэт эпохи возрождения. В больших элегиях Б поднимает большие проблемы, о смысле жизни, о смысле искусства, о важных исторических событиях. Батюшков был учеником не только Тассо, но и великих римлян: Вергилия, Тибула, фр.поэта Парни (Парни – уже вершина фр.ЛП).

Басни Крылова.

«Дуб и трость» и «разборчивая невеста» - перевод басен Лафонтена.

басни Крылов начал писать в 19 веке.

первая книга басен Крылова вышла в 1809 г. Один высокопоставленный вельможа пожелал послушать басни К в исполнении автора – ходили слухи, что К замечательно читает свои басни. К явился, прочитал несколько басен, вельможа сказал – да, неплохо, а почему ты братец, не поучишься у нашего Иван Ивановича Дмитриева, он конечно не поэт, но ни в какое сравнение с Крыловым не идет. К пришел домой, и написал басню «Осел и Соловей». «Демьянова уха» - К рассказ, как он однажды пришл на зеседание БЕСЕДЫ и принес новую басню. Предварительно прочитал ее на собрании разряда. И председатель разряда просит бумажку с текстом, чтобы познакомиться. Крылов что-то пробормотал и не дал. И К читает «Демьянову уху». И все расхохоталтись -так это удачно получилось комменатарием к скучнейшему заседанию. Волк на псарне – 1812г – в основе историч.факт. Наполеон, когда занял Москву. Чувствовал, что положение у него непрочное. Удивился, чт оАлександлр1 не присылает предлож о мире. Прислал сам, выбрав для этого отца Герцена. А1 отказался. Он сказал, что никаких переговоров, до тех пор ,пока хоть 1 фр на терре. Когда эту басню доставили Кутузову, он дошел до слов «ты сер, а я .приятель, сед» - Кутузов снял фуражку и потряс своей седой головой.

В Крылове мы видим не романтика. Мы видим в нем реалиста. Это ранний русский реализм. Юрий Николаевич Тынянов выделял в лит.процессе старшую линию и младшую. Старшая линия лит.процесса – это те жанры, те стили, те произведения, те писатели, которые на виду у читателей, у критиков, которые определяют собою лицо лит.процесса в данный период. Для рус.лит первых 2 десятилетий 19 в это - предпромантизм. Жанры предромантизма, писатели, стили, бробьа Беседы и Арзамаса, но в глубине лит.процесса есть всегда младш.линия, кот не бросается в глаза, часто не принимается всерьез, недооценивается. Но в ней формируется будущее. А потом приходит великий писатель, использует то, что наработано в малдшей линии лит.процесса и переводит этот материал в старшую линию. Так по Тынянову, по учению формальной школы идет развитие литературы. И вот .в период предромантизма, а потом выского романтизма, в младш.линии лит.процесса формировался реализм. И первым здесь был И.А.Крылов. И в этом его величайшая заслуга. Он прокладвывал путь реализму в рус.лит. Реализм его еще был ограниченный, без психологизма, без широкого социального взгляда на жизнь. Огр-й, т.к. Крылов ограничивал мировоззрение своих басен мировоззрением народа. То. Что было доступно крестьянину, мулограмотному мещанину, купцу – это вводил Крылов в свои басни. И эта же ограниченность реализма Крылова сделал его одним из самых популярных писателей первой половины 19в. Он был общедоступным писателем, дудешка Крылов – так прозвал его народ.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852).

Я расскажу о жизни и личности Жуковского, и о значении его творчества. И жизнь, и значение для русской поэзии так знаменательны, что мы можем только прикоснуться к этим темам. О Жуковском есть огромная литература, я называю лучшую книгу, которая есть, автор – академик Александр Н.Веселовский. Был крупным литературоведом его младший брат, Алексей Н. На склоне дней своих Александр написал такую книгу: «В.А.Ж, поэзия чувства и сердечного воображения». «Сердечного воображения» он взял в кавычки – это слова самого Жуковского. Петербург ,1904г. В этом же году рецензию на эту книгу написал студент Петербургского университета, А.Блок. Вначале он дал обзор всего творчества Веселовского, а потом подробно рассмотрел его книгу. Такой это был студент. Из изданий советского времени лучшее – Ирина Михайловна Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского», М 1975г. Есть и другие хорошие книги. Полное собрание сочинений Жуковского вышло единственный раз в 1902 г в 12 томах. Сейчас издается новое полное собрание сочинений Жуковского, в Томском университете. Второй том есть у нас на кафедре.

Итак,

1. Жизнь и личность.

В тульской губернии жил помещик Афанасий Иванович Бунин, владелец села Мишенского. Во время русско-турецкой войны , отправляя на войну нескольких крестьян-рекрутов, он сказал одному из них: «Привези мне братец хорошенькую турчанку, видишь, жена моя совсем состарилась». Крестьяне добросовестно выполнили поручение барина и привезли даже двух турчанок, сестер, с русско-турецкой войны. И вот, одна из них по имени Сальха, стала матерью великого русского поэта. А записан отцом будущего поэта был бедный дворянин Андрей Жуковский, который приживалом жил в Мишенском. А.Иванович скоро умер, но жена его, Мария Григорьевна, не рассталась с Альхой, относилась к ней по-доброму, а Василия Андреевича воспитала как своего сына. Жуковский учился сперва в Туле в частном пансионе, был исключен «за неспособность», как было записано в его аттестате, был отдан в Московский благородный пансион. Тут все три слова значительны – Московский – понятно, благородный- т.е. там учились только дети дворян, и там были запрещены телесные наказания (вообще в конце 18- начале 19 века телесные наказания были распространены но не для детей дворян). А пансион – это учебное заведение при Московском университете, оно готовило детей для поступления в Московский университет. Причем иногородние дети там и жили (и Жуковский там жил). И там у него возникли дружбы на всю жизнь. Там он приобщился к чтению, он собрал за свою жизнь прекрасную по тому времени библиотеку – 5.500 книг. И всю жизнь составлял списки книг – какие нужно прочитать, и какие прочитаны, и делал пометки. Это я говорю с намеком.