В Америке Рождество стали отмечать не сразу: ранние колонисты-пуритане к праздникам вообще относились подозрительно, а в штате Массачусетс оно даже было под запретом.
Примерно с середины 1870 годов сначала для англофонов а также представителей высшего и среднего классов, а потом и для всех остальных слоев общества Рождество начало постепенно становиться светским праздником [21, c. 106]. Перенос большинства праздничных действий из церкви в дома и на улицы привел к возникновению новой традиции отмечать Рождество как семейный праздник с присущим ему большим количеством радостного веселья. С той же поры ведется отсчет времени существования у людей замечательной традиции поздравлять друг друга красочными открытками на Рождество.
За много лет до рождения Христа друиды использовали ветви омелы для украшения домов, празднуя наступление зимы. Они почитали ее как священное растение и верили, что омела имеет свойство излечивать многие болезни (в том числе и бесплодие), помогает при отравлениях и защищает от злых чар.
С омелой связаны красивые рождественские поверья и ритуалы. Поэтому каждый год в декабре принято покупать изящную веточку омелы и дома подвешивать её где-нибудь повыше. Считается, что именно на Рождество омела полностью проявляет свои качества, помогая сохранить в семьях любовь, здоровье и достаток.
Для англосаксов омела была одним из атрибутов Фрейи, богини любви, плодородия и красоты. По обычаю, мужчина имел право поцеловать девушку, которая нечаянно оказывалась под веткой омелы (их обычно прикрепляли к потолку или вешали над дверным проемом). Обычай целоваться под омелой сохранился и по сей день во многих странах, особенно во время рождественских и новогодних праздников.
Сейчас омела является одним из главных символов Рождества, хотя на первых порах церковь запрещала ее использовать для украшения жилищ, из-за связанных с этим растением языческих легенд. Вместо нее рекомендовалось применять остролист.
В произведениях Диккенса также можно встретить этот символ: «…andwinkingfromtheirshelvesinwantonslynessatthegirlsastheywentby, andglanceddemurelyatthehung-upmistletoe» [42].
Остролист, как мы уже упомянали, это еще один рождественский символ. И, конечно, здесь тоже не обошлось без друидов, которые очень уважали остролист за его способность оставаться зеленым и красивым даже зимой, когда природа лишалась большинства своих красок.
Римляне также любили это растение, считая его творением Сатурна. Во время буйного празднования Сатурналий (прообраза европейского карнавала), горожане дарили друг другу венки из остролиста и украшали ими же дома. Столетия спустя, в то время как основная часть римлян продолжала праздновать Сатурналии, ранние христиане уже тайно отмечали Рождество. Чтобы избежать преследований, они, как и все, украшали дома ветками остролиста. Когда христианство превратилось позже в доминирующую религию, остролист стал признанным символом Рождества. Согласно некоторым версиям, именно из него был сделан венец Христа, а ягоды остролиста, изначально белые, покраснели от крови Спасителя.
А еще остролист означает радость и примирение и, согласно народным поверьям, защищает от колдовства и молнии.
Как и омелу, остролисты использовали ещё в Древнем Риме во время Сатурнианских зимних празднеств, на месте которых с приходом Христианства возникло Рождество. В верованиях друидов падуб символизировал солнце, поэтому древние кельты украшали свои жилища молодыми побегами растения в хмурые зимние месяцы. До сих пор остролист является традиционным рождественским растением и широко используется во время зимних праздников в качестве украшения помещения и праздничного стола как материал для изготовления рождественских венков и даже порой вместо главного рождественского дерева — ёлки.
В «Christmas Carol» во время встречи Скруджа с Духом нынешних святок, комната главного героя «hadundergoneasurprisingtransformation. The walls and ceiling were so hung with living green, that it looked a perfect grove; from every part of which, bright gleaming berries glistened. The crisp leaves of holly, mistletoe, and ivy reflected back the light, as if so many little mirrors had been scattered there» [42]. В другом произведении Диккенса «ChristmasTree» также встречается этот символ: «Upyonder, amongthegreenhollyandredberries…» [41]. Использованные Ч. Диккенсом символы Рождества, помогают создать определенную праздничную атмосферу и проникнуться духом наступающего праздника.
Пуансеттия — это очень красивое мексиканское растение, которое часто используют для украшения помещений во время рождественских праздников.
Пуансеттия названа так в честь Жоеля Пуансетта, первого американского посла в Мексике, который в 1828 году привез ее в Штаты. Благодаря форме своих листьев, это растение стало символом Вифлеемской звезды и поэтому ассоциировалось с Рождеством. Ярко-красные листья пуансеттии, окружающие ее невзрачный желтый цветок, часто принимают за лепестки.
Рождественские огни — еще одна дань старинным дохристианским традициям. У многих народов самое темное время года и долгожданный поворот к удлинению светового дня с незапамятных времен стали причиной разнообразных праздников, связанных с победой света, огня и солнца. Вполне возможно, что традиция зажигания рождественских огней возникла не без влияния иудейской Хануки – праздника огней, который отмечают 8 дней с 25 числа месяца Кислев (как правило, приходится на декабрь). То, как в первый день в восьмисвечнике зажигают одну свечу, во второй две, в третий три и т.д. несколько напоминает западную христианскую традицию Адвента – предпраздничного периода, начинающегося за четыре воскресенья до Рождества, в четвертое воскресенье до Рождества на венке с четырьмя свечами зажигают одну свечу, в третье — две и так далее, а к Рождеству на венке горят уже все четыре свечи.
КогдаСкруджвидитсвоююность, РождествоумистераФиззиумнга, топраздникотмечаетсявхорошоосвещеннойзале: «…the lamps were trimmed, fuel was heaped upon the fire; and the warehouse was as snug, and warm, and dry, and bright a ball-room, as you would desire to see upon a winter's night» [42].
Впрочем, старинных христианских символов в современных традициях празднования Рождества тоже немало. Так звезда, которой в советское время было допустимо украшать верхушку новогодней елки (вместо популярного до Революции ангела), восходит к Вифлеемской звезде, что привела волхвов (в западной традиции царей-магов) к яслям с новорожденным Христом. А поскольку это была комета, рождественские звезды в западной иллюминации часто так и изображаются – «с хвостом». Звездная рождественская выпечка популярна и на севере Италии в Вероне: это пандоро (pandoro), ребристый кулич из воздушного дрожжевого теста, который принято резать горизонтально, так что каждый ломоть в результате имеет форму звезды.
Другие гастрономические атрибуты Рождества связаны с символикой чисел, особенно популярны 12 и 13 (12 – это верные Христу апостолы, а 13 – апостолы и сам Христос). В Провансе на юге Франции после полуночной мессы на Рождество до сих пор подают 13 рождественских десертов. В их число входят лесные или грецкие орехи, изюм, сушеный инжир, миндаль (это символы 4 нищенствующих орденов: августинцев, доминиканцев, францисканцев и кармелиток), ромбовидные марципаны-калиссоны (calissons) из Экса с дынными цукатами, белая нуга, черная нуга, айвовый мармелад-пат, зимняя дыня, светлый виноград, мандарины, старинный сладкий кекс «помпа» на оливковом масле (pompe или fougasse), а также финики, фаршированные зеленым и красным марципаном.
Темно-зеленый и ярко-красный — главные символические цвета Рождества, вечная жизнь и побеждающий тьму огонь и красное солнце. Неудивительно, что мексиканский молочай красивейший (Euphorbiapulcherrima) с ярко-красными и темно-зеленами листьями, более известный как пуансеттия, или пуэнсеция (а по-английски «рождественская звезда», или «зимняя роза» – Christmasstar, winterrose) последние несколько десятилетий стал одним из новых символов Рождества. Красно-зеленые «елки» из искусно постриженных кустов пуансеттии не редкость в южных широтах в рождественскую пору.
Символы Рождества можно обнаружить и в разнообразной праздничной выпечке европейских стран, так что каждое событие рождественского календаря имеет свой ряд рецептов и образов.
В Англии и Шотландии существенную часть Рождественского праздника составляет обрядовая еда — ужин в сочельник и обед на первый день Рождества.
В Шотландии, Ирландии и Уэльсе к Рождественскому обеду обычно готовили кусок жареной говядины или козлятины — Рождественский бык (Yulebull) или Рождественская коза (Yulegoat). Но постепенно традиционным мясным блюдом на Рождество стал жареный (в Ирландии, Уэльсе) или копченый (в Шотландии) гусь. Он остался главным Рождественским блюдом и в наши дни в Уэльсе и Шотландии (Хайланд). В Англии же с XVIII в. его место заняла жареная или фаршированная индейка.
В «Christmas Carol» Ч. ДиккенсописываетпраздничныйужинсемьйКрэтчитовСледующимобразом: «Such a bustle ensued that you might have thought a goose the rarest of all birds; a feathered phenomenon, to which a black swan was a matter of course — and in truth it was something very like it in that house… At last the dishes were set on, and grace was said. It was succeeded by a breathless pause… There never was such a goose. Eked out by apple-sauce and mashed potatoes, it was a sufficient dinner for the whole family… The pudding was out of the copper… At last the dinner was all done, the cloth was cleared, the hearth swept, and the fire made up. The compound in the jug being tasted, and considered perfect, apples and oranges were put upon the table, and a shovel-full of chestnuts on the fire» [42].
Ритуальное значение имели напитки и кушанья, приготовленные из хлебных злаков. В Абердиншире и на северо-востоке Шотландии было в обычае ставить на стол в сочельник большой кубок специального Рождественского напитка, называемого соуенс (sowans). Его приготовляли из заквашенного и подвергшегося брожению ячменного зерна, с добавлением меда и сливок. Напиток разливали в небольшие деревянные чашки, на дно которых клали какой-нибудь предмет: если выпивший видел на дне кольцо - это к свадьбе, монету — к богатству, пуговицу — к безбрачию и т. д.