АСТРАХАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РЕФЕРАТ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:
«Мысль семейная» в романе-эпопее «Война и мир»
Выполнила:
студентка 1 ф/л9 гр.
I курса
Лукманова А. С.
Проверила:
Боева М. Ф.
Астрахань-2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
1. «МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ «ВОЙНА И МИР».......... 4
2. СВЯЗЬ «МЫСЛИ СЕМЕЙНОЙ» С «МЫСЛЬЮ НАРОДНОЙ»................. 9
Заключение........................................................................................................ 12
Список литературы........................................................................................... 13
Склад психологии человека, его взгляды и судьба, по Толстому, во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву. И не удивительно, что многие главы романа-эпопеи посвящены домашней жизни героев, ее бытовому укладу, внутрисемейным отношениям. Хотя Толстой порой и изображает рознь между кровно близкими людьми (натянутые отношения княжны Марьи с отцом в пору их московского житья; отчуждение между Николаем и матерью из-за его намерения жениться на Соне), главное в семейных эпизодах «Войны и мира» — неподдельно-живое общение между людьми, которые дороги и близки друг другу. Семейный мир на протяжении всего романа противостоит как некая активная сила внесемейному разладу и отчуждению. Это и суровая гармония упорядоченно-строгого уклада лысогорского дома, и поэзия теплоты, царящая в доме Ростовых с его буднями и праздниками (вспомним охоту и святки, составляющие центр четвертой части второго тома). Семейные отношения Ростовых отнюдь не патриархальны. Здесь все равны, все имеют возможность выражать себя, вмешиваться в происходящее, действовать инициативно.
Семья, по Толстому,—это свободно-личностное, неиерархическое единение людей. Эту ростовскую традицию наследуют и вновь сложившиеся семьи, о которых идет речь в эпилоге. Взаимоотношения мужа и жены в романе не регламентированы ни обычаем и привычным этикетом, ни вновь вводимыми правилами. Они естественно устанавливаются каждый раз наново. У Наташи и Пьера совсем иначе, чем у Николая и Марьи: право первого голоса не предопределено ничем, кроме индивидуальных черт людей. Каждый член семьи свободно и полно проявляет в ней свою личность.
Достоевский в черновиках к «Подростку» противопоставил вновь возникающее, «случайное семейство» «семейству родовому». В качестве примера последнего он назвал Ростовых. Для толстовских героев в самом деле неоценимо важны их «фамильная» общность и приобщенность к семейному преданию, традициям отцов и дедов. Когда французы вот-вот должны были подойти к Богучарову, княжна Марья ощущала себя «обязанною думать за себя мыслями своего отца и брата»: «...что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать». Подобные же заботы всецело овладевают Николаем Ростовым в тяжелую для его семьи пору: он не отказывается от обязательства уплаты долгов, так как память об отце для него священна.
И в этом «Война и мир» Толстого родственна произведениям Пушкина, который назвал святым чувством любовь к «родному пепелищу» и утверждал, что «счастье можно найти лишь на проторенных дорогах» (Кравцову 10 февраля 1831 г.). В прозаическом продолжении стихотворения «Пора, мой друг, пора...» Пушкин высказывался как бы в духе героев эпилога толстовского романа: «Юность не имеет нужды в athome, зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу—тогда удались он домой.
Семья, по Толстому,—это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, патриархально упорядоченный и существующий на протяжении ряда поколений (ей более всего чужда монастырская изолированность), а неповторимо-индивидуальные «ячейки», обновляемые по мере смены поколений, всегда имеющие свой возраст. В «Войне и мире» семьи подвержены качественным переменам, порой весьма значительным.
В кризисных обстоятельствах (если того требует жизнь) герои романа готовы не только поступиться своим родовым имуществом (подводы Ростовых, предназначенные для вывоза вещей, отданы для раненых), но и подвергнуть опасности самих себя и близких людей. Как суровую необходимость Болконские воспринимают службу в армии князя Андрея, Ростовы—уход на войну Пети. Участвуя в петербургской оппозиции правительству, Пьер сознательно идет навстречу серьезнейшим испытаниям для себя и семьи.
В мирный быт Болконских и Ростовых вовлечен широкий круг внесемейных связей. Поездки к соседям, прием гостей, долгое пребывание в домах родственников и друзей, выезды в свет — все это органично входит в «обыденность» семьи Ростовых. Повседневность ростовского дома (как московского, так и отрадненского) немыслима без живых контактов господ с дворовыми.
В домашней жизни толстовских "героев находится место и обсуждению «общих» проблем, нравственно-философским раздумьям, спорам на военные и политические темы. Подобный «тон» в семье Болконских задает Николай Андреевич, который, несмотря на то, что безвыездно находится в Лысых Горах, знает «положение вещей» в России и Европе лучше, чем многие обитатели столицы. Можно вспомнить и рассуждения о войне в доме Ростовых, и философическую беседу Пьера с Андреем Болконским в Богучарове. Пытливая, ищущая, встревоженная мысль, нескончаемый нравственный поиск, столь характерные для семьи Болконских, проявляются и в эпилоге: графиня Марья ведет дневник, записывает свои мысли о воспитании детей. Неприметно и естественно возникает в Лысых Горах 1820г. спор—в традициях Болконских—о современной России, о ее дальнейших путях развития. Нравственно-философические помыслы графини Марьи и гражданское воодушевление Пьера естественно входят в домашнюю повседневность толстовских героев.
Атмосфера семейного мира в романе Толстого непреходяща, но наиболее ярко представлена она в эпилоге. «Ростовская» стихия единения (какие бы кризисные ситуации ни подвергали испытаниям жизнь детей Ильи Андреевича) здесь заметно упрочивается: семьи Николая и Пьера гармонически сопрягают «болконско-безуховскую» духовность и «ростовскую» безыскусственную доброту. Этот синтез двух семейно-родовых традиций мыслится автором как жизнестойкий и прочный. «Ростовская порода», будучи обогащена опытом Болконских и Безухова, в эпилоге как бы преодолевает свою былую узость и беззащитность: Николай как глава новой семьи Ростовых гораздо жизнеспособнее и практичнее, чем его отец Илья Андреевич.
В «Войне и мире», как видно, опоэтизирована повседневная жизнь с ее стабильным укладом. Героям Толстого необходимо существовать в некой устойчивой реальности, им близкой и родной, жить, говоря метафорически, в своем доме. О Пьере в тревожные дни 1812г. говорится: «Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было».
Для автора «Войны и мира», как и для А. Н. Островского, быт существует «как бытие, как способ жить, а не погибать в мире». При этом писатель, как об этом сказано в черновиках в романе, убежден, что лучшие люди, всецело сосредоточенные на решении ближайших, неотъемлемых жизненных задач, чаще всего безвестны;
«Никто их не знает». И в финале романа-эпопеи Пьер, действующий в Петербурге на виду у общественности, отнюдь не поставлен над Наташей, Николаем Ростовым, графиней Марьей, жизненное дело которых Осуществляется в «узких» рамках семьи, домашнего быта, своего хозяйства.
В «Войне и мире», где центральной является «мысль народная", как видно, важна также «мысль семейная», которая впоследствии, в «Анне Карениной», приобретет драматическую остроту.
В 60-е годы семья—в центре внимания Толстого. «Писатель,—отмечает Н. Н. Гусев,—несчастливый и неспокойный в семейной жизни, никогда не мог бы создать произведение, столь грандиозное но размеру и проникнутое таким мирным, спокойным, жизнерадостным настроением»!«Война и мир»,—утверждает другой биограф Толстого,—создана в семье, она вышлаиз семьи. Семья ничем, казалось бы, не способствовала творчеству, а вместе с тем именно она порождала его». Прототипами центральных героев были люди, составляющие ближайшее родственное и семейно-родовое окружение Льва Николаевича. В Ростовых много от Толстых и Берсов (в Николае Ростове—от отца писателя, в Наташе Ростовой—от сестер Берс: Сони и Тани), в Болконских—от Волконских (семья матери писателя); княжна Марья имеет прототипом Марию Николаевну Волконскую-Толстую. Поэтому чтение «Войны и мира» «может дополнить сведения о быте и характерах предков и родителей Льва Николаевича».
Определенные грани личности и деятельности самого писателя воссозданы в образах Пьера Безухова, Андрея Болконского, Николая Ростова. Главное же, семейные эпизоды «Войны и мира» (особенно посвященные Ростовым) передают атмосферу дома Толстых в пору детства и юности писателя, о чем свидетельствуют его поздние «Воспоминания».
Семейная тема «Войны и мира» имела для Толстого не только программно-мировоззренческое значение (провозгласить идеал), но и глубокий личностный смысл, во многом драматический. В романе писатель говорил о том, чего недоставало ему самому, чего он всей душой хотел для себя, но не мог достигнуть и обрести. В «Войне и мире» косвенно запечатлена одна из самых серьезных и сокровенных проблем судьбы самого автора, всегда тосковавшего по непосредственности. Приобщение Льва Николаевича к манившему его миру безыскусственности и любви было напряженным и рефлективным. В «Воспоминаниях» Толстой признавался, что он «был совершенно лишен» внутренней независимости от мнений о себе окружающих, которая была присуща его матери и брату Николаю. Писатель, со свойственной ему откровенностью и беспощадностью к себе, рассказывал о своем болезненном самолюбии, желании приобщиться к непосредственности — либо любовно-альтруистической, присущей Ергольской, либо наивно-эгоистической (воплощение чего он видел в брате Сергее).