Агата Кристи называет это убийство варварской расправой. Парадокс в том, что оно происходит в семье, то есть кто-то из членов семьи совершает это убийство, а не посторонний человек, и в том, что это убийство происходит в канун Рождества. Но Агата Кристи умело развеивает миф, что на Рождество царят только «peace, goodwill — andallthatkindofthing. Goodwill all round» [40], атакже, что «Christmas time is an unlikely season for crime» [40] ипонятнообъясняет, почемутакслучилось «And families now, families who have been separated throughout the year, assemble once more together. Now under these conditions, my friend, you must admit that there will occur a great amount of strain. People who do not feel amiable are putting great pressure on themselves to appear amiable! There is at Christmas time a great deal of hypocrisy, honourable hypocrisy, hypocrisy undertaken pour le bon motif, c’est entendu, but nevertheless hypocrisy!... under these conditions—mental strain, physical malaise—it is highly probable that dislikes that were before merely mild and disagreements that were trivial might suddenly assume a more serious character. The result of pretending to be a more amiable, a more forgiving, a more high‐minded person than one really is, has sooner or later the effect of causing one to behave as a more disagreeable, a more ruthless and an altogether more unpleasant person than is actually the case! If you dam the stream of natural behaviour, mon ami, sooner or later the dam bursts and a cataclysm occurs!» [40].
Таким образом, эта история и такое пояснение всего случившегося полностью разрушает рождественскую «философию» Диккенса. Вера в то, что вкаждом доме царят мир и покой, что у всех праздничный настрой, что люди настроены на тихий семейный праздник и что на Рождество везде царят мир и благодать, покидает нас. Агата Кристи, выбрав для «художественного оформления» происшедшего убийства образ Рождества, стирает и разрушает его.
Так,роман написан в традиционной для «Золотого века детектива» манере — семейное убийство в загородном доме в запертой изнутри комнате — что, в общем-то, нехарактерно для Дамы Агаты. В рассказе «Hercule Poirot’s Christmas» весьма тонко и многогранно показаны семейные отношения, а также сделана весьма успешная попытка их психологического осмысления. Мы видим, что члены семьи очень далеки друг от друга в духовном и эмоциональном планах. Им чужды такие семейные ценности, как забота о ближнем, любовь друг другу, взаимопомощь, поддержка в затруднительных ситуациях, взаимовыручка. Все они живут только для себя, стараясь «вырвать» больший «кусок» наследства. Тем самым в нашем воображении складывается совершенно противоположная картина в сравнении с той, которую мы можем наблюдать в новелле О. Генри «TheGiftoftheMagi», где автор сравнивает богатство материальное и духовное и последнее он ставит намного выше. Для героев же Агаты Кристи нет ничего более ценного, чем материальное благополучие. Таким образом, разрушается еще один миф, связанный с образом Рождества, который гласит, что под Рождество все становятся добрее и ближе друг к другу, что семейные узы становяться крепче, а прошлые ссоры забываютя и прощаютя.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены понятия «художественный образ», определены его свойства, типы и специфика. Так, художественный образ — это всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Термин «художественный образ» был рассмотрен в онтологическом, семиотическомгносеологическом и эстетическом аспектах. Различают такие виды художественных образов, как метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, синекдоха. Они широко используютя авторами как в поэзии, так и в прозе для создания традиционных и авторских образов.
Мы проследили и изучили эволюцию образа Рождества в разные эпохи и убедились, что восприятие этого образа было весьма неоднозначным, так как Рождество имеет не только религиозную, но и светскую стороны.
Подобная смысловая неоднозначность восприятия Рождества нашла отражение в произведениях Чарльза Диккенса. Так, нельзя с полным правом говорить о христианском звучании романов даже в «ChristmasStories» писателя. Религиозный смысл и евангельские образы Рождества в творчестве Диккенса уступают место обыденности, «поэтизации действительности» [29, c. 56]. Часто в понимании Рождества писатель следует старым английским традициям. И, как пишет в своей книге Г.К.Честертон, «идеал семейного уюта принадлежит англичанам, он принадлежит Рождеству, более того, он принадлежит Диккенсу» [37, c. 109]. Кроме уюта, по Диккенсу, составляющими образа Рождества также являются любовь к беднякам, семейный очаг, или открытый огонь, и туман. Диккенс поэтизирует обыденную реальность, используя эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.
К Рождеству у Диккенса было особое отношение. Он славит его как праздник добрых чувств и прощения всех обид. Однако, Рождество по Диккенсу не только семейный праздник, но праздник равенства, ведь «божественный младенец», по евангельской легенде, родился в коровнике — обстановке самой что ни на есть «демократичной». Таким образом бедняк как бы уравнивался с теми, кто в остальное время года смотрел на него сверху вниз. В рождественский праздик даже самый бедный оставался дома, в кругу семьи.
Для Диккенса, который надеется на мирное разрешение общественных конфликтов, Рождество связано и с мечтой о всеобщей доброте и благожелательности, которые должны воцариться в мире. А рождественский рассакз должен в этом убедить, поддержать силы бедняка и тронуть сердце хозяев.
Оформившись в самостоятельный и законченный жанр, «ChristmasStories» стали следующей ступенью в создании «рождественской» философии Диккенса. Повествование облечено в форму сказки, иными словами, сам жанр указывает, что все описанное – фантазия, хотя и прекрасная и возвышенная. «Men's courses will foreshadow certain ends, to which, if persevered in, they must lead», said Scrooge. «But if the courses be departed from, the ends will change. Sayitisthuswithwhatyoushowme!» [44].
Таким образом, «ChristmasStories» Ч. Диккенса придали английскому Рождеству духовный и нравственный смысл главного и самого любимого праздника, который воспевает любовь, примерение и семейное единение.
Еще одним представителем рождественского рассказа является О.Генри. В своей новелле «TheGiftoftheMagi» он представил нам образ двух влюбленных. Эта молодая пара очень бедна, но любовь их безгранична.
И вот влюбленные дарят друг другу подарки и не могут скрыть слез, потому что оба предмета не находят применения (нет больше у Деллы красивых, длинных волос, и нет у Джима часов). Но зато супруги понимают, что нет ничего ценнее их любви. Каждый пожертвовал самым ценным, лишь бы порадовать любимого. Они подарили самое главное — любовь и преданность. И подарок этот бесценен. Так, описав один вечер юных супругов в канун Рождества, автор утвердил в новелле вечные человеческие ценности: семейное тепло, любовь к ближнему и бескорыстие.
Таким образом, О. Генри придает образу Рождества «семейные» черты, и в этом американский писатель солидарен с Ч. Диккенсом. Образы Рождества, созданные ими в своих произведениях совпадают, точнее сказать, О. Генри является приемником «рождественской философии», созданной Ч. Диккенсом.
В данной работе было также рассмотрено произведение А. Кристи «HerculePoirot’sChristmas». Описав отношения в семье, члены которой находятся в соре, и убийство, которое происходит в канун Рождества, А.Кристи ставит под сомнения рождественские ценности, созданные и воспетые Ч. Диккенсом и О. Генри. Тем самым, писательница разрушает традиционный образ Рождества, показывая и описывая реальность так, как она есть на самом деле: корыстных родственников, которые не могут, да и не хотят забывать прошлые обиды, кровавое убийство, притворство и предательство.
В данной работе был проведен сравнительный анализ образа Рождества и стилистических особенностей его создания в литературных произведениях разных эпох — Ч. Диккенса «ChristmasCarol», О. Генри «TheGiftoftheMagi» и А. Кристи «HerculePoirot’sChristmas».
Таким образом, цели данной работы — сравнить и проанализировать создание образа Рождества в англоязычной прозе, определить какие стилистические средства были использованы писателями для создания образа Рождества — нами были полностью достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Античные мыслители об искусстве / И.Н. Пищев (отв. ред.) [и др.]. – М.: Наука, 1987. – Т. 2. – 310 с.
2 Аристотель, Об искусстве поэзии / Аристотель. – М.: Академия, 1957. – 270 с.
3 Бахтин, М.М., Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М.: Наука, 1995. – 276 с.
4 Белинский, В.Г. Идея искусства / В.Г. Белинский. – М.: Феникс, 1954. – 245 с.
5 Бобров, С.К. Рецензия на сборник новелл / С.К. Бобров. – М.: Наука, 1924. – 177 с.
6 Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Радуга, 1965. – 177 с.
7 Гегель Эстетика / Гегель. – М.: Академия, 1968. – 288 с.
8 Григорьев, M.C. Об искусстве / А. Н. Григорьев. – М.: Наука, 1975. – 319 с.
9 Григорьев, М.С. Форма и содержание литературно-художественного произведения / М.С. Григорьев. – М.: Академия, 1989. – 410 с.
10 Диккенс, Ч. Речь в защиту больницы для детей. 9 февраля 1858 года / Ч. Диккенс. – М.: Художественная литература, 1962. – 508 с.
11 Дмитриева, Н.П. Изображение и слово / Н.П. Дмитриева. – М.: Академия, 1962. – 313 с.
12 Золотаревская Ф.П. О. Генри и его новеллы / Ф.П. Золоторевская. – М.: радуга, 1991. – 204 с.
13 Ивашева, В.В. Творчество Диккенса / В.В. Ивашева. – М.: Художественная литература, 1954. – 315 с.
14 Левидова, И.М. О. Генри и его новелла / И.М. Левидова. – М.: Феникс, 1973. – 178 с.
15 Лессинг, Г. О границах живописи и поэзии / Г. Лессинг. – М.: Академия, 1957. – 406 с.
16 Лосев, А.Б Диалектика художественной формы / А.Б. Лосев. – М.: Наука, 1927. – 298 с.
17 Лосев, А.Б Художественные каноны как проблема стиля / А.Б. Лосев // Вопросы эстетики. – М.: Академия, 1964. – 345 с.
18 Лосев, А.Б. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Б. Лосев. – М.: Академия, 1976. – 246 с.
19 Лотман, Ю.Н., Слово и образ / Ю.М. Лотман. – М.: Радуга, 1994. – 277 с.
20 Лотман, Ю.Н. Структура художественного текста / Ю.Н. Лотман. – М.: Феникс, 1970. – 208 с.
21 Михальская, Н.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества / Н.П. Михальская. – М.: Радуга, 1959. – 277 с.